Дело № 2-278 Р Е Ш Е Н И Е Именем России с.Косиха 1 декабря 2011 г. Косихинский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего Полтарыхиной С.В. при секретаре Лихачевой Е.О., с участием помощника прокурора Косихинского района Рябовой Т.А., а также представителя ответчика Бочарова В.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Косихинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Глушинского сельсовета Косихинского района о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласовании ее с территориальным органом государственного пожарного надзора, у с т а н о в и л: Прокурор Косихинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Глушинского сельсовета о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласовании ее с территориальным органом государственного пожарного надзора, ссылаясь на то, что в ходе прокурорской проверки соблюдения требований пожарной безопасности в администрации Глушинского сельсовета Косихинского района установлены нарушения. Работодатель на местах организует обучение должностных лиц, а также работников органа местного самоуправления требованиям пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума и инструктажа, однако специальная программа обучения пожарно-техническому минимуму, согласованная с территориальным органом государственного пожарного надзора, в органе местного самоуправления отсутствует. Между тем, согласно ст.3 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности. Статьей 25 названного Федерального закона установлено, что обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Пунктом 9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом президента РФ №868 от 11.07.2004, определено, что МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Приказом МЧС России № 645 от 12.12.2007 утверждены Нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" устанавливающие требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, к которым относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. В соответствии с п. 4 названных Норм, основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее - пожарно-технический минимум). Согласно пунктам 31,34,35,39,40,51,52,53 Норм пожарной безопасности, руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя, организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства. По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются среди прочих: работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях; педагогические работники дошкольных образовательных учреждений; работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации. Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ организаций, не находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется территориальными органами государственного пожарного надзора. Отсутствие в администрации Глушинского сельсовета Косихинского района специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора представляет собой неисполнение органом местного самоуправления возложенной на него ст. 25 Федерального закона №69-ФЗ обязанности в области обеспечения пожарной безопасности. В результате отсутствия специальной программы обучения и, следовательно, непосредственного обучения пожарно-техническому минимуму должностных лиц и работников органа местного самоуправления, создаются условия, при которых отсутствует гарантия безопасности работников, жизнь и здоровье которых в случае возникновения пожара и могут быть поставлены под угрозу. Прокурор просит возложить на администрацию Глушинского сельсовета Косихинского района обязанность разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора до ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании процессуальный истец - прокурор Рябова Т.А. настаивает на удовлетворении иска по указанным основаниям. Глава Глушинского сельсовета Бочаров В.Т. в суде исковые требования признал в полном объеме и пояснил, что недавно администрацией Глушинского сельсовета была разработана программа по обучению пожарно-техническому минимуму, однако, по сегодняшний день не согласована с территориальным органом государственного пожарного надзора, что будет сделано в ближайшие дни. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению. В суде установлено, что, в нарушение требований закона в области пожарной безопасности, по день рассмотрения дела в суде специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора не имеется. В соответствии со ст. 39, 173 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. При признании иска ответчиком и принятии его судом выноситься решение об удовлетворении заявленных исковых требований. Признание иска ответчиком по настоящему делу не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы иных лиц. В связи с чем суд принимает признание иска и удовлетворяет исковые требования. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд р е ш и л: Возложить на администрацию Глушинского сельсовета Косихинского района обязанность разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора до ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Косихинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения. Председательствующий Полтарыхина