Решение по иску о признани незаконным решение УПФ РФ в связи с отказом ежемесячной денежной выплаты



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с. Кошки Самарской области 21 апреля 2011 года

Судья Кошкинского районного суда Самарской области Набок Л.А.,

при секретаре Айсовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-180/2011 по иску Хасяновой М.Г. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кошкинском районе Самарской области о признании незаконным решение ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Кошкинском районе Самарской области в связи с отказом в назначении ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников ВОВ, перерасчете ежемесячной денежной выплаты,

У С Т А Н О В И Л :

Хасянова М.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Кошкинском районе Самарской области о признании незаконным решение ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Кошкинском районе Самарской области в связи с отказом в назначении ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников ВОВ, перерасчете ежемесячной денежной выплаты, указывая на то, что она является матерью погибшего в Чеченской Республике, при исполнении обязанностей военной службы в боевой обстановке военнослужащего срочной службы ФИО1. Сын был призван на военную службу ДД.ММ.ГГГГ, погиб ДД.ММ.ГГГГ в районе г.Грозный Чеченской Республики. В связи с гибелью сына она получила удостоверение о праве на льготы, предусмотренные законодательством, как мать военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, пользовалась льготами наравне с участниками ВОВ. После внесения изменений в Федеральный закон "О ветеранах" некоторые льготы в натуральной форме были заменены на денежные компенсации. При этом, военнослужащим при призыве на действительную военную службу не был установлен статус "ветеран боевых действий", следовательно, на момент гибели их правовой статус был "военнослужащий", погибший при исполнении служебных обязанностей, а не "ветеран боевых действий". С 01.01.2005 года ей была назначена ежемесячная денежная выплата бессрочно по категории член семьи военнослужащего, погибшего при исполнении служебных обязанностей, что значительно ниже ЕДВ, выплачиваемых участникам ВОВ. Полагая, что ЕДВ должно быть назначено ей в размере равном ЕДВ участникам ВОВ, она обратились с соответствующим заявлением в Пенсионный фонд, однако в удовлетворении заявления ей было отказано, поскольку её сын погиб после 16.01.1995 года и право на ЕДВ равном участникам ВОВ она не имеет. Хасянова считает отказ ответчика необоснованным и просит признать за нею право на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников ВОВ, обязать ответчика произвести перерасчет ЕДВ с 01.01.2005 года.

В судебном заседании Хасянова М.Г. поддержала исковые требования аналогичными доводами, просила удовлетворить.

Ответчик в лице представителя ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Кошкинском районе Семенова Л.Г. в судебном заседании пояснила, что члены семей погибших ветеранов боевых действий в соответствии со ст.23.1 Федерального закона "О ветеранах" имеют право на ежемесячную денежную выплату. В апреле 2007 года вступило в силу Определение Конституционного суда от 04.04.2007 года №331-О-П. В соответствии с указанным определением ежемесячная денежная выплата, устанавливаемая членам семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 01.01.2005 года в соответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих, не может быть ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с п.п.2 п.4 ст.23.1 Федерального закона "О ветеранах", участникам Великой Отечественной войны. Исходя из норм законодательства, к кругу лиц, у которых до 01.01.2005 года в соответствии с Законом СССР от 01.08.1989 года №313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих, относятся родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель или смерть которых наступила до 16.01.1995 года. Поскольку Хасянова М.Г. приходится матерью военнослужащего, погибшего 18.01.2000 года, то правовых оснований для назначения ежемесячной денежной выплаты в размере с учетом вышеуказанного Определения Конституционного суда от 04.04.2007 года №331-О-П не имеется. Просила в иске Хасяновой Р.М. отказать.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.

Согласно ст.7 Закона СССР №313-1 от 01.08.1989 года "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, предусмотрено распространение льгот, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 погиб ДД.ММ.ГГГГ в Чеченской Республике при исполнении обязанностей военной службы (л.д. 9).

Согласно свидетельству о рождении II-ЕР , выданному Кошкинским сельским Советом, Кошкинского района, Куйбышевской области ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ у Хасяновой М.Г. (л.д. 14).

Истице выдано удостоверения о праве на льготы, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих (л.д. 7).

Судом установлено, что до вступления в действие Федерального закона РФ от 22.08.204 года №122-ФЗ "О ветеранах" Хасянова М.Г. реализовала право на льготы, предусмотренные для членов семей погибших военнослужащих, с учетом положений Закона СССР от 01.08.1989 года №313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения". Согласно ст.7 данного закона на истицу распространялись льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны.

В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ "О ветеранах" натуральные льготы заменены на денежные выплаты, истцам установлена ежемесячная денежная выплата, как членам семьи погибшего военнослужащего.

Суд полагает, что Хасяновой М.Г. следует назначить и соответственно пересчитать ЕДВ, исходя из ЕДВ, установленной для участников Великой Отечественной войны в виду следующего.

Закон СССР от 01.08.1989 года №313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", распространив льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, на родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ "О ветеранах", не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами, что основывалось, в частности, на предписаниях п.3 ст.11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года, согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством РФ, не могут быть отменены без равноценной замены. Признание данной нормы, абзацем 2 пункта 6 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О ветеранах» утратившей силу, не означает, что законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может рассматриваться как, допускающая снижение объема мер социальной защиты родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до 01 января 2005 года с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса - иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации.

Федеральный закон от. 22 августа 2004.года № 122-ФЗ «О ветеранах» принят, согласно его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан РФ, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с принципами, правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой, нормы данного закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 11 ФЗ «О ветеранах», установленные ранее для
ветеранов и членов их семей законодательством СССР и законодательством Российской
Федерации права и льготы и другие социальные защиты не могут быть отменены без их
равноценной замены.

По смыслу ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22 августа 2004 года № 122, с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки) ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую соответствующую часть социальной поддержки ветеранов и членов их семей. По своей правовой природе оно направлено на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса. Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий, компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме.

Следовательно, взаимосвязанные положения ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) и пункта 19 ст. 44 ФЗ от 22 августа. 2004 года № 122-ФЗ не могут рассматриваться, как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которым они пользовались до 01 января 2005 года в соответствии с предписаниями ФЗ «О ветеранах» и Закона СССР «О неотложных, мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» (ст. 7), то есть данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечествённой войны.

Данная позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 года №331-О-П.

В связи с тем, что объем льгот, получаемых истицей, как членом семьи погибшего военнослужащего, до 01.01.2005 года соответствовал объему льгот участников Великой Отечественной войны, то компенсация этих льгот в денежной форме, как членам семьи погибшего военнослужащего, не может считаться равноценной. Таким образом, Хасяновой М.Г. ранее до 01.01.2005 года пользовавшейся льготами в соответствие со ст.7 Закона СССР от 01.08.1989 года №313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" для участников Великой Отечественной войны, должна быть предоставлена ежемесячная денежная выплата в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.

Судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о том, что право истицы на льготы возникло на основании Федерального закона РФ "О ветеранах", поскольку смерть ФИО1 наступила после 16.01.1995 года, так как дата смерти не имеет правового значения для определения размера ЕДВ.

К тому же, согласно подпункту 3 пункта 4 ст.23.1 Закона "О ветеранах" от 22.08.2004 года №122-ФЗ, ЕДВ устанавливается для ветеранов боевых действий их числа лиц указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 ст.3 настоящего Федерального закона, где не указана категория родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения. Контузии или увечья, полученных при исполнении иных обязанностей военной службы.

Вместе с тем, суд считает возможным удовлетворить требования истца частично, начиная с даты вынесения Определения Конституционного Суда РФ №331-О-П от 04.04.2007 года, поскольку Конституционный суд в своем определении не принимал по данным обращениям итогового решения, то есть не признавал неконституционными отдельные положения Федерального закона. Конституционный суд в своем определении не указал, что оно имеет обратную силу, поэтому при применении данного определения действует общий порядок, предусмотренный ст.75 ФКЗ РФ "О Конституционном суде РФ", то есть с момента его провозглашения (с 04.04.2007 года).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.192-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Хасяновой М.Г. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кошкинском районе Самарской области о признании незаконным решение ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Кошкинском районе Самарской области в связи с отказом в назначении ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников ВОВ, перерасчете ежемесячной денежной выплаты удовлетворить частично.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кошкинском районе Самарской области назначить Хасяновой Марьям Гиматдиновне ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, и произвести перерасчет Хасяновой Марьям Гиматдиновне ежемесячных денежных выплат, установленных для участников Великой Отечественной войны, начиная с 04 апреля 2007 года.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней через Кошкинский районный суд.

Судья Л.А. Набок