О возложении обязанности по предоставлению информации



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июля 2011 года                                                                                      г. Костомукша

    Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Тимонен Н.М.

при секретаре Лукиной Т.Н.

с участием истца Раснера М.И.

представителя ответчика Сеняткина Ю.И,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Раснера М.И. к управляющей организации «МУП ЦМР МО «Костомукшский городской округ» о возложении обязанности по предоставлению информации,

у с т а н о в и л:

      Раснер М.И. обратился в суд с иском к ответчику, обосновав его тем, что в нарушение п.2-5,11,17-19 Стандарта раскрытия информации, утвержденного постановлением Правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 года, части 10 статьи 161 ЖК РФ и части 11 статьи 162 ЖК РФ ответчик не представил информацию по запросу истца от 9 декабря 2010 года и 23 мая 2011 года, в которых Раснер М.И. просил раскрыть информацию о проведении капитальных ремонтов в многоквартирных домах, которыми управляет ответчик, представить годовой отчет о выполнении договора управления МКД.

      В исковом заявлении Раснер М.И. просит обязать ответчика в течение 2 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда представить истцу информацию по проведению капительных ремонтов жилищного фонда в соответствии с ранее направленным запросом; годовой отчет о выполнении договора управления за 2010 год наряду с планом работ на 2011 год и мерами по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые управляющей организацией; справку об общей сумме средств на капитальный ремонт, аккумулированных на счету многоквартирного дома по <адрес> по состоянию на 1 июля 2011 года.

     Полагая, что непредставление требуемой информации повлекло нарушение прав потребителя, истец просит обязать ответчика компенсировать моральный вред в размере 10000 руб.

     В судебном заседании истец Раснер М.И. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

     Представитель ответчика Сеняткин Ю.И, действующий на основании доверенности от имени «МУП ЦМР МО «Костомукшский городской округ», иск не признал. Возражая против иска, представил документы, содержащие информацию о сумме денежных средств, накопленных по дому по <адрес> в г. Костомукша по состоянию на 1 июля 2011 года, Отчет по затратам на содержание, техническое обслуживание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по <адрес> за 2010 год, Справку о выполненных капитальных ремонтах жилищного фонда за 2005-2010 годы. Представлением названных документов полагает суть иска исчерпанной. Оснований для компенсации морального вреда, предусмотренных законом, не усматривает.

       Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля И. проверив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

       В судебном заседании установлено, что Раснер М.И., являющийся собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме, расположенном по <адрес> в г. Костомукша, 9 декабря 2010 года обратился в управляющую организацию «МУП ЦМР МО «Костомукшский городской округ» с запросом о раскрытии информации организацией, осуществляющей деятельность в сфере управления многоквартирным домом. Запрос обоснован п.п. 2,3 Стандарта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 731 от 23 сентября 2010 года. В запросе заявитель просил раскрыть информацию по проведению капитальных ремонтов в многоквартирных домах в период с 1 июля 2008 года по 30 ноября 2010 года, с 1 декабря 2010 года и на дату обращения 9 декабря 2010 года с указанием адресов МКД, сроков начала и окончания работ, видов работ, выполняемых в процессе ремонта, сметной стоимости, фактической стоимости с указанием источников финансирования, фактической и сметной стоимости каждого вида ремонта в расчетах на соответствующие единицы измерения, копии протоколов собраний собственников помещений МКД по проведению капитальных ремонтов, информацию об организациях- разработчике сметной документации и исполнителе работ. Кроме того, заявитель просил представить адреса многоквартирных домов, в которых планируется проведение капитального ремонта в течение 2011 года с указанием планируемых сроков работ, их видов и предполагаемой стоимости по источникам финансирования.

    13 декабря 2010 года руководитель МУП ЦМР МО «Костомукшский городской округ», отвечая на запрос Раснера М.И., сообщил заявителю о работах по созданию сайта управляющей организации, где будет отражена вся информация, предусмотренная постановлением Правительства № 731 от 23 сентября 2010 года. Представил отчет по многоквартирному дому по <адрес> с указанием выполненных ремонтных работ в 2008- 2010 годах (письмо от ДД.ММ.ГГГГ).

     23 мая 2011 года Раснер М.И. обратился к руководителю МУП ЦМР МО «Костомукшский городской округ» с требованием представить справку об общей сумме средств на капитальный ремонт, аккумулированных на счете МКД, за период с 1 июля 2008 года по 1 апреля 2011 года по расчету и фактически, полученных от собственников квартир, арендаторов, заключивших договор аренды с управляющей организацией, а также администрации городского округа и годовой отчет управляющей организации во исполнение решения собрания собственников от 28 февраля 2011 года.

     Основания, указанные истцом в исковом заявлении и поддержанные в судебном заседании, для признания действий ответчика, направленными на сокрытие информации, неисполнение обязанностей управляющей организации, вытекающих из договора управления, судом не установлены.

     Согласно части 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (в ред. предусмотренной ФЗ № 237-ФЗ от 27 июля 2010 года), управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

       Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 (ред. от 10.06.2011) утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, установивший требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (управляющие организации), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия (пункт1).

     Под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 2)

        Договор управления многоквартирным домом, в котором одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме….), в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 1 статьи 162 ЖК РФ).

       Перечень информации, подлежащий раскрытию управляющей организацией, с детализацией сведений, ее составляющих, приведены в пунктах 3, 8,9,10,11,13, 14 Стандарта.

       Общая информация об управляющей организации, включает в себя фирменное наименование юридического лица, данные о руководителе управляющей организации, реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, почтовый и фактический адрес, контакты, режим работы управляющей организации и работы диспетчерских служб; перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них; перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления; сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет( пункт8)

     Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации касаются исполнения управляющей организацией договоров управления, под которыми понимается годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему; сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) ( п.9).

      Сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, т.е. об услугах, оказываемых управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491; услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: услугах, оказываемых управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); охрана подъезда; охрана коллективных автостоянок; учет собственников помещений в многоквартирном доме; иные услуги по управлению многоквартирным домом ( п.10).

       Информация о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, содержит: проект договора управления, сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать: план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о соответствии качества оказанных услуг государственным и иным стандартам (при наличии таких стандартов)( п.11).

     Информация о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включает описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.)(п.13)

      Информация о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы включает сведения о перечне коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация закупает их у ресурсоснабжающих организаций; тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 настоящего документа; тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией для расчета размера платежей для потребителей( п.14)

     Перечень сведений, которые могут быть предоставлены по запросу о раскрытии информации в соответствии с утвержденным Стандартом, является четко определенным, закрытым и не подлежит расширительному толкованию.

      Состав информации, подлежащей раскрытию, не содержит сведений, запрашиваемых истцом, об адресах многоквартирных домов, в которых проведены, проводятся или планируется проведение капитальных ремонтов в интересующем периоде, их сроках, видах, стоимости с указанием источников финансирования, с представлением копий протоколов собраний собственников помещений по проведению ремонтов, с указанием организаций - разработчиков сметной документации и исполнителей работ.

      Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что запрос Раснера М.И. от 9 декабря 2010 года не отвечает требованиям, установленным к составу информации, подлежащей раскрытию в соответствии с утвержденным Стандартом.

      Вследствие изложенного ответ руководителя МУП ЦМР МО «Костомукшский городской округ» не является основанием для усмотрения в действиях управляющей организации отказа в представлении подлежащей раскрытию информации, влекущем необходимость судебного вмешательства.

      Стандартом не установлены единые требования к форме документов, содержащих сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирным домом, равно как и документа, содержащего сведения о расходах понесенных в связи с оказанием услуг. Следовательно, Отчет по затратам на содержание, техническое обслуживание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома за период 2010 года, представленный ответчиком в судебном заседании одновременно со Справкой от ДД.ММ.ГГГГ о денежных средства, накопленных по дому пол <адрес> в г. Костомукша по состоянию на 1 июля 2011 года в сумме 274823 руб, является информацией, подлежащей раскрытию в части основных показателей финансовой деятельности управляющей организации. Проверка же объективности и достоверности содержащихся в отчете сведений выходит за рамки определенных истцом оснований и предмета иска.

      Требование истца о возложении на ответчика обязанности представить годовой отчет о выполнении договора управления за 2010 год удовлетворению не подлежит.

      Пунктом 11 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено ежегодное представление управляющей организацией собственникам помещений в многоквартирном доме отчета о выполнении договора управления за предыдущий год в течение первого квартала текущего года, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом. Из материалов дела следует, что годовой отчет был рассмотрен на собрании собственников жилых помещений МКД <адрес> 28 февраля 2011 года, что в соответствии с п.1.ст. 162 ЖК РФ свидетельствует о выполнении обязанности по представлению отчета управляющей организацией. Предметом настоящего спора не является проверка соответствия действий договору управления в части формы и способа отчета управляющей организации, в связи с чем, неудовлетворительная оценка отчета не имеет значения для дела.

       Истец не требовал у управляющей организации информацию о планах работ управляющей организации на 2011 года и о мерах по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые управляющей организацией, в связи с чем, понуждение ответчика к представлению такой информации на основании судебного решения является неправомерным.

      Требования истца о предоставлении справки об общей сумме на капитальный ремонт, аккумулированных на счету МКД <адрес> по состоянию на 1 июля 2011 года (пп.3 п.1. исковых требований) исполнены ответчиком путем представления документа за исх. № 1161 от 19 июля 2011 года, исследованного в судебном заседании.

        Суд исходит из требований, изложенных истцом в исковом заявлении, поддержанных в судебном заседании, не находя оснований для выхода за их пределы как это предусмотрено ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ.

      Утверждение истца о несоблюдении сроков предоставления ответа на запрос от 9 декабря 2010 года опровергается письмом за исх. от ДД.ММ.ГГГГ (пункты 17-19).

     Непредставление ответа на обращение Раснера М.И. от 23 мая 2011 года не является неисполнением требований Стандарта, поскольку запрашиваемые в нем сведения не являются информацией, подлежащей раскрытию в соответствии с приводимым Стандартом.

     В соответствии со ст. 15 Закона РФ « О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

      Основания для компенсации морального вреда, выражающиеся в нарушении прав истца, как потребителя, судом не установлены, следовательно, иск в этой части удовлетворению также не подлежит.

      На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-196 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

      Раснеру М.И. в иске к управляющей организации «Муниципальное унитарное предприятие «Центр муниципальных расчетов муниципального образования «Костомукшский городской округ» о возложении обязанности по предоставлению информации отказать.

        Решение в течение 10 суток со дня изготовления мотивировочной части может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд.

       Судья                                                                                                           Н.М.Тимонен

Мотивировочная часть решения изготовлена 21 июля 2011 года.

      Судья                                                                                                           Н.М.Тимонен