Дело № 2-179 Заочное РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Косиха 05 сентября 2011 года Косихинский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего Распопова В.А., при секретаре Сурковой Е.Е., с участием прокурора Косихинского района Попова А.Б. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Косихинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию Баюновский сельсовет Косихинского района о запрещении экологически вредной деятельности (несанкционированных свалок ТБО в пос. украинский), установил: Прокурор обратился в суд с иском к ответчику с требованием, запретить эксплуатацию свалки ТБО, расположенной в <адрес> на участке, расположенном позади дома <адрес>.Обязать ответчика вынести свалку ТБО за пределы населенного пункта с соблюдением установленных природоохранным законодательством требований в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Свои требования обосновывает тем, что прокуратурой района проведена проверка по исполнению на территории района природоохранного законодательства, по результатам которой установлено следующее. На территории <адрес> на участке, расположенном позади дома <адрес>, размещена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов (далее ТБО). Проект свалки ТБО в <адрес> на участке, расположенном позади дома <адрес>, на государственную экологическую экспертизу не представлялся. В судебном заседании, прокурор исковые требования уточнил, просит суд запретить эксплуатацию свалки ТБО, расположенной в <адрес> на участке, расположенном позади дома <адрес>.Обязать ответчика вынести свалку ТБО за пределы населенного пункта с соблюдением установленных природоохранным законодательством требований в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В судебное заседание представитель ответчика, извещенный надлежащим образом, не явился, не сообщил об уважительных причинах неявки, не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Прокурор не возражал о рассмотрении дела в порядке заочного производства. Выслушав участников судебного заседания, исследовав представленные доказательства, суд полагает, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям. На территории <адрес> на участке, расположенном позади дома <адрес>, размещена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов (далее ТБО).(данные обстоятельства при подготовке дела к судебному заседанию, представителем ответчика не оспаривались). Согласно ч. 1 ст. 35 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдения приоритета сохранения благоприятной окружающей среды. Согласно ч. 3 ст. 12 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам. Статьей 12 ФЗ «Об экологической экспертизе» предусмотрено обязательное проведение государственной экологической экспертизы на уровне субъектов РФ для технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и формы собственности. Проект свалки ТБО в <адрес> на участке, расположенном позади дома <адрес>, на государственную экологическую экспертизу не представлялся. Согласно ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами производства, определения места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законодательством РФ и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, запрещается захоронение отходов на территории городских и других поселений. В соответствии со ст. ст. 51, 52 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства подлежат сбору, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды, запрещается сброс отходов производства в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и почву, в целях охраны и условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую природную среду, создаются санитарно-защитные зоны. В соответствии с п. 2.2, 3.1, 3.3 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.01 № 16, участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утвержденным планом или проектом, при этом следует учитывать климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. Согласно п. 3.2 указанных Правил размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона составляет 500 м. В нарушение указанных требований на территории <адрес>, на участке, расположенном позади дома <адрес>, размещена несанкционированная свалка ТБО, не отвечающая предъявленным требованиям: участок под размещение свалки ТБО в установленном порядке не отведен, отсутствует разрешение на его создание, гидрологические и другие исследования участка не проводились, объект размещен на территории населенного пункта, санитарно-защитная зона не выдержана. Указанные нарушения ставят под угрозу здоровье и благополучие населения <адрес>, охраняемые и гарантированные Конституцией РФ, а также негативно влияют на окружающую среду. Нахождение данной свалки ТБО может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановке в указанном районе, вспышке и распространению инфекционных заболеваний. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. На основании ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может являться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Согласно ч. 3 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» прекращение в полном объеме размещения, эксплуатации сооружений и иных объектов осуществляется на основании решения суда. Прокурор в праве в порядке ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», обращаться в суд в защиту неопределенного круга лиц. Кроме того, Концепция судебной реформы в РФ, утвержденная ВС РСФСР от 24.10.1991 предусматривает, что на органы прокуратуры государством возложена обязанность защиты безгласного интереса, т.е. несовершеннолетних, престарелых, недееспособных, а также находящихся в материальной или служебной зависимости граждан, а также в защиту не персонифицированного общественного интереса. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-345 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования прокурора Косихинского района удовлетворить. Запретить, эксплуатацию свалки ТБО- твердых бытовых отходов, расположенной в <адрес> на участке, расположенном позади дома <адрес>. Обязать Муниципальное образование «Баюновский сельсовет» Косихинского района, вынести свалку ТБО - твердых бытовых отходов, за пределы населенного пункта с соблюдением установленных природоохранным законодательством требований в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Копию заочного решения направить ответчику, разъяснив, что он вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения. Заочное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Алтайский краевой суд, через Косихинский районный суд, в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий Распопов В.А.