Дело №2-255 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с.Косиха 3 ноября 2011 г. Косихинский районный суд Алтайского края в составе : председательствующего Полтарыхиной С.В. при секретаре Лихачевой Е.О., с участием помощника прокурора Косихинского района Рябовой Т.А., а также представителей ответчиков Щекотова С.М. и Колчановой Л.И., представителя Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю Тюрина А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Косихинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Косихинского сельсовета Косихинского района, администрации Косихинского района об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, установил: Прокурор Косихинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Косихинского сельсовета Косихинского района, администрации Косихинского района об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, ссылаясь на следующее. В ходе проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории Косихинского района Алтайского края установлено, что отходы, образующиеся в границах Косихинского сельсовета Косихинского района, размещаются на свалке, расположенной в 350 м от с. Косиха. Земельный участок под свалку выделен на основании постановления главы администрации Косихинского района от ДД.ММ.ГГГГ за №. Согласно информации администрации Косихинского сельсовета на территории сельсовета организованы сбор, вывоз отходов, т.к. данные услуги населению оказывает ИП Гладких О.С. с ДД.ММ.ГГГГ Однако, в соответствии с п. 74 ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видовдеятельности» № 128 от 08.08.2001г. деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов подлежит лицензированию, а ИП Гладких О.С. не имеет лицензии на осуществление указанных видов деятельности, следовательно, не имеет права на осуществление деятельности по сбору, транспортировке и размещению отходов. В нарушение требований ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об отходах производства и потребления», Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», сбор, вывоз, утилизация и переработка отходов на территории Косихинского сельсовета Косихинского района надлежащим образом не организованы: нет нормативно-правовых актов по вопросам сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, место централизованного хранения и захоронения отходов производства и потребления с отведенным в установленном порядке земельным участком на территории Косихинского сельсовета отсутствует, категория земельного участка под свалкой не соответствует целевому назначению земель, место размещения отходов не включено в государственный реестр объектов размещения отходов, не ведется учет поступающих отходов, нет схемы санитарной очистки населенного пункта, программы производственного контроля, лабораторные исследования почвы, атмосферного воздуха в месте размещения отходов не проводятся, организации, имеющей лицензию на осуществление соответствующих видов деятельности, нет, что также подтверждается информацией администрации Косихинского района, Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, ТО Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г. Новоалтайске, Косихинском, Первомайском, Тальменском и Троицком районах. В силу п.п. 18 п. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов (ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Транспортирование отходов, т.е. их вывоз, Закон Алтайского края «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае» определил как перемещение отходов между объектами их образования, сортировки, хранения, использования, обезвреживания, захоронения и уничтожения (ст. 1 данного Закона). К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, на основании п.п. 14 п. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. ФЗ «Об отходах производства и потребления» не содержит понятия «утилизация отходов», а закрепляет, что обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Таким образом, под утилизацией отходов фактически понимается их размещение. Однако, до настоящего времени надлежащее место для проведения утилизации бытовых и промышленных отходов в границах Косихинского сельсовета Косихинского района не определено. Его отсутствие свидетельствует о том, что на протяжении всего существования населенных пунктов в границах сельсовета, этот вопрос не решался ни администрацией Косихинского района, ни администрацией Косихинского сельсовета Косихинского района. В сложившейся ситуации администрация Косихинского сельсовета Косихинского района должна надлежащим образом организовать сбор, вывоз отходов в границах сельсовета, а администрация Косихинского района их утилизацию и переработку. В соответствии с нормами ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», БК РФ, администрация Косихинского сельсовета Косихинского района, администрация Косихинского района должны обеспечить финансирование решения указанных вопросов местного значения, отнесенных законом к их компетенции. Неисполнение администрациями Косихинского района, Косихинского сельсовета Косихинского района обязанностей, возложенных на них законами, создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также нарушает интересы РФ, что служит основанием для предъявления к ним исковых требований. Прокурор просит обязать администрацию Косихинского сельсовета Косихинского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления сбор, вывоз бытовых отходов в границах Косихинского сельсовета Косихинского района, а также обязать администрацию Косихинского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах Косихинского сельсовета Косихинского района. В судебном заседании процессуальный истец - помощникпрокурора Косихинского района Рябова Т.А. настаивает на удовлетворении исковых требований по указанным выше основаниям. Глава Косихинского сельсовета Щекотов С.М. исковые требования в суде не признал и пояснил, что глава администрации Косихинского района своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утвердил акт выбора земельного участка для размещения свалки ТБО в с.Косиха. На территории сельсовета организован сбор и вывоз бытовых отходов: часть населения вывозит на указанную свалку отходы на личном транспорте, частично граждане заключили с индивидуальным предпринимателем Карелиным Н.Т. договоры по вывозке твердых бытовых отходов, а ИП Гладких О.С. занимается вывозом жидких отходов у населения. МОКХ отказывается заключать с сельсоветом договор на вывоз отходов, поскольку это убыточное предприятие. Трудность еще заключается в том, что местное население не желает оплачивать услуги по вывозу мусора. (У индивидуальных предпринимателей действительно отсутствует лицензия на указанный вид деятельности в связи с тем, что администрацией района не оформлены все необходимые документы на свалку). Сельсоветом также составлен график вывоза мусора для населения (по дням недели) в с.Косиха, который можно считать за схему санитарной очистки с.Косиха. Помимо этого, согласно его отчета (как главы сельсовета) за 2010г., в указанный период сельсоветом выделялся грузовой автомобиль для осуществления сбора и вывоза бытовых отходов от населения. Также за счет средств администрации проводилась буртовка бытовых отходов на свалке. Периодически в районной газете «На земле Косихинской» публикуются объявления (заметки, статьи) администрации сельсовета, посвященных организации сбора отходов у населения. Таким образом, сельсовет делает все возможное по указанной проблеме, исполнить же все требования закона не представляется возможным из-за отсутствия денежных средств в бюджете. Представитель администрации Косихинского района Колчанова Л.И. иск в суде не признала и пояснила, что администрацией Косихинского района в 2008г. выделен участок для размещения бытовых отходов и администрацией района в настоящее время ведется работа по получению заключения на размещение бытовых отходов от компетентных органов. Согласна с тем, что земельный участок, выделенный под свалку не обвалован и не организована работа по сортировке и утилизации мусора. Представитель управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края в суд не явился, о дне слушания надлежаще извещен повесткой ДД.ММ.ГГГГ Представитель управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю Тюрин А.И. в суде требования прокурора поддержал и пояснил, что в соответствии с санитарными требованиями, сельская администрация должна была организовать схему очистки населенных пунктов от мусора: места сбора мусора, оборудованные бетонными или асфальтовыми площадками, маршруты движения автотранспорта, время и место сбора мусора, кто осуществляет вывоз и каким транспортом и т.д. Данная схема должна быть согласована с Роспотребнадзором. Представленный в суд график вывоза мусора не соответствует требованиям закона. До ДД.ММ.ГГГГ требовалось заключение на размещение бытовых отходов и, поскольку земельный участок под отходы был выделен в 2008г., заключение было необходимо (администрация Косихинского района за таким заключением не обращалась). С ДД.ММ.ГГГГ временно выдача заключений не производится (внутреннее письмо Роспотребнадзора). По санитарным правилам выделенный участок под ТБО должен быть обвалован, к нему должны быть оборудованы подъезные пути и районной администрацией организована работа (заключен договор с МОКХ или ИП, имеющим лицензию) по сортировке и утилизации мусора, а также разработана программа производственного контроля на полигон ТБО. На территории Косихинского района данные требования не соблюдаются. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В силу п.п. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов (ст. 1 Федерального закона от 24.96.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Транспортирование отходов, т.е. их вывоз, Закон Алтайского края от 11.02.2008г. №11-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае» определил как перемещение отходов между объектами их образования, сортировки, хранения, использования, обезвреживания, захоронения и уничтожения (ст. 1 данного Закона). К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, на основании п.п. 14 п. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Нормами ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. На основании п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Таким образом, вышеуказанные положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения должны полигоны твердых бытовых отходов (ТБО), которые являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов (п. 2.1 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для за захоронения твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001г.№16). В соответствии с п. 1 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (п.п. 6,7 ст. 12 данного Закона). На основании п.п. 2.2, 2.3 названных Санитарных правил, выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. Организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов. Для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающий: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона. Технологические процессы должны обеспечивать предотвращение загрязнения грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, превышения уровней шума, выше допустимых пределов, установленных в гигиенических нормативах. Программа (план) производственного контроля полигона ТБО разрабатывается владельцем полигона в соответствии с санитарными правилами по производственному контролю за соблюдением санитарно - эпидемиологических требований (п.п. 6.4, 6.5 Санитарных правил). На полигоны твердых бытовых отходов, на основании п. 2.4 вышеуказанных Санитарных правил, принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3 - 4 класса опасности. Таким образом, обезвреживание твердых бытовых отходов должно осуществлять только в строго отведенных местах - полигонах твердых бытовых отходов. При этом согласно п. 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно - бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно - бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов (п. 1.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 5.08.1988г. №4690-88). Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Как усматривается из материалов дела, администрация Косихинского сельсовета Косихинского района и администрация Косихинского района требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполнили. В населенных пунктах - с.Косиха и с.Пустынь муниципального образования Косихинский сельсовет Косихинского района надлежащим образом не организован сбор и вывоз бытовых отходов, отсутствуют места сбора и вывоза бытовых отходов у населения, отсутствуют надлежаще утвержденные схемы санитарной очистки населенных пунктов (что, помимо показаний сторон, подтверждается информацией начальника ТО Управления Роспотребнадзора в г.Новоалтайске, Косихинском, Первомайском, Тальменском и Троицком районах от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д.13). Не смотря на то, что ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Косихинского района был утвержден акт выбора земельного участка для размещения свалки ТБО в с.Косиха, санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов на земельном участке, занимаемом полигоном ТБО, отсутствует, содержание свалки ТБО не соответствует вышеуказанным санитарным правилам что подтверждается показаниями сторон, информацией начальника ТО Управления Роспотребнадзора в г.Новоалтайске, Косихинском, Первомайском, Тальменском и Троицком районах от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д.13), информацией Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д.12). Несоблюдение ответчиками названных требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Косихинского сельсовета, и создает опасность причинения вреда окружающей среде. Несостоятельной является ссылка главы Косихинского сельсовета о недостаточности денежных средств в бюджете муниципального образования, необходимых для реализации мероприятий по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, поскольку, в соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ, следовательно, администрация Косихинского сельсовета Косихинского района, как и администрация Косихинского района должны обеспечить финансирование решения указанных вопросов местного значения, отнесенных законом к их компетенции. Данный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой (Определение Верховного суда РФ от 15.10.2008 № 32-ВПР08-10). В соответствии со ст.ст.1, 2, 11 ГК РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются нормами гражданского законодательства. Способы защиты гражданских прав изложены в ст.12 ГК РФ, в их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре. На основании изложенного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Обязать администрацию Косихинского сельсовета Косихинского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления сбор, вывоз бытовых отходов в границах Косихинского сельсовета Косихинского района Алтайского края. Обязать администрацию Косихинского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах Косихинского сельсовета Косихинского района Алтайского края. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Косихинский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Председательствующий Полтарыхина Мотивированное решение изготовлено 7.11.2011г.