Дело №2-104 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с.Косиха 18 мая 2011г. Косихинский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего Полтарыхиной С.В., при секретаре Лихачевой Е.О., с участием истицы Пеньковой Г.В., представителя истицы Артемова Е.Г. и представителя ответчика Бородиной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пеньковой Г.В. к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Косихинском районе о признании права на досрочную пенсию, установил: Пенькова Г.В. обратилась в суд с иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Косихинском районе о признании права на досрочную пенсию, в период подготовки дела к судебному разбирательству представила уточненное исковое заявление, ссылаясь на следующее. Со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности секретаря комитета ВЛКСМ <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности секретаря комитета ВЛКСМ <данные изъяты>, что подтверждается записями в трудовой книжке. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Косихинском районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии, но получила отказ в связи с невключением в льготный стаж указанные периоды работы в выборной должности. Решение ГУ-УПФР в Косихинском районе за № от ДД.ММ.ГГГГ считает незаконным, а отказ необоснованным по следующим причинам: согласно Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. (действовавшего в период ее работы секретарем комитета комсомола), в стаж работы по специальности засчитывалась выборная работа в партийных и комсомольских органах; ранее приобретенное ею право в сфере пенсионного обеспечения подлежит учету по правилам и нормам, действовавшим до 1.01.2002г.; помимо этого, в постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. указано, что вносимые законодателем изменения, в т.ч. и порядок подсчета трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан. Истица просит признать решение ГУ-УПФР в Косихинском районе № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; признать ее право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; включить в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости периоды работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря комитета ВЛКСМ <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря комитета ВЛКСМ <данные изъяты>; обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Косихинском районе Алтайского края назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 8.07.2010г. В судебном заседании истица Пенькова Г.В. настаивает на удовлетворении иска по указанным основаниям, уточнив свои требования в части включения в специальный стаж периодов работы: со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и дополнила, что фактически со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проработала на одном месте, в одном кабинете в выборной должности секретаря комитета комсомола, но в связи с реорганизацией района, <данные изъяты> было переименовано в <данные изъяты>. После освобождения от обязанностей секретаря комитета ВЛКСМ <данные изъяты>, она, без перерыва в стаже, была принята воспитателем группы продленного дня <данные изъяты>. Представитель истицы Артемов Е.Г. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении и пояснениях истицы. Представитель ответчика Бородина И.В. исковые требования в суде не признала и пояснила, что Пенькова Г.В. обратилась в ГУ-УПФР в Косихинском районе ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии на основании пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. Согласно данного закона, трудовая пенсия назначается ранее достижения возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В соответствии с п.2 ст.39 Конституции РФ, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений утверждаются Правительством РФ. Порядок определения права на пенсию и определения размера пенсии регулируется действующим на момент обращения за пенсией законодательством, при этом применяется постановление Правительства РФ от 29.10.2002г. Согласно постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г., при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за периоды до 1.01.2002г., могут применяться правила и нормы, действовавшие на дату введения нового правового регулирования. На 31.12.2001г. пенсионные правоотношения регулировались Законом РФ от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с указанным законом, при исчислении специального педагогического стажа применялся Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991г. (в отношении период работы до 1.11.1999г.) и Список, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. (в редакции от 1.02.2001г.), который применялся в отношении периодов работы после 1.11.1999г. Все вышеуказанные нормативные акты не предусматривали возможность зачета в специальный стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочную трудовую пенсию, период работы в выборной должности секретаря комитета комсомола. Определение права на досрочное пенсионное обеспечение Пеньковой Г.В. должно производиться с учетом постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 и Списков работ и профессий и Правил подсчета специального стажа, утвержденных данным постановлением. В указанных Правилах отсутствуют положения, позволяющие включать в специальный стаж, связанный с педагогической деятельностью, периоды работы в выборной должности. Если какие-либо положения по подсчету специального стажа отсутствуют в указанных Правилах, то действующее пенсионное законодательство позволяет руководствоваться Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002г., которые также не содержат норм, позволяющих включить в специальный педагогический стаж периоды работы в выборной должности. Согласно п.1 Приложения №3 к постановлению Совета Министров-Правительства РФ от 22.09.1993г. №953, постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397, на которое ссылается истица, не применяется на территории РФ. На ДД.ММ.ГГГГ стаж работы Пеньковой Г.В. в должностях, предусмотренных перечнем, составил 7 лет 1 месяц 14 дней, т.е. менее 16 лет 8 месяцев (2/3 от 25 лет). Согласно представленной истицей трудовой книжке, последняя действительно работала в должности секретаря комитета комсомола со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако, это не подразумевает педагогической деятельности и засчитать в специальный педагогический стаж требуемый истицей период не представляется возможным. Таким образом, на момент обращения истицы в ГУ-УПФР в Косихинском районе, ее льготный стаж составил 23 года 8 месяцев 12 дней, т.е. менее предусмотренных законом 25 лет. Выслушав стороны, изучив материалы дела, в том числе пенсионное дело истицы, суд приходит к следующему. ДД.ММ.ГГГГ Пенькова Г.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратилась в ГУ-УПФР в Косихинском районе Алтайского края с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи педагогической деятельностью. Решением ГУ-УПФР в Косихинском районе Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Пеньковой Г.В. было отказано в связи с отсутствием требуемого 25-ти летнего стажа педагогической деятельности. При этом ответчик выполнил расчет льготного педагогического стажа, который на момент обращения Пеньковой Г.В. с заявлением составил 23 года 8 месяцев 12 дней. Данный расчет по стажу работы подтверждается имеющимися в деле документами, включая записи в трудовой книжке истицы, не подвергается сомнению судом и не оспаривается сторонами. Согласно трудовой книжки от ДД.ММ.ГГГГ, Пенькова Г.В. со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проработала в должности секретаря комитета ВЛКСМ <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности секретаря комитета ВЛКСМ <данные изъяты>, что не оспаривается ответчиком. Однако, указанный период работы истицы на выборной должности, необоснованно не был включен ответчиком в специальный стаж. В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17 декабря 2001г. 3173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», правом на досрочную пенсию пользуются лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно ч.2 ст.27 указанного Закона, Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, при необходимости, утверждаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время, для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с указанной деятельностью, подлежит применению «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. №781. В разделе «наименование должностей» Списка должность секретаря комитета комсомола не указана. Данная должность не предусматривалась и действовавшими до 1 января 2002 года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом РФ от 20 ноября 1990г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Вместе с тем, во время работы Пеньковой Г.В. в должности секретаря комитета комсомола, действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым было предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет. В соответствии с утвержденным указанным постановлением Совета Министров СССР Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в стаж работы по специальности засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, поэтому, периоды работы истицы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря комитета ВЛКСМ <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря комитета ВЛКСМ <данные изъяты>. подлежат включению в специальный стаж, независимо от времени обращения Пеньковой Г.В. за назначением пенсии. Иное толкование закона свидетельствовало бы о придании обратной силы закону, ухудшающему положение гражданина, поскольку выражалось бы в отмене льгот и гарантий, установленных ранее действующим законодательством, а это, в соответствии со ст.55 Конституции РФ, предусматривающей, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, является недопустимым. Данная правовая позиция изложена и в постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года №2-П, согласно которому вносимые законодателем изменения, в том числе и порядок подсчета трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан. Таким образом, Пенькова Г.В. имеет право на зачет указанного периода в специальный стаж, не смотря на то, что в последствии пенсионное законодательство изменилось. Пунктом 4 указанного выше Положения от 17.12.1959г. предусмотрено, что время работы, указанной в п.п.1, 2, 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. 2/3 от 25 лет составляет 16 лет 8 месяцев. На момент обращения истицы за назначением ей пенсии специальный стаж составил 23 года 8 месяцев 12 дней, т.е. более указанного размера, что позволяет включить спорный период в специальный стаж. С учетом включения спорного периода в льготный стаж Пеньковой Г.В., специальный стаж на момент обращения в пенсионный орган - ДД.ММ.ГГГГ, составляет 31 год 2 месяца 25 дней, что дает право на досрочное назначение истице трудовой пенсии по старости. Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что иск Пеньковой Г.В. подлежит полному удовлетворению. Доводы ответчика основаны на неверном толковании норм материального права. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Признать решение ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Косихинском районе Алтайского края за № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным. Признать право Пеньковой Г.В. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Включить в специальный стаж Пеньковой Г.В. для досрочного назначения трудовой пенсии по старости периоды работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря комитета ВЛКСМ <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря комитета ВЛКСМ <данные изъяты>. Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Косихинском районе Алтайского края назначить Пеньковой Г.В. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Косихинский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Председательствующий Полтарыхина С.В. Мотивированное решение изготовлено 19.05.2011г.