о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, как детям сиротам



                                                                                          Дело № 2 - 306/2011

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

18 ноября 2011 года                                                                                        с.Коса

Косинский районный суд Пермского края

в составе:

председательствующего судьи Мининой С.Н,

при секретаре Истоминой Н.С,

с участием:

заместителя прокурора Косинского района Сидоровой Т.Н,

а так же:

истицы Созоновой О.Л,

представителя Администрации <данные изъяты> МР Мелехиной Т.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Косинского районного суда

гражданское дело по иску прокурора Косинского района в интересах Созоновой О. Л., несовершеннолетнего Созонова Н.М. к Администрации <данные изъяты> муниципального района, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Косинского района обратился в суд в интересах Созоновой О.Л, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и её несовершеннолетнего сына - Созонова Н.М, 2008 года рождения, к администрации <данные изъяты> муниципального района и Правительству <данные изъяты> края с иском о предоставлении вне очереди жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что истица Созонова О.Л. обладает статусом лица из числа детей - сирот, поскольку её отец умер ДД.ММ.ГГГГ, а мать лишена родительских прав ДД.ММ.ГГГГ. Созонова О.Л. ДД.ММ.ГГГГ закончила МОУ «Чазевская ООШ» в д.Чазёво, Косинского района, что подтверждается аттестатом об основном общем образовании. Просит обязать Администрацию <данные изъяты> муниципального района предоставить вне очереди Созоновой О.Л. на семью из 2 человек жилое помещение общей площадью не менее 42 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям и на территории <данные изъяты> сельского поселения.

В судебном заседании истица Созонова О.Л. исковые требования прокурора Косинского района поддержала. Суду показала, что в настоящее время она с малолетним сыном проживает по договору социального найма временно в квартире в <адрес>. Договор с ней <данные изъяты> сельское поселение заключило на полгода. Своего жилья не имеет.

Представитель Администрации <данные изъяты> муниципального района Мелехина Т.А. с исковыми требованиями о предоставлении жилого помещения Созоновой О.Л. согласилась, указывая, что жилье предоставляется без учёта членов семьи, только на Созонову О.Л, а также по расчётной норме - 18 кв.м.

Представитель ответчика - Правительства <данные изъяты> края в судебное заседание не явился, просят дело рассмотреть в их отсутствие, о чём имеется ходатайство. В письменных возражениях, представленных суду, просят в иске в части возложения обязанности на Правительство <данные изъяты> края предоставить жилое помещение по договору социального найма за счёт средств бюджета <данные изъяты> края Созоновой О.Л. с учётом членов её семьи отказать. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилых помещений с соблюдением определенных условий. Приобретенные жилые помещения предоставляются детям - сиротам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. В 2011 году на основании распоряжения Правительства <данные изъяты> края от 24.03.2011 года № 52-р Муниципальному образованию «<данные изъяты> муниципальный район» для приобретения жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, были перечислены 478,2 тысячи рублей за счет средств краевого бюджета. Более того, Распоряжением Правительства <данные изъяты> края от 04.08.2011 года № 153-рп Муниципальному образованию «<данные изъяты> муниципальный район» из бюджета <данные изъяты> края дополнительно выделены денежные средства на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в размере 633,1 тысяч рублей. Распоряжением Правительства <данные изъяты> края от 26.09.2011 года № 188-рп «О распределении средств бюджета <данные изъяты> края, предусмотренных на 3 квартал 2011 года на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» <данные изъяты> муниципальному району выделено 1525,5 тысяч руб.

Выслушав объяснения истицы Созоновой О.Л, представителя ответчика Мелехиной Т.А, мнение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <данные изъяты> <адрес> подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В суде установлено, что Созонова О.Л, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осталась без попечения родителей. Распоряжением главы Чазёвского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на учёт для получения жилья как ребёнок - сирота, нуждающаяся в жилом помещении. Отец истицы умер ДД.ММ.ГГГГ, мать лишена родительских прав решением <данные изъяты> районного суда ДД.ММ.ГГГГ.

В 2006 году Созонова О.Л. закончила Муниципальное общеобразовательное учреждение «Чазёвская основная общеобразовательная школа» и получила основное общее образование, что подтверждается аттестатом об основном общем образовании, выданном ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведений Администрации Чазёвского сельского поселения, Созонова О.Л. до постановки на учёт по внеочередному получению жилья проживала вместе с родителями в доме, принадлежащем на праве индивидуальной собственности Мартыновой К.А. по устной договоренности. На территории Чазёвского сельского поселения Созонова О.Л. собственного жилья не имеет.

В настоящее время истица Созонова О.Л. проживает вместе с несовершеннолетним сыном Созоновым Н.М. по адресу: <адрес>, <данные изъяты> района на условиях договора поднайма.

Данные обстоятельства подтверждаются показаниями истицы Созоновой О.Л, копиями свидетельств о рождении Созоновой О.Л. и её несовершеннолетнего сына, справкой Чазёвского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.

Также в судебном заседании установлено, что истица Созонова О.Л. и её несовершеннолетний сын на территории <данные изъяты> края на праве собственности жилья не имеют.

Согласно реестра детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилье в <данные изъяты> муниципальном районе, Созонова О.Л. поставлена на учёт и стоит под № 3.

Таким образом, установлено, что Созонова О.Л, оставшаяся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, не имеет закрепленного жилья, нуждается в жилом помещении, после окончания Чазёвской ООШ не была обеспечена жилым помещением.

В соответствии со ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что право Созоновой О.Л., обладающей статусом лица из числа детей - сирот, не имеющей закрепленного жилого помещения и нуждающейся в предоставлении жилья, на внеочередное предоставление жилого помещения не было реализовано, поэтому требования прокурора <данные изъяты> района в интересах Созоновой О.Л. о предоставлении жилья во внеочередном порядке подлежат удовлетворению.

Согласно ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Статьей 6 Закона <данные изъяты> области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 года № 1939-419 определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

В силу ст.2 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства <данные изъяты> края от 10.08.2006 года № 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований <данные изъяты> края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилого помещения истице должна быть возложена на Администрацию <данные изъяты> муниципального района в силу п.2 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства <данные изъяты> края от 10.08.2006 года № 16-п.

Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства ( в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В пределах своих полномочий <данные изъяты> край, как субъект РФ, в ст.6 Закона № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установлено нормативным правовым актом губернатора.

Порядок обеспечения жилыми помещениями рассматриваемой категории граждан определен Указом Губернатора <данные изъяты> области от 22.06.2000 года № 170 и постановлением Правительства <данные изъяты> края от 10.08.2006 года № 16-п «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа».

В соответствии с п.6 ст.1 Закона <данные изъяты> области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <данные изъяты> области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и <данные изъяты> области ( п.1 ч.1 ст.4 Закона № 2621-580).

Таким образом, поскольку действующим законодательством субъекта Российской Федерации - <данные изъяты> края, определен порядок выделения, перечисления субсидий местным бюджетам, предназначенных для приобретения жилья детям-сиротам, именно администрация <данные изъяты> района несёт обязанность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

Доводы ответчика о том, что действующее законодательство распространяет свое действие только на детей-сирот без учёта членов их семьи, а предоставление жилого помещения Созоновой О.Л. с учётом членов её семьи будет являться нецелевым расходованием денежных средств, выделенных определенным категориям социально незащищенных граждан, суд считает необоснованными, так как согласно ст.9 Закона <данные изъяты> края от 14.07.2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда <данные изъяты> края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются с учётом членов их семей; норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма ( если Законом <данные изъяты> края не установлено иное) составляет: 33 кв.м - для одиноких граждан; 42 кв.м. - на семью из двух человек.

Жилое помещение истице Созоновой О.Л. должно быть предоставлено по месту её жительства. В судебном заседании установлено, что Созонова О.Л. проживает на территории <данные изъяты> сельского поселения. Сама так же просит предоставить ей жилое помещение на территории <данные изъяты> сельского поселения.

Руководствуясь ст.194 - 199 ГПК РФ,

суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора <данные изъяты> района удовлетворить.

Обязать Администрацию <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> края предоставить Созоновой О. Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение общей площадью не менее 42 кв. метра, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на семью из двух человек, за счёт средств бюджета <данные изъяты> края, выделенных на эти цели, на территории <данные изъяты> сельского поселения, <данные изъяты> края.

Правительство <данные изъяты> края от ответственности освободить.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам <данные изъяты> краевого суда через Косинский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

              Федеральный судья:                    С.Н.Минина.