Дело № 2-341 З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е Именем России с.Косиха 28 декабря 2011 г. Косихинский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего Полтарыхиной С.В. при секретаре Лихачевой Е.О., с участием помощника прокурора Косихинского района Рябовой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Косихинского района в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Чувилевой Л.В. о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласовании ее с территориальным органом государственного пожарного надзора, у с т а н о в и л: Прокурор Косихинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ИП Чувилевой Л.В. о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласовании ее с территориальным органом государственного пожарного надзора, ссылаясь на то, что в ходе прокурорской проверки соблюдения требований пожарной безопасности у ИП Чувилевой Л.В. установлены нарушения - у ответчика отсутствует специальная программа обучения пожарно-техническому минимуму, согласованная с территориальным органом государственного пожарного надзора, т.е. создаются условия, при которых отсутствует гарантия безопасности работников, жизнь и здоровье которых в случае возникновения пожара и могут быть поставлены под угрозу. Прокурор просит возложить на ИП Чувилеву Л.В. обязанность разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора до ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании процессуальный истец - прокурор Рябова Т.А. настаивает на удовлетворении иска по указанным основаниям и уточнила срок выполнения указанных требований - до ДД.ММ.ГГГГ ИП Чувилева Л.В. в суд не явилась, о дне слушания извещена надлежаще. Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Работодатель на местах организует обучение должностных лиц, а также работников органа местного самоуправления требованиям пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума и инструктажа, однако специальная программа обучения пожарно-техническому минимуму, согласованная с территориальным органом государственного пожарного надзора, у ответчика отсутствует. Между тем, согласно ст.3 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности. Статьей 25 названного Федерального закона установлено, что обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Пунктом 9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом президента РФ №868 от 11.07.2004, определено, что МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Приказом МЧС России № 645 от 12.12.2007 утверждены Нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" устанавливающие требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, к которым относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. В соответствии с п. 4 названных Норм, основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее - пожарно-технический минимум). Согласно пунктам 31,34,35,39,40,51,52,53 Норм пожарной безопасности, руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя, организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства. По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются среди прочих: работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях; педагогические работники дошкольных образовательных учреждений; работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации. Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ организаций, не находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется территориальными органами государственного пожарного надзора. В суде установлено, что, в нарушение требований закона в области пожарной безопасности, по день рассмотрения дела в суде специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора, у ответчика не имеется, в связи с чем суд удовлетворяет исковые требования. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд р е ш и л: Возложить на индивидуального предпринимателя Чувилеву Л.В. обязанность разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора до ДД.ММ.ГГГГ Ответчик вправе подать в Косихинский райсуд заявление об отмене решения в течение 7 дней со дня вручения им копии этого решения. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Косихинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения. Решение также может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Косихинский районный суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий Полтарыхина