Дело № 2-41 /2012 года/ Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации с. Косиха 27 февраля 2012 года Косихинский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего Снытникова А.В., при секретаре Орликовой С.Н., с участием заместителя прокурора Косихинского района Попова А.Б., представителя администрации Косихинского района Ткаченко О.Е., представителя администрации Каркавинского сельсовета Колчановой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мининой В.М., о признании незаконным решения администрации Косихинского района и возложении обязанности включить в списки граждан-получателей субсидии для обеспечения жильем, У С Т А Н О В И Л Минина В.М. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения администрации Косихинского района и возложении обязанности включить в списки граждан получателей субсидии для обеспечения жильем. В обоснование заявления указывает, что решением жилищной комиссии администрации <адрес> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Она является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Косихинского района с заявлением о включении ее в список получателей мер социальной поддержки для обеспечения жильем. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Косихинского района было отказано в постановке на учет в соответствии с ч. 3 ст. 54 ЖК РФ. Отказ никак не мотивирован. Собственного жилья не имеет и с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает с дочерью по адресу <адрес>. Площадь квартиры 64.4 кв. метра. На данной жилой площади проживают 6 человек. На каждого приходится по 10.7 кв. метра в то время как учетная норма на территории <адрес> сельсовета составляет 15 кв. метров. Заявитель Минина В.М. в судебное заседание не явилась, хотя надлежащим образом была извещена о месте и времени слушания дела, просит рассматривать дело в ее отсутствие. Представитель заинтересованного лица администрации Косихинского района Ткаченко О.Е. в судебном заседании не согласилась с доводами указанными в заявлении. В ДД.ММ.ГГГГ в квартире <адрес> зарегистрировались Т.- внучка заявительницы, И. муж внучки и правнук заявительницы малолетний Д.. Таким образом, до ДД.ММ.ГГГГ право на признание нуждающейся у Мининой В.М. не было. После вселения указанных лиц у Мининой В.М. также нет права на получение субсидии, так как у зарегистрированного по указанному адресу И. в собственности имеется квартира <адрес> общей площадью 37.46 кв. метра. При расчете необходимо брать всю площадь квартиры принадлежащей И. и находящейся в <адрес> то есть 37.47 кв. метра, и всю площадь квартиры в <адрес>. В чем заключаются действия Мининой В.М. по злоупотреблению правом, по намеренному ухудшению своих жилищных условий пояснить не может. Доказательств, что Минина В.М. совершила какие-либо действия, в результате которых она может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий представить не может. Представитель администрации Каркавинского сельсовета Колчанова Л.И. считает, что администрация Косихинского района незаконно отказала Мининой В.М. во включении ее в списки граждан на получение субсидии для приобретения жилья. Минина В.М. никаких действий, в результате которых могла быть признана нуждающейся в жилых помещениях, не совершала. Никакого злоупотребления правом со стороны Мининой В.М. не было. Минина В.М. в ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировалась в качестве члена семьи своей дочери С. в <адрес>. Собственником данной квартиры она не является. Собственниками данной квартиры являются А., С., Т., О.. Т. в ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировалась и вселилась в указанное жилое помещение, как один из сособственников. С согласия всех собственников жилья в указанном жилом помещении были зарегистрированы муж Т.- И. и ее малолетний сын Д.. Таким образом, никакого согласия на регистрацию и вселение указанных лиц от Мининой В.М. не требовалось. Минина В.М. никаких действий по ухудшению своих жилищных условий не совершала. При расчете жилищной комиссией администрации района ошибочно учтена вся площадь жилого помещения в 37.07 кв.м. имеющегося у И. в <адрес>. Согласно договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ И., и трем членам его семьи передана квартира общей площадью 37.07 кв.метра. В соответствии с Законом «О приватизации жилищного фонда» доли в праве собственности лиц, участвующих в приватизации жилого помещения равны и определяются в размере по 1/4 доли на каждого из участвующих в приватизации. Таким образом при расчете необходимо было брать во внимание не 37.07 кв. метра, а 37.07 : 4 = 9.26 кв. метра. 64.4 кв. метра + 9.26 кв. метра = 73.66 кв. метра 73.66 кв. метра : 6 /человек/ = 12.27 кв. метра приходится на каждого члена семьи, что менее учетной нормы 15 кв. метров установленной на территории <адрес> сельсовета. Необходимо обязать администрацию включить Минину в списки-получателей субсидии на приобретение жилья. Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля С. показала, что ее мама Минина В.М. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировалась и стала проживать вместе с ней, ее мужем А. в качестве члена их семьи по адресу <адрес>. Проживает постоянно, безвыездно до настоящего времени. Переехала к ним жить по причинам престарелого возраста, имеющихся заболеваний и практически полной потери зрения. В связи с состоянием здоровья Минина В.М. не может приехать в судебное заседание и просит рассмотреть заявление в ее отсутствие. Указанная квартира была предоставлена ей, ее мужу и дочерям ФИО14 и Т. в 1992 году совхозом «Горновское». Минина В.М. проживала и проживает в качестве члена ее семьи и А.. Собственник указанного жилья ее дочь О. проживает отдельно со своей семьей. Т. также проживала отдельно своей семьей. В ДД.ММ.ГГГГ ее дочь Т. вновь зарегистрировалась по адресу <адрес>, как один из собственников жилья и зарегистрировала свою семью мужа и малолетнего сына. Она, ее муж, О. давали разрешение на регистрацию. Ее дочь Т. и ее семья стали с ДД.ММ.ГГГГ проживать в <адрес> по указанному адресу. Переехали и зарегистрировались по семейным обстоятельствам в связи с тем, что в <адрес>, где до этого жили нет детского садика, школы. Разрешения у Мининой В.М. на регистрацию семьи Т. в сельском совете не спрашивали, так как она не собственник жилья. Оснований ставить под сомнение показания свидетеля у суда нет. Обстоятельства указанные свидетелем подтверждаются материалами дела. Прокурор Косихинского района считает необходимым заявленные требования удовлетворить. Признать незаконным отказ администрации района Мининой В.М. в постановке на очередь для получения субсидии. Никаких действий повлекших умышленное ухудшение ее жилищных условий Минина В.М. не совершала. При расчете необходимо брать во внимание не всю площадь жилого помещения 37.07 кв. метра, а 9.26 кв. метра имеющегося в собственности у И.в <адрес>. Необходимо обязать администрацию района включить Минину В.М. в список граждан-получателей мер социальной поддержки для обеспечения жильем в соответствии с указом Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714. Исследовав материалы дела, допросив свидетеля, выслушав заключение прокурора считающего необходимым заявление удовлетворить, суд считает необходимым удовлетворить заявление Мининой В.М. по следующим обстоятельствам. Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами Минина В.М. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. Данные обстоятельства подтверждаются удостоверением, выданным ДД.ММ.ГГГГ. Решением жилищной комиссии администрации <адрес> сельсовета ДД.ММ.ГГГГ Минина В.М. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно заявления Минина В.М. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Косихинского района с просьбой включить ее в список граждан-получателей мер социальной поддержки для обеспечения жильем. ДД.ММ.ГГГГ администрацией района было отказано Мининой во включении ее в список граждан на получение субсидии. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право лица указанные в ст. 49 ЖК РФ. Согласно ст. 49 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в установленном ЖК РФ порядке. В соответствии с ч. 1 с т. 21 ФЗ № 5 от 12 января 1995 года «О ветеранах», членам семьи погибшего /умершего/ участников Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки предусматривающие обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших /умерших/ инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий вставших на учет до 1 января 2005 года. Члены семей погибших /умерших/ инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Пунктом 1 Указа Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Данным указом предусмотрено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий указанных граждан. Граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с ЖК РФ и законом Алтайского края от 9.12.2005 года № 15 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 2 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъясняется, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки; Согласно материалов дела Минина В.М. жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма не имеет. С ноября 2005 года Минина В.М. зарегистрирована и фактически проживает по адресу: <адрес> в квартире, принадлежащей ее дочери С., ее зятю А. и двум ее внучкам О. и Т. общей площадью 64.4 кв. метра. Администрация Косихинского района не включила Минину В.М. в список граждан-получателей субсидии на приобретение жилья. Согласно протокола заседания жилищной комиссии администрации Косихинского района № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что при изучении дела Мининой В.М. установлено, что в октябре 2011 года в квартире где она проживает зарегистрировались еще трое человек в том числе И., имеющий квартиру в <адрес> площадью 37 кв. метров. Мининой постановлено отказать, так как прослеживается умышленное ухудшение жилищных условий. В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Заинтересованным лицом администрацией Косихинского района не указано какие действия совершила Минина В.М. в результате которых она получила право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Не представлено представителем администрации района никаких доказательств злоупотребления правом со стороны Мининой В.М.. Согласно представленных документов /заявлений о регистрации/ представленных <адрес> сельсоветом установлено, что Т. зарегистрировалась ДД.ММ.ГГГГ по адресу в <адрес>, как один из собственников жилого помещения. Вместе с ней по данному адресу в указанное выше время, как члены ее семьи зарегистрировались ее муж И. и их малолетний сын Д.. Собственники жилого помещения С., О., Т. согласились с регистрацией И. и Д.. Из представленных материалов о регистрации не следует, что Т., И., малолетний Д. вселились и зарегистрировались по адресу <адрес> 66-1, как члены семьи Мининой В.М.. В соответствии с Конституцией РФ, ст. 1 ФЗ от 25 июня 1993 года «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в РФ». Регистрация Т., И., малолетнего Д. проведена в соответствии с правилами регистрации граждан РФ по месту жительства в пределах РФ утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года. Согласно справки и выписки из домовой книги администрации Каркавинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ гола по адресу <адрес> проживают и зарегистрированы: Минина В.М., А., С., Т., И., Д.. Таким образом, установлено что Минина В.М. не совершала никаких действий в результате которых была признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет. Злоупотребления правом со стороны Мининой В.М. не было и свои жилищные условия она не ухудшала. Кроме того, и до регистрации 31.10 2011 года указанных выше граждан и после их регистрации Минина В.М. может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по следующим основаниям. Установлено из материалов дела, показаний свидетеля, что Минина В.М. проживает по адресу <адрес> в качестве члена семьи своей дочери С. и мужа дочери А. с ДД.ММ.ГГГГ. А. и С. имеют в общей совместной собственности указанную квартиру общей площадью 64.4 кв. метра. Кроме них право общей совместной собственности на указанную квартиру имеют их дочери О., проживающая своей семьей отдельно, и Т. до ДД.ММ.ГГГГ проживающая отдельно и имеющая свою семью. Право общей совместной собственности данных лиц на указанную квартиру подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 254 ГК РФ при разделе общего имущества и выделе из него доли, если иное не предусмотрено законом или соглашением участников, их доли признаются равными. Указанная квартира была передана в 1992 года в порядке приватизации данным лицам в собственность совхозом «Горновской». В соответствии с ФЗ № 1541-1 от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ» доли в праве общей совместной собственности на жилое помещение граждан признаются равными. В силу ст. 31 ЖК РФ и постановления Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 2 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», учитывая показания свидетеля, материалы дела установлено, что членами семьи Мининой В.М. являются ее дочь С. и А., у которых имеется фактически по 1/4 доли на жилое помещение в <адрес>. Поэтому при определении нуждаемости Мининой В.М. необходимо было бы учитывать не всю площадь жилого помещения 64.4 кв. метра а только ее половину 32.2 кв. метра. 32.2 кв. метра : 3 члена семьи /Минина В.М., А., С./ = 10.73 кв. метра на каждого члена семьи, что менее учетной нормы установленной на территории МО <адрес> сельсовет. Согласно представленных документов учетная норма жилья на территории муниципального образования <адрес> сельсовет для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий не должна превышать 15 кв. метров./решение сессии № от ДД.ММ.ГГГГ/ Вне зависимости от регистрации Т., И., Д. в ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес> расчет необходимо производить указанным способом. Доли Т. и О. имеющие свои семьи и не являющиеся членами семьи Мининой В.М. не должны учитываться при этом расчете. Представитель заинтересованного лица Ткаченко О.Е. считает необходимо производить расчет принимая во внимание всю площадь жилого помещения в <адрес> 64.4 кв. метра + 37.07 кв. метра /площадь жилого помещения принадлежащего И. в <адрес>./ и разделить на 6 /количество зарегистрированных граждан проживающих по адресу <адрес>./ Что касается предложенного расчета даже учитывая всю площадь жилого помещения в <адрес> 64.4 кв. метра и все количество зарегистрированных лиц нельзя принимать во внимание всю площадь жилья в 37.07 кв. метров в <адрес>, так как кроме И. еще имеются три сособственника данной квартиры. Данная квартира была передана И. и 3 членам его семьи в порядке приватизации, что подтверждается договором. В соответствии с ФЗ № 1541-1 от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ» доли в праве общей совместной собственности на жилое помещение граждан признаются равными. Таким образом, при расчете возможно было учесть только 1/4 долю И., а это от 37.07 кв. метра составляет 9.26 кв. метра. 64.4 кв. + 9.26 кв. метра = 73.66 кв. метров. 73.66 кв. метров : 6 = 12.27 кв. метров, что также менее учетной нормы. И в этом случае Минина В.М. должна быть признана нуждающейся в жилом помещении. Учитывая изложенное заявление Мининой В.М. подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ Заявление Мининой В.М. удовлетворить. Признать незаконным отказ администрации Косихинского района Алтайского края включить Минину В.М. в список граждан-получателей субсидии на приобретение жилья в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714. Обязать администрацию Косихинского района Алтайского края включить Минину В.М. в списки граждан-получателей субсидии на приобретение жилья в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Косихинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 1 марта 2012 года. Судья Снытников А.В.