РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Костомукша 11 апреля 2011 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Сафаряна И.А.,
при секретаре Некрасовой Г.В.,
с участием истца Кузьмина В.А.,
представителя ответчика ГУ УПФ РФ в г. Костомукша РК Ивановой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьмина В.А. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Костомукша РК о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости необоснованным, возложении обязанности по включению периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии,
установил:
Кузьмин В.А. обратился в суд с названным иском к ГУ УПФ РФ в г. Костомукша РК, указав в заявлении, что 11.02.2011 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением ответчика от 18.02.2011 г. №7 ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по тем основаниям, что стаж по педагогической деятельности составляет менее 25 лет. Ответчик не включил в стаж работы по специальности период работы с 20.05.1987 г. по 31.08.1988 г. работу на выборной комсомольской должности в ГК ВЛКСМ <адрес> в качестве заместителя секретаря комитета ВЛКСМ <данные изъяты>, а также периоды нахождения в служебных командировках и на курсах повышения квалификации с 24 по 28 ноября 2009 г.; с 02 по 06 февраля 2010 г.; с 29 по 31 марта 2010 г. Просит признать решение ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости необоснованным, включить в стаж работы по специальности оспариваемые периоды работы, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 11.02.2011 года.
В судебном заседании истец поддержал требования по доводам, изложенным в заявлении, пояснил, что поскольку является педагогом в соответствии с законодательством, обязан был проходить курсы повышения квалификации, кроме этого выезжал в командировки, связанные с педагогической деятельностью. В указанные периоды за ним сохранялась заработная плата. Работа на выборной должности в ГК ВЛКСМ на освобожденной основе по действовавшему в указанный период законодательству предусматривала включение указанного периода в стаж педагогической деятельности.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Костомукша РК Иванова К.А., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснила, что истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости комиссией по назначению пенсий отказано правомерно за недостаточностью требуемого стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии. Работа на выборной комсомольской должности могла быть включена в стаж работы по специальности лишь при условии, что истцом было отработано не менее 2/3 необходимого стажа по специальности на период, когда действовало постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения, сельского хозяйства», утвердившее перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения». Находясь на курсах повышения квалификации и в командировках, истец не осуществлял педагогическую деятельность, в связи с чем указанные периоды не включены в стаж работы по педагогической деятельности. Стаж работы истца на момент обращения составил 23 года 08 месяцев 13 дней.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года (далее Закона) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п. 19 ст. 27 Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что истец работает мастером производственного обучения в <данные изъяты>, что подтверждается копией трудовой книжки истца и справкой, уточняющей характер работы или условия труда, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости №34 от 11.02.2011 г. 11.02.2011 г. истец обратился Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костомукше РК о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в г. Костомукше от 18 февраля 2011 года №7 ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с недостаточным стажем работы, составившим на день обращения 23 года 08 месяцев 13 дней. Комиссия не включила истцу в стаж работы по специальности, период работы на выборной комсомольской должности с 20.05.1987 г. по 31.08.1988 г. в должности заместителя секретаря комитета ВЛКСМ <данные изъяты>; периоды нахождения в командировках и на курсах повышения квалификации с 24 по 28 ноября 2009 г.; с 02 по 06 февраля 2010 г.; с 29 по 31 марта 2010 г.
Суд считает необоснованным решение ГУ УПФ РФ в г. Костомукша РК в части не включения в стаж работы по осуществлению педагогической деятельности, указанных периодов.
Из представленных в суд документов следует, что 05.07.1984 г. истец был принят на работу в <данные изъяты> в качестве мастера производственного обучения. 19.05.1987 г. истец был уволен по переводу и 20.05.1987 г. был утвержден заместителем секретаря комитета ВЛКСМ <данные изъяты> где проработал до 31.08.1988 г.
До 01.10.1993 г. действовало постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения, сельского хозяйства», утвердившее перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения».
Согласно п.п. «а» п. 1 Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения по специальности, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается работа на выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах.
Статьей 4 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Распространение действия нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означает отмену для этих лиц приобретенных ими ранее пенсионных прав в соответствии с действовавшим законодательством, что противоречит Конституции РФ.
Таким образом, в педагогическую деятельность истца подлежит включению период его работы в должности заместителя секретаря комитета ВЛКСМ <данные изъяты> с 20.05.1987 г. по 31.08.1988г.
Также ответчик исключил из стажа работы по педагогической деятельности период нахождения истца на курсах повышения квалификации и в командировках, мотивируя свое решение тем, что в указанный период истец не осуществлял педагогическую деятельность. Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости…., утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, не предусматривают включение в стаж периодов нахождения в служебных командировках и на курсах повышения квалификации.
Решение Управления Пенсионного фонда РФ в г. Костомукша РК противоречит закону и ущемляет право истца на пенсионное обеспечение.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости…., утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 167 и 187 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку, а также в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. При этом из сохраняемой заработной платы работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Из представленных документов следует, что истец Кузьмин В.А. находился в командировке и на курсах повышения квалификации с 24 по 28 ноября 2009 г.; с 02 по 06 февраля 2010 г.; с 29 по 31 марта 2010 г.
Не имеет правового значения указание в данных о стаже на то, что периоды, относящиеся к командировкам и к курсам повышения квалификации характеризуются как обычные периоды работы, поскольку вышеприведенные положения Трудового кодекса РФ не позволяют толковать указанные периоды как иную, не педагогическую деятельность, а из текстов приказов о направлении в командировки и на курсы повышения квалификации следует, что Кузьмин В.А. направлялся для осуществления деятельности, непосредственно связанной с основной работой истца.
С учетом зачета спорных периодов работы с 20.05.1987 г. по 31.08.1988 г. в должности заместителя секретаря комитета ВЛКСМ <данные изъяты>, периодов нахождения в командировках и на курсах повышения квалификации с 24 по 28 ноября 2009 г.; с 02 по 06 февраля 2010 г.; с 29 по 31 марта 2010 г. в специальный стаж, стаж педагогической деятельности истца на момент обращения в ГУ УПФ РФ в г. Костомукша РК составил 25 лет, что не оспаривается представителем ответчика.
С учетом изложенного требование истца о возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Костомукша РК в пользу Кузьмина В.А. надлежит взыскать расходы по оплате госпошлины в сумме 200 руб.
Руководствуясь ст.ст.196 -198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление удовлетворить.
Признать необоснованным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Костомукша РК №7 от 18 февраля 2011 г. об отказе в назначении Кузьмину В.А. досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костомукша РК включить Кузьмину В.А. в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период работы на выборной комсомольской должности с 20.05.1987 г. по 31.08.1988 г. в должности заместителя секретаря комитета ВЛКСМ <данные изъяты>; периоды нахождения в командировках и на курсах повышения квалификации с 24 по 28 ноября 2009 г.; с 02 по 06 февраля 2010 г.; с 29 по 31 марта 2010 г.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костомукша РК назначить Кузьмину В.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях» с 11 февраля 2011 года.
Взыскать с ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Костомукша РК в пользу Кузьмина В.А. в возврат государственной пошлины 200 рублей.
Решение в течение 10 суток со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд.
Судья И.А.Сафарян