Дело № 2 - 150/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июня 2010 года с. Коса
Косинский районный суд Пермского края
в составе:
председательствующего судьи Мининой С.Н,
при секретаре Кочкуровой Л.Г,
с участием:
помощника прокурора Косинского района Грибановой С.А,
истца С.Г.А. и его представителя С.А.В.,
представителя ответчика - З.Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Косинского районного суда
гражданское дело по иску С.Г.А. к ММУ о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и возмещении морального вреда,
у с т а н о в и л:
С.Г.А. был принят на работу в ММУ в качестве сторожа - дворника с 28.08.2009 года приказом ... № 70 от 07.09.2009 года. Приказом ... от 28.09.2009 года за № 73 С.Г.А. переведён с 15.09.2009 года оператором котельных установок на период отопительного сезона с исполнением обязанностей сторожа - дворника с доплатой 20% по 2 разряду ЕТС. Приказом главного врача Косинской ЦРБ от 04.05.2010 года за № 23 С.Г.А. уволен с должности кочегара с 04.05.2010 года по п.2 ст.77 Трудового Кодекса РФ.
С.Г.А. обратился в суд с иском о восстановлении его на работе в должности сторожа, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и возмещения морального вреда в сумме 5000 рублей.
В судебном заседании истец С.Г.А. заявленные требования поддержал и суду показал, что был принят в ММУ сторожем по охране территории ... по его письменному заявлению с 28.08.2009 года. 15 сентября 2009 года был переведён временно на отопительный сезон оператором котельных установок .... Так же он исполнял обязанности сторожа и за это ему выплачивали заработную плату в размере 20% от оклада сторожа. 05 мая 2010 года его уволили как оператора котельных установок в связи с окончанием отопительного сезона. После увольнения на должность сторожа приняли другого человека. Считает, что уволили незаконно. Трудовой договор он подписывал, не согласен был с установленной ему заработной платой. Просит восстановить на его на работе в должности сторожа и взыскать заработную плату за время вынужденного прогула по день восстановления на работе. Кроме того, просит взыскать за моральный вред 5000 рублей.
Представитель истца С.А.В. так же поддержал заявленные требования С.Г.А. указывая, что истец был принят на постоянную работу сторожем - дворником. В сентябре 2009 года был временно переведён оператором котельных
= 2 =
установок на период отопительного сезона, по окончании которого С.Г.А. должны были предоставить прежнюю работу, что не было сделано.
Представитель ответчика З.Т.В., специалист по кадрам ММУ, с исковыми требованиями не согласилась и суду показала, что С.Г.А. в августе месяце 2009 года написал заявление о приёме на работу в качестве сторожа ММУ. На заявлении руководителем была поставлена виза о приёме на работу временно на период до 15.09.2009 года. При издании приказа о приёме на работу она ошиблась и не указала на временный срок принятия на работу. Поскольку С.Г.А. написал заявление о приёме его на работу в качестве кочегара, приказом по ММУ он был переведён оператором котельных установок на отопительный сезон. Так же С.Г.А.продолжал исполнять обязанности сторожа, но не в полном объёме, за это ему выплачивалась заработная плата в размере 20% от оклада сторожа. По окончании отопительного сезона с 04.05.2010 года С.Г.А. уволен с работы по п. 2 ст.77 Трудового Кодекса РФ. На должность сторожа приняли другого работника. Считает, что С.Г.А. уволен законно. Моральный вред при этом ему не причинён.
Выслушав объяснения истца С.Г.А., его представителя С.А.В., представителя ответчика З.Т.В., изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить исковые требования С.Г.А., суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 394 Трудового Кодекса РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за всё время вынужденного прогула или разницы в заработке за всё время выполнения нижеоплачиваемой работы.
Судом установлено, что 18 августа 2009 года С.Г.А. написал заявление о приёме его на работу в качестве кочегара ММУ. 28 августа 2009 года им же подано заявление на имя главного врача о приёме его на работу в качестве сторожа ММУ.
Приказом от 07 сентября 2009 года за № 70 С.Г.А. принят на работу сторожем - дворником ММУ с 28.08.2009 года, то есть со дня подачи заявления о приёме, с окладом 1576 рублей. В приказе не указано, что С.Г.А. принимают на работу на определённый срок.
Согласно ст. 58 Трудового Кодекса РФ трудовые договора могут заключаться на неопределённый срок и на определённый срок не более пяти лет (срочный трудовой договор).
Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределённый срок с учётом характера предстоящей работы или условий её выполнения. Если в трудовом договоре не оговорён срок его действия, то договор считается заключённым на неопределённый срок.
В соответствии со ст.72 - 2 Трудового Кодекса РФ по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, работник может быть временно переведён на другую работу у того же работодателя на срок до одного года. Если по окончании срока перевода прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал её предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным.
Приказом ... от 28.09.2009 года за № 73 С.Г.А. переведён на отопительный сезон оператором котельных установок с 15.09.2009 года с выполнением обязанностей сторожа - дворника с оплатой 20% от оклада дворника. С данным перево-
= 3 =
дом С.Г.А. согласился. Не был согласен с оплатой труда, о чём имеется запись в приказе о переводе. Согласно представленных справок заработная плата С.Г.А. начислялась за выполнение работы оператора котельных установок и отдельно за выполнение работы сторожа - дворника.
Судом установлено, что по окончании отопительного сезона С.Г.А. был уволен с должности кочегара по п.2 ст.77 Трудового Кодекса РФ (истечение срока трудового договора). В то же время об увольнении с должности сторожа - дворника С.Г.А. письменного заявления не подавал. Принят был С.Г.А. на работу сторожем - дворником на неопределённый срок.
С учётом изложенного суд приходит к выводу, что С.Г.А. с работы уволен незаконно и подлежит восстановлению.
Так же подлежит взысканию заработная плата в пользу С.Г.А. за всё время вынужденного прогула.
Судом установлено, что в период работы С.Г.А. в ММУ ( с 28.08.2009 года по 04.05.2010 года) при исчислении заработной платы стимулирующие и компенсационные надбавки включались в минимальный размер оплаты труда, что подтверждается справками о заработной плате истца за указанный период.
Статьёй 2 Трудового Кодекса РФ закреплены основные принципы правового регулирования трудовых отношений, согласно которым гарантируется обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статья 21 Трудового Кодекса РФ устанавливает, что работник имеет право на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно ст. 130 Трудового Кодекса РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
Ст. 129 Трудового Кодекса РФ определяет заработную плату (оплату труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а так же компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат).
В соответствии со ст. 133 Трудового Кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда без учёта компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые могут устанавливаться работнику лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 146 Трудового Кодекса РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 148 Трудового Кодекса РФ устанавливает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не
ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
= 4 =
В соответствии с Указом Президента РФ от 16 сентября 1992 года за № 1085 «О неотложных мерах по социально - экономическому развитию Коми - Пермяцкого автономного округа Пермской области» отнесены с 01.07.1992 года Гайнский, Косинский и Кочёвский районы Коми - Пермяцкого автономного округа к местностям, приравненных к районам Крайнего Севера, установлен районный коэффициент к заработной плате 1,2..
Согласно ст. 317 Трудового Кодекса РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах и местностях. В местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 10% заработка по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждый последующий год работы при максимуме надбавок - 50%.
Системное толкование положений статей 129, 133 и статей 146, 148 Трудового Кодекса РФ позволяет сделать вывод, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшего за этот период норму времени, ему гарантирована выплата минимального размера оплаты труда, которая составляет с 01.01.2009 года 4330 рублей, независимо от того, в каких климатических условиях он выполняет трудовые функции, то есть и тогда, когда его работа выполняется в нормальных климатических условиях.
В связи с чем, соблюдение требований статей 146 и 148 Трудового Кодекса Российской Федерации для работников, работающих в особых климатических условиях возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину минимального размера оплаты труда, а не включается в неё.
В соответствии с п. 18 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утверждённого постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 года за № 922, во всех случаях средний месячный заработок работника, отработавшего полностью в расчётный период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Всего за отработанное время с 28.08.2009 года по апрель 2010 года включительно заработная плата С.Г.А. с учётом отработанного времени, выплаты за работу сторожа 20%, ночные, праздничные и по договорам услуг исходя из минимального размера оплаты труда составляет 128 109 руб.64 коп. Отработано им 250 дней. Среднедневной заработок составляет 512 руб.44 коп. Время вынужденного прогула с 05.05.2010 года по 24 июня 2010 года 51 день. Отсюда подлежит к взысканию за вынужденный прогул 26134 руб. 44 коп. - 14% НДФЛ 3397 = 22 737 руб. 44 коп.
В соответствии со ст.394 Трудового Кодекса РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
Суд считает, что неправомерным увольнением с работы истцу причинены нравственные страдания в связи с потерей работы, поэтому в счёт компенсации морального вреда суд считает необходимым взыскать 1000 рублей, что будет соответствовать требованиям разумности и справедливости.
Руководствуясь ст.194 - 199 ГПК РФ,
суд
р е ш и л:
Исковые требования С.Г.А. удовлетворить.
= 5 =
С.Г.А. восстановить на работе в должности сторожа - дворника ММУ.
Решение в части восстановления на работе С.Г.А. подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с ММУ в пользу С.Г.А. заработную плату за время вынужденного прогула 23412 руб. 68 коп. и в счёт возмещения морального вреда 1000 рублей, всего 24412 руб. 68 коп.
Ответчика - ММУ от уплаты государственной пошлины освободить.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Косинский районный суд в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий судья: подпись.
...
Федеральный судья
Косинского районного суда: С.Н.Минина.