Дело №2-252 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с.Косиха 8 ноября 2011 г. Косихинский районный суд Алтайского края в составе : председательствующего Полтарыхиной С.В. при секретаре Лихачевой Е.О., с участием помощника прокурора Косихинского района Рябовой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Косихинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Глушинского сельсовета Косихинского района, администрации Косихинского района об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, установил: Прокурор Косихинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Глушинского сельсовета Косихинского района, администрации Косихинского района об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, ссылаясь на следующее. В ходе проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории Косихинского района Алтайского края установлено, что отходы, образующиеся в границах Глушинского сельсовета Косихинского района, размещаются на сельской свалке, расположенной в 900 м от с.Глушинка. Земельный участок под свалку в установленном законом порядке не выделялся. В нарушение требований ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об отходах производства и потребления», Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», сбор, вывоз, утилизация и переработка отходов на территории Глушинского сельсовета Косихинского района надлежащим образом не организованы: нет нормативно-правовых актов по вопросам сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, место централизованного хранения и захоронения отходов производства и потребления с отведенным в установленном порядке земельным участком на территории Глушинского сельсовета отсутствует, категория земельного участка под свалкой не соответствует целевому назначению земель, место размещения отходов не включено в государственный реестр объектов размещения отходов, не ведется учет поступающих отходов, нет схемы санитарной очистки населенного пункта, программы производственного контроля, лабораторные исследования почвы, атмосферного воздуха в месте размещения отходов не проводятся, организации, имеющей лицензию на осуществление соответствующих видов деятельности, нет, что также подтверждается информацией администрации Косихинского района, Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, ТО Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г. Новоалтайске, Косихинском, Первомайском, Тальменском и Троицком районах. В силу п.п. 18 п. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов (ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Транспортирование отходов, т.е. их вывоз, Закон Алтайского края «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае» определил как перемещение отходов между объектами их образования, сортировки, хранения, использования, обезвреживания, захоронения и уничтожения (ст. 1 данного Закона). К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, на основании п.п. 14 п. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. ФЗ «Об отходах производства и потребления» не содержит понятия «утилизация отходов», а закрепляет, что обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Таким образом, под утилизацией отходов фактически понимается их размещение. Однако, до настоящего времени надлежащее место для проведения утилизации бытовых и промышленных отходов в границах Глушинского сельсовета Косихинского района не определено. Его отсутствие свидетельствует о том, что на протяжении всего существования населенных пунктов в границах сельсовета, этот вопрос не решался ни администрацией Косихинского района, ни администрацией Глушинского сельсовета Косихинского района. В сложившейся ситуации администрация Глушинского сельсовета Косихинского района должна надлежащим образом организовать сбор, вывоз отходов в границах сельсовета, а администрация Косихинского района их утилизацию и переработку. В соответствии с нормами ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», БК РФ, администрация Глушинского сельсовета Косихинского района, администрация Косихинского района должны обеспечить финансирование решения указанных вопросов местного значения, отнесенных законом к их компетенции. Неисполнение администрациями Косихинского района, Глушинского сельсовета Косихинского района обязанностей, возложенных на них законами, создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также нарушает интересы РФ, что служит основанием для предъявления к ним исковых требований. Прокурор просит обязать администрацию Глушинского сельсовета Косихинского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления сбор, вывоз бытовых отходов в границах Глушинского сельсовета Косихинского района, а также обязать администрацию Косихинского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах Глушинского сельсовета Косихинского района. В судебном заседании процессуальный истец - помощникпрокурора Косихинского района Рябова Т.А. настаивает на удовлетворении исковых требований по указанным выше основаниям. Глава администрации Глушинского сельсовета Бочаров В.Т. в своем письменном заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации сельсовета, исковые требования признал полностью. Представитель администрации Косихинского района Колчанова Л.И. в своем письменном заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и исковые требования признала полностью, в соответствии со ст.ст.39, 173 ГПК РФ, ей известно, что в случае принятия судом признания иска ответчиком, выносится решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Представитель управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края в суд не явился, о дне слушания извещен надлежаще ДД.ММ.ГГГГ Представитель управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в суд не явился, о дне слушания извещен надлежаще ДД.ММ.ГГГГ Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В силу п.п. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов (ст. 1 Федерального закона от 24.96.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Транспортирование отходов, т.е. их вывоз, Закон Алтайского края от 11.02.2008г. №11-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае» определил как перемещение отходов между объектами их образования, сортировки, хранения, использования, обезвреживания, захоронения и уничтожения (ст. 1 данного Закона). К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, на основании п.п. 14 п. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Нормами ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. На основании п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Таким образом, вышеуказанные положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения должны полигоны твердых бытовых отходов (ТБО), которые являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов (п. 2.1 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для за захоронения твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001г.№16). В соответствии с п. 1 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (п.п. 6,7 ст. 12 данного Закона). На основании п.п. 2.2, 2.3 названных Санитарных правил, выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. Организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов. Для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающий: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона. Технологические процессы должны обеспечивать предотвращение загрязнения грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, превышения уровней шума, выше допустимых пределов, установленных в гигиенических нормативах. Программа (план) производственного контроля полигона ТБО разрабатывается владельцем полигона в соответствии с санитарными правилами по производственному контролю за соблюдением санитарно - эпидемиологических требований (п.п. 6.4, 6.5 Санитарных правил). На полигоны твердых бытовых отходов, на основании п. 2.4 вышеуказанных Санитарных правил, принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3 - 4 класса опасности. Таким образом, обезвреживание твердых бытовых отходов должно осуществлять только в строго отведенных местах - полигонах твердых бытовых отходов. При этом согласно п. 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно - бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно - бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов (п. 1.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 5.08.1988г. №4690-88). Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Как усматривается из материалов дела, администрация Глушинского сельсовета Косихинского района и администрация Косихинского района требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполнили. В населенном пункте - с.Глушинка муниципального образования Глушинский сельсовет Косихинского района надлежащим образом не организован сбор и вывоз бытовых отходов, отсутствуют места сбора и вывоза бытовых отходов у населения, отсутствуют надлежаще утвержденные схемы санитарной очистки населенных пунктов, что подтверждается информацией главы администрации муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11), информацией начальника ТО Управления Роспотребнадзора в г.Новоалтайске, Косихинском, Первомайском, Тальменском и Троицком районах от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д.13). Как усматривается из материалов дела, земельный участок под размещение полигона ТБО администрацией Косихинского района не выделялся, санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов на земельном участке, занимаемом полигоном ТБО, отсутствует, содержание свалки ТБО не соответствует вышеуказанным санитарным правилам что подтверждается показаниями сторон, информацией начальника ТО Управления Роспотребнадзора в г.Новоалтайске, Косихинском, Первомайском, Тальменском и Троицком районах от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д.13), информацией Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д.12). Несоблюдение ответчиками названных требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Глушинского сельсовета, и создает опасность причинения вреда окружающей среде. В соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ, следовательно, администрация Глушинского сельсовета Косихинского района, как и администрация Косихинского района должны обеспечить финансирование решения указанных вопросов местного значения, отнесенных законом к их компетенции. Данный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой (Определение Верховного суда РФ от 15.10.2008 № 32-ВПР08-10). В соответствии со ст.ст.1, 2, 11 ГК РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются нормами гражданского законодательства. Способы защиты гражданских прав изложены в ст.12 ГК РФ, в их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре. На основании изложенного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Обязать администрацию Глушинского сельсовета Косихинского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления сбор, вывоз бытовых отходов в границах Глушинского сельсовета Косихинского района Алтайского края. Обязать администрацию Косихинского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах Глушинского сельсовета Косихинского района Алтайского края. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Косихинский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Председательствующий Полтарыхина