2-89 О праве на наследство и компенсации морального вреда. Судебный акт обжаловался, 01.09.2010 г. решение оставлено без изменения



Дело № 2 - 89 /2010 года/

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с. Косиха 7 июля 2010 года

Косихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Снытникова А.В.,

при секретаре Лебедковой Н.Д.,

с участием истицы Ждановой Н.И., истицы Масленниковой М.И.,

ответчика Тимониной Т.И.,

ответчика Аргунова Е.А.,

ответчика Аргуновой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ждановой Н.И., Масленниковой М.И. к Тимониной Т.И., о праве на наследство и взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л

Жданова Н.И., Масленникова М.И. обратились в суд с иском к Тимониной Т.И., о признании права собственности на квартиру и взыскании компенсации морального вреда.

Истицы просят признать право собственности за Ждановой Н.И., Масленниковой М.И. в размере 1/3 доли на квартиру <Номер обезличен> дома <Номер обезличен> в <...> района; отменить постановление нотариуса о выдаче свидетельства о праве на наследство, выданной на имя Тимониной; отменить решение БТИ об оформлении наследства на дом Тимонина Т.И., восстановить срок подачи заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство; взыскать с Тимониной Т.И. компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей в пользу каждой истицы.

В обоснование иска указывают, что <Дата обезличена> умерла их мать Т.. В начале <Дата обезличена> обратились к нотариусу, который сообщил, что наследство оформлено после умершей матери на Тимонину Т.И.. Другие наследники Д. и И. отказались от наследства. Истицы обращались к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство, но им было отказано в выдаче свидетельства в связи с пропуском срока на принятие наследства. Тимонина обратившись к нотариусу не указала, что они /Жданова, Масленникова/ также являются наследниками после умершей матери.

В судебном заседании истица Жданова Н.И. поддержала иск по указанным в нем основаниям. О смерти матери она узнала <Дата обезличена>. На тот период она и Масленникова в <...> не проживали и выезжали проживать в <...>. После смерти матери ни она, ни ее сестра Масленникова М.И. принимать наследство и вступать в наследство после умершей матери не желали. Затем в <Дата обезличена> им стало известно, что к нотариусу обращалась их сестра Тимонина Т.И. и приняла наследство, не указав в заявлении, что кроме нее, Д., И. есть еще наследники, то есть Масленникова М.И., и Жданова Н.И..

Она <Дата обезличена> приходила к нотариусу и спрашивала писала ли заявление о вступлении в наследство Тимонина Т.И.. Заявление нотариусу о принятии наследства после умершей матери она при этом не подавала и не собиралась подавать.

Она обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства <Дата обезличена>. Нотариус отказал в выдаче свидетельства в связи с тем, что пропущен срок на принятие наследства. Ее сестра Масленникова заявление нотариусу о принятии наследства Она решила обратиться с заявлением к нотариусу, а затем и с иском в суд в связи с тем, что Тимонина не указала их в своем заявлении к нотариусу в качестве наследников и просит в настоящее время признать за ней право собственности на 1/3 долю квартиры по адресу <...> и удовлетворить другие требования заявленные в иске.

В течение шестимесячного срока после смерти матери не обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства в связи с тем, что не знала, что необходимо писать такое заявление, и кроме того не желала принимать наследство.

Она и Масленникова участия в похоронах, поминках матери не принимали. Уважительной причиной пропуска срока на принятие наследство может указать только то, что не знала, о необходимости обращения к нотариусу в шестимесячный срок после смерти матери. Просит восстановить срок на принятие наследства.

Других уважительных причин пропуска срока представить не может. Уточнять исковое заявление не желает, и представлять иные доказательства не будет. В квартире матери после смерти последней ни она, ни сестра не были и никакого имущества матери себе не брали.

Своими действиями Тимонина, заключающимися в том, что не указала их с сестрой в качестве наследников, оскорбила ее, унизила, нарушила ее свободу и право на наследство. Тем самым причинила ей моральный вред. Просит взыскать компенсацию морального вреда в ее пользу в размере 2000 рублей.

Истица Масленникова М.И. поддержала исковые требования. О смерти матери она узнала <Дата обезличена>. На тот период она и Жданова в <...> не проживали и выезжали проживать в <...>. После смерти матери ни она, ни ее сестра принимать наследство и вступать в наследство после умершей матери не желали. Затем <Дата обезличена> им стало известно, что к нотариусу обращалась их сестра Тимонина Т.И. и приняла наследство, не указав в заявлении, что кроме нее, Д., И. есть еще наследники две сестры, то есть Масленникова М.И., и Жданова Н.И..

С заявлением к нотариусу о принятии наследства после умершей матери она не обращалась. Она с сестрой решила обратиться с иском в суд в связи с тем, что Тимонина не указала их в своем заявлении к нотариусу в качестве наследников и просит в настоящее время признать за ней право собственности на 1/3 долю квартиры по адресу <...> <...> и удовлетворить другие требования заявленные в иске.

В течение шестимесячного срока после смерти матери не обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства в связи с тем, что не знала, что необходимо писать такое заявление, и кроме того не желала принимать наследство. Просит восстановить срок на принятие наследства.

Она и Масленникова участия в похоронах, поминках матери не принимали. Уважительной причиной пропуска срока на принятие наследство может указать только то, что не знала, о необходимости обращения к нотариусу в шестимесячный срок после смерти матери.

Других уважительных причин пропуска срока представить не может. Уточнять исковое заявление не желает, и представлять другие доказательства не будет. В квартире матери после смерти последней ни она, ни сестра не были и никакого имущества матери себе не забирали.

Своими действиями Тимонина, заключающимися в том, что не указала их с сестрой в качестве наследников, оскорбила ее, унизила, нарушила ее свободу и право на наследство. Тем самым причинила ей моральный вред. Просит взыскать компенсацию морального вреда в ее пользу в размере 2000 рублей.

Ответчик Тимонина Т.И. исковые требования не признает. Она после смерти своей матери в течении шестимесячного срока обратилась с заявлением о принятии наследства к нотариусу Косихинского нотариального округа. Ею были указаны в качестве наследников И. и Д., которые отказались от принятия наследства. Указывать в качестве других наследников Жданову Н.И. и Масленникову М.И. она не стала по той причине, что ей не было известно о месте проживания своих сестер. Затем получила свидетельства о праве на наследство на компенсацию на ритуальные услуги 6000 рублей, недополученную пенсию, земельную долю и квартиру <Номер обезличен> дома <Номер обезличен> по <...>. <Дата обезличена> был заключен договор купли продажи указанной квартиры с Аргуновым Е.А., Аргуновой С.А., который зарегистрирован в Косихинском отделе Управления Федеральной регистрационной службы. Ждановой, Масленниковой было известно о смерти их матери, но участия в организации похорон, поминок не принимали и никаких отношений с матерью они не поддерживали.

С <Дата обезличена> в квартире матери дом <Номер обезличен> по улице <...> стали проживать Аргуновы, которые сделали капитальный ремонт в доме. Квартира до этого была в аварийном состоянии и вопрос о продаже квартиры вообще не стоял, и получать свидетельство на квартиру она не хотела. Аргуновы отремонтировали потолок, пол, стены в доме. В дальнейшем за 10 000 рублей продала им указанную квартиру. Считает, что оснований для восстановления срока на принятие наследства нет. Уважительных причин пропуска срока истицами на принятие наследства нет.

Ответчик Аргунов Е.А. просит оставить иск без удовлетворения. <Дата обезличена> он договорился с Тимониной Т.И., о проживании в квартире <Номер обезличен> дома <Номер обезличен> по <...>. Ранее эта квартира принадлежала матери Тимониной Т.И. - Т., которая умерла в <Дата обезличена>. Квартира была в аварийном состоянии и <Дата обезличена> он с женой производил ремонт. Сделали новую печь, ремонтировали пол, потолок, оконные проемы и стену. С <Дата обезличена> до настоящего времени с женой и двумя несовершеннолетними детьми проживает в этой квартире, и продолжают ее ремонтировать. <Дата обезличена> ими был заключен договор купли-продажи указанной квартиры с Тимониной Т.И., которая продала квартиру за 10 000 рублей. Данный договор прошел государственную регистрацию, и они с женой получили свидетельства о праве на наследство.

Ответчик Аргунова С.А. в судебном заседании дала пояснения аналогичные пояснениям Аргунова Е.А..

Третьи лица И., Д. извещены о месте и времени слушания дела надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие. Свидетель М. показал, что 22 года проживает в <...> района. Знал Т., которая умерла в <Дата обезличена>. Последние месяца три перед смертью Тимонина тяжело болела и практически не ходила. Уход за матерью осуществляла Тимонина Т.И.. После смерти Т. организацией похорон, поминок занималась Тимонина Т.И.. Ему известно, что Масленникова, Жданова никаких отношений со своей матерью не поддерживали, не навещали ее. На похоронах матери и поминках не присутствовали. Примерно с <Дата обезличена> квартиру, в которой проживала Т. стал ремонтировать Аргунов с женой. Квартира была в плохом состоянии и ей сделали капитальный ремонт, то есть отремонтировали оконные проемы, крышу, сделали пол и потолок. С <Дата обезличена> Аргуновы стали проживать в данной квартире и живут в настоящее время.

Свидетель В., С. дали показания аналогичные показаниям свидетеля М..

Свидетель Н. показала, что является дочерью Ждановой Н.И.. Проживает она в <...> района. В <Дата обезличена> умерла ее бабушка Т.. Ей известно, что Ждановой Н.И. стало известно о смерти своей матери Т. только числа <Дата обезличена>. Ей известно, что Жданова Н.И. не обращалась к нотариусу в течение шести месяцев после смерти своей матери.

У суда нет оснований ставить под сомнение показания свидетелей.

Требование истиц Масленниковой и Ждановой, о восстановлении срока подачи заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство, указанное и уточненное в судебном заседании оценивается судом, как требование о восстановлении срока на принятие наследства.

Исследовав доказательства по делу, выслушав стороны, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим обстоятельствам.

Установлено, что Т. умерла <Дата обезличена>. После смерти матери Тимонина Т.И. в течение шестимесячного срока обратилась с заявлением о принятии наследства.

Квартира <Номер обезличен> дома <Номер обезличен> по <...> была передана совхозом «Горновской» Т. <Дата обезличена>, что подтверждается договором о передаче жилья в собственность. <Дата обезличена> договор прошел регистрацию в БТИ администрации <...>.

Истица Масленникова М.И., Жданова Н.И. в течение шести месяцев после смерти своей матери с заявлением к нотариусу, о принятии наследства не обращались. Фактически во владение или управление наследственным имуществом не вступали, что подтверждается материалами дела, показаниями свидетелей и пояснениями истиц.

В соответствии с ст. 1153 ГК РФ кроме обращения с заявлением к нотариусу относится вступление во владение или управление наследственным имуществом, принятие мер по сохранению наследственного имущества, производство за свой счет расходов на содержание данного имущества.

Согласно ч. 1 ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил срок по уважительной причине и при условии, что наследник пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина.

Установлено, что Т. <Дата обезличена>. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о смерти. Завещание Т. не составляла.

Согласно ст.1142 ГК РФ наследником первой очереди после смерти Т. являются ее дети: Тимонина Т.И., Д., И., Жданова Н.И., Масленникова М.И..

Д., И. отказались от наследства после умершей матери, что подтверждается представленными заявлениями, адресованными нотариусу.

Установлено из материалов дела показаний свидетелей, пояснений истиц, что Масленникова М.И., Жданова Н.И. о смерти матери Т. узнали <Дата обезличена>.

Однако, зная о смерти матери, не обратились с заявлением к нотариусу о принятии наследства в течение шести месяцев после ее смерти и в течение шести месяцев после того момента, как узнали о смерти матери.

Кроме того, также не обратилась с заявлением в суд о восстановлении пропущенного срока на принятие наследства в течение шести месяцев с момента, когда узнали о смерти матери.

Установлено, что в управление наследственным имуществом после смерти матери истицы не вступали.

Истицам неоднократно в судебных заседаниях предлагалось уточнить исковые требования уточнив дату вынесения и наименования постановлений нотариуса, решения БТИ, которые они требуют отменить. Предлагалось представить доказательства уважительности пропуска каждой истицей срока принятия наследства.

В судебных заседаниях истицы отказались уточнять исковые требования и представлять другие доказательства уважительности пропуска срока на принятие наследства.

В судебном заседании не представлено истицами уважительных причин пропуска срока на принятие наследства. Ссылки истиц в судебных заседаниях на то, что не знали о необходимости обратится к нотариусу с заявлением в течение шести месяцев со дня смерти наследодателя суд во внимание не принимает, как необоснованные. Кроме того, истицы могли вступит в наследство путем фактического его принятия. Данные ссылки истиц опровергаются и в том числе их утверждениями о том, что вступать в наследство после умершей матери не желали. Жданова Н.И. обратилась к нотариусу только <Дата обезличена> с заявлением о принятии наследства и в дальнейшем истицы обратились в суд в связи с тем, что ответчик в своем заявлении к нотариусу не указал их как наследниц. После чего истицы решили признать за собой право собственности на долю в спорной квартире.

Данные обстоятельства уважительными причинами пропуска срока суд не признает. Данные причины не создавали физическую, или юридическую невозможность совершения актов принятия наследства.

В судебных заседаниях истицы не представили доказательств, подтверждающих уважительность пропуска ими срока принятие наследства - которыми могут быть болезнь наследника, длительная командировка и другие. Установлено, что о смерти матери истицы узнали <Дата обезличена> и не позднее <Дата обезличена>, то есть в течение шести месяцев имели возможность обратиться к нотариусу с заявлением о принятии наследства, либо принять наследство иным способом.

В связи с указанными обстоятельствами оснований для взыскания компенсации морального вреда с ответчика нет.

Оснований для отмены решения БТИ суд не усматривает. Истицами не уточнено какое решение они просят отменить и в связи с какими обстоятельствами.

Таким образом заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Исковые требования Ждановой Н.И., Масленниковой М.И. оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Косихинский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено <Дата обезличена>.

Председательствующий Снытников А.В.

Решение вступило в законную силу: <Дата обезличена>