РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации с.Кошки Самарской области 25 апреля 2011 года Судья Кошкинского районного суда Самарской области Набок Л.А., с участием прокурора Кошкинского района Самарской области Фахрутдинова Р.Ф., при секретаре Айсовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-152/2011 по иску прокурора Кошкинского района Самарской области в интересах ФИО1 к Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области о возложении на Администрацию муниципального района Кошкинский Самарской области обязанности предоставить ФИО1 жилое помещение, УСТАНОВИЛ: Прокурор Кошкинского района Самарской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Администрации муниципального района Кошкинский, указывая, что прокуратурой Кошкинского района проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа на территории муниципального района Кошкинский. При проведении проверки установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Постановлением Главы муниципального района Кошкинский за ФИО1 закреплено право на внеочередное представление жилого помещения. В ходе проведения проверки установлено, что ФИО1 до настоящего времени не имеет своего жилья и нуждается в его получении. Основной причиной нарушения жилищных прав ФИО1 является отсутствие финансирования со стороны органов власти Самарской области, а также бездействие администрации муниципального района Кошкинский. Обращение прокурора Кошкинского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах ФИО1 вызвано нарушением её прав бездействием Администрации муниципального района Кошкинский на дополнительную социальную защиту, установленную действующим законодательством, что повлекло последующее обращение ФИО1 в прокуратуру Кошкинского района с заявлением о восстановлении нарушенных жилищных прав. Ссылаясь на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" просил признать бездействие должностных лиц Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области и обязать Администрацию муниципального района Кошкинский Самарской области устранить нарушения законодательства, устанавливающего дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа и провести необходимые мероприятия, направленные на обеспечение жилой площадью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В судебном заседании заместитель прокурора Кошкинского района Самарской области Фахрутдинов Р.Ф. уточнил исковые требования, просил признать бездействие Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области и обязать Администрацию муниципального района Кошкинский Самарской области устранить нарушения законодательства, устанавливающего дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа и провести необходимые мероприятия, направленные на обеспечение жилой площадью ФИО1 не ниже установленных социальных норм. ФИО1 в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствие, просила иск удовлетворить (л.д.41). Администрация муниципального района Кошкинский Самарской области просила дело рассмотреть в их отсутствие. Из представленного ею отзыва усматривается, что согласно постановлению Главы муниципального района Кошкинский от 19.01.2011 года №26 "Об утверждении списка очередности для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден список очередности детей сирот, состоящих на учете для предоставления жилых помещений на 2011 год. В списке под №4 значится ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На территории муниципального района Кошкинский отсутствуют жилые помещения, которые могут быть предоставлены детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лиц из их числа, по договору социального найма. Выделение денежных средств на предоставление социальных выплат на приобретение жилых помещений для детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, районным бюджетом не предусмотрено и не представляется возможным. Просила в иске отказать (л.д. 17-20). Отдел по делам семьи, охране прав материнства и детства Администрации муниципального района Кошкинский, привлечённый к участию в деле в качестве третьего лица, просил дело рассмотреть в отсутствие их представителя, в удовлетворении исковых требований - отказать, мотивируя тем, что на территории муниципального района Кошкинский отсутствуют жилые помещения, которые могут быть предоставлены детям-сиротам. Выделение денежных средств на предоставление социальных выплат на приобретение жилых помещений для детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, районным бюджетом не предусмотрено (л.д. 38-39). Министерство управления финансами Самарской области просило дело рассмотреть в отсутствие их представителя. Из представленного им отзыва усматривается, что объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на реализацию указанной меры социальной поддержки, предоставляется в соответствии с утвержденной законом методикой исходя из размера средств, выделяемых из областного бюджета. Поскольку Закон №115-ГД, которым утверждена методика расчета субвенций, не признан противоречащим федеральному законодательству, исковые требования о предоставлении жилого помещения и передаче органам местного самоуправления денежных средств на указанные цели неправомерны. Просило в удовлетворении исковых требований отказать (л.д. 22-24). Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области просило дело рассмотреть без участия их представителя. Из представленного им отзыва на л.д. 33-34 видно, что объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из размера средств, выделяемых из областного бюджета, по формуле установленной в методике. Принимаются все меры по решению проблемы обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, однако средств недостаточно для того, чтобы полностью и единовременно обеспечить данную категорию граждан. Просило в удовлетворении иска отказать. Исследовав материалы дела, выслушав прокурора Кошкинского района, суд приходит к следующему. В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ч, 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или при возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма. Постановлением Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области от 19.01.2009 года №26 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений (социальной выплаты) (л.д. 7). Указанное обстоятельство никем из сторон не оспаривается. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 5 Закона Самарской области от 07.07.2005 года № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области. Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления Законом Самарской области от 05.03.2005 года № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения». В соответствии с п. 5.2 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 года № 421, уполномоченные органы обеспечивают детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору социального найма вне очереди в случае наделения органов местного самоуправления в установленном порядке отдельными государственными полномочиями в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно п. 5.3 указанного Порядка при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом в соответствии с пунктами 5.4-5.6 настоящего Порядка. Полномочия по предоставлению жилых помещений лицам данной категории Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" делегированы местным органам власти. Исходя из буквального толкования ст.57 ЖК РФ и вышеуказанного закона следует, что обеспечение вне очереди жилым помещением лиц данной категории не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточного выделения средств на эти цели из бюджета Самарской области. Таким образом, имеются все основания для удовлетворения требований прокурора о возложении на Администрацию муниципального района Кошкинский Самарской области обязанности предоставить ФИО1 жилое помещение. На основании ст. 333.17 НК РФ, если решение суда принято не в пользу ответчика и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, госпошлину должен оплатить ответчик. При подаче заявления об устранении нарушений законодательства, согласно подп.7 п.1 ст.333.19 НК РФ взимается государственная пошлина в размере 200 рублей. Таким образом, с Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области надлежит взыскать госпошлину в доход государства в размере 200 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, судья Р Е Ш И Л: Иск удовлетворить. Признать бездействие Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области незаконным. Обязать Администрацию муниципального района Кошкинский Самарской области устранить нарушения законодательства, устанавливающего дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа и провести необходимые мероприятия, направленные на обеспечение ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Взыскать с Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней через Кошкинский районный суд Самарской области. Судья Л.А.Набок