О возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

6 сентября 2011 года                                                                                  г. Костомукша

    Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Тимонен Н.М.

при секретаре Рахимовой Ю.Б.

с участием истицы ФИО

представителя ответчика Грамович М.Д,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Костомукша Республики Карелия о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

у с т а н о в и л:

    ФИО обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в заявлении, что 5 июня 2011 года ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костомукша РК принято решение об отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по мотиву недостаточности специального стажа. Основанием для принятия указанного решения явилось то, что ответчик при подсчете специального стажа истицы периоды с 01 апреля 1982 года по 27 мая 1985 года, с 27 мая 1985 года по 6 сентября 1991 года зачел в календарном исчислении, не применив повышающие коэффициенты за работу в сельской местности и в отделении, имеющем хирургический профиль. Полагает, что на 8 августа 2011 года возникло право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с тем, что требуемый стаж в размере 30 лет на указанную дату истцом выработан. Истица в заявлении просил обязать ответчика назначить ей пенсию с 8 августа 2011 года.

     В судебном заседании истица поддержала исковые требования. Пояснила, что работая медсестрой палаты новорожденных в Костомукшской городской больнице, выполняла обязанности, непосредственно указывающие на хирургический профиль работы: участие в принятии родов, уход за новорожденными в палате, включая хирургические манипуляции под руководством врача, забор крови, обработка ран, прививки и т.д. Представила свой вариант подсчета трудового стажа в противовес расчетам ответчика.

     Представитель ответчика Грамович М.Д, действующая на основании доверенности от имени ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Костомукша РК, иск не признала. В своих возражениях указала на то, что при применении заявленных истцом коэффициентов ко всем запрашиваемым периодам истица не имеет достаточного специального стажа.

     Выслушав стороны, изучив материалы дела, а также представленного в суд пенсионного дела , оценив доказательства в совокупности, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

     В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается досрочно, т.е. ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

      В соответствии с данной нормой решением ГУ УПФ РФ в г. Костомукша РК от 5 июня 2011 года ФИО, обратившейся 2 июня 2011 года с заявлением о назначении пенсии, отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа. Комиссия пришла к выводу, что на дату обращения ФИО 2 июня 2011 года стаж работы по медицинской деятельности составляет 26 лет 8 месяцев 08 дней, что менее требуемых 30 лет.

      В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона обязана доказать обстоятельства, на которых она основывает свои требования или возражения.

      Истица представила в суд свой расчет, согласно которому ее деятельность в период с 1 апреля 1982 года по 27 мая 1985 года, осуществляемая в Ребольской участковой больнице и Муезерской ЦРБ в календарном исчислении составила 3 года 1 месяц и 24 дня. Такая же продолжительность медицинского стажа подтверждена справкой, уточняющая характер работы, выданной МУЗ «Муезерская центральная районная больница» 25 мая 2011 года № 1-534. в соответствии с п.а.п.5. Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009) "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;

      Применяя коэффициент 1.25 к означенному периоду, истица пришла к обоснованному выводу о льготном исчислении стажа в этом периоде соответственно 3 года 11 месяцев 6 дней (3.года 1 месяц 24 дня х 1.25). Доводы ответчика о том, что названный период при подсчете стажа учтен в льготном исчислении опровергается сведениями о трудовом стаже, содержащимися на листе 1 результатов расчета стажа( см. пенсионное дело).

       Также не подтверждается утверждение ответчика о льготном исчислении стажа истца в период с 1 июня 1985 года по 6 сентября 1991 года в родильном отделении Костомукшской городской больницы. Продолжительность стажа в календарном исчислении составляет 6 лет 2 месяца 26 дней. Стаж подтвержден справкой, уточняющей характер работы, выданной МЛПУ «Костомукшская городская больница» от 11.мая.2011 года.

        Подсчет стажа за указанный период следует производить в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Пунктом 3 названного постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения предусмотрено, что периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 января 1999 года № 28 утвержден перечень хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений. В данном перечне присутствуют акушерское и родовое( родильное) отделения.

Учитывая, что пунктом 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 один год работы в должности среднего медицинского персонала отделений хирургического профиля засчитывался за один год и 6 месяцев, стаж работы ФИО. до 6 сентября 1991 года подлежит исчислению в льготном порядке. Следовательно, 6 лет 2 месяца и 24 дня с применением коэффициента 1.5 соответствуют 9 годам 5 месяцам и 6 дням.

То обстоятельство, что 6 сентября 1991 года деятельность истца в родильном отделении была прекращена, не свидетельствует о невозможности применения Постановления , т.к. оно имеет обратную силу и подлежит применению к отношениям, возникшим до его издания в силу общего правила об обратной силе закона, улучшающего положение лица.

        В части, касающейся включения в специальный стаж период отпуска по уходу за ребенком, суд приходит к следующим выводам.

        До вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РФ предусматривала включение отпусков по уходу за детьми в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

       Названные отпуска имели место у истицы до вступления в силу вышеназванного Закона.

       В рассматриваемом периоде действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», пункт 2 которого предусматривал, что с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

        Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 375/24-11, позволяющие засчитывать в специальный стаж лишь периоды отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, не могут рассматриваться в отрыве от нормативного регулирования данных правоотношений, установленного в КЗоТ РСФСР и допускавшего до 6 октября 1992 возможность включения времени дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж работы по специальности, в т.ч. и для случаев назначения пенсии на льготных условиях

        С 3 января 1996 года медицинская деятельность истца продолжается в Костомукшской городской больнице и исчисляется в календарном порядке, что на дату обращения 2 июня 2011 года с 3 января 1996 года соответствует 16 годам 6 месяцам 24 дням.

        Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано» (Постановление от 29 января 2004 г. N 2-П по делу «О проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (ИЛ ТУМЭН) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского Атомного округа и жалобами ряда граждан).

По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Ответчик в судебном заседании не представил доказательств, опровергающих вышеизложенное, а также сведения, содержащиеся в вышеупомянутых справках, тем более, учитывая, что руководитель учреждения здравоохранения, выдавшего документ о стаже, несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в нем.

В соответствии с ч.1.ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

         Общая продолжительность специального стажа у истицы на дату обращения составляет 29 лет 10 месяцев 6 дней. (3 года 11 месяцев 6 дней + 9 лет 5 месяцев 6 дней + 16 лет 6 месяцев 24 дня)

         На 8 августа 2011 года стаж истицы с учетом вышеприведенной продолжительности составляет 30 лет 6 дней. (29 лет 10 месяцев 6 дней + 2 месяца).

         На основании ч.1.ст. 19 Закона, учитывая, что право на назначение пенсии у истца возникло на заявленную дату, а возражения ответчика объективно не подтверждены, на ответчика следует возложить обязанность по назначению истца пенсию с 8 августа 2011 года.

         На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-196 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

        Иск удовлетворить.

       Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Костомукша Республики Карелия назначить ФИО досрочную трудовую пенсию в связи с медицинской деятельностью на основании пп.20 п.1. ст. 27 Федерального закона № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 8 августа 2011 года.

        Решение в течение 10 суток со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд.

        Судья                                                                                                        Н.М.Тимонен

Мотивировочная часть решения изготовлена 8 сентября 2011 года.

     Судья                                                                                                       Н.М.Тимонен