№2-215/2011 о признании бездействия незаконным, об обязании устранить нарушения



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с.Кошки Самарской области 31 мая 2011 года

Судья Кошкинского районного суда Самарской области Набок Л.А.,

с участием прокурора Кошкинского района Самарской области Фахрутдинова Р.Ф.,

при секретаре Айсовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-215/2011 по исковому заявлению прокурора Кошкинского района Самарской области в интересах неопределённого круга лиц к Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области, Муниципальному образовательному учреждению <данные изъяты> о признании бездействия органа местного самоуправления и образовательного учреждения по устранению нарушений противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кошкинского района Самарской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района Кошкинский в котором указывает, что прокуратурой Кошкинского района осуществлена проверка исполнения органом местного самоуправления муниципального района Кошкинский и муниципальным образовательным учреждением Кошкинской средней общеобразовательной школы требований противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности муниципального образовательного учреждения <данные изъяты>, в ходе проверки выявлено ненадлежащее исполнение требований противопожарного законодательства, которые были отмечены в предписании № 36/1/п.п.1-23-50 от 02.04.2009 года и акте проверки готовности общеобразовательного учреждения 2010/2011от 19.08.2010 года о нарушениях санитарно – эпидемиологического законодательства. Проверка показала, что в МОУ не созданы надлежащие условия, соответствующие требованиям пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, которые бы гарантировали охрану здоровья лиц, находящихся в помещении учреждения. Бездействие администрации муниципального района Кошкинский и МОУ способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья лиц, находящихся в помещении МОУ. Самостоятельно МОУ устранить допущенные нарушения пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства не может, т.к. своих свободных финансовых средств не имеет, а его финансирование осуществляется из бюджета администрации муниципального района Кошкинский. Вышеуказанные нарушения указывают на игнорирование администрации муниципального района Кошкинский требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, что является недопустимым, т.к. ставит под угрозу жизнь и здоровье учащихся, работников данного учреждения. Просил признать бездействие администрации муниципального района Кошкинский и МОУ <данные изъяты>, незаконным и обязать: Администрацию муниципального района Кошкинский и МОУ <данные изъяты> провести организационно-хозяйственные мероприятия с целью устранения указанных выше нарушений санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства в деятельности МОУ Кошкинская СОШ.

Прокурор в судебном заседании поддержал исковые требования аналогичными доводами, просил удовлетворить.

Представитель Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области Алексеева С.А. в судебном заседании иск прокурора не признала, пояснила, что ранее в ст.7 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплялись полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, но с 1 января 2005 года данная статья утратила силу, просила в иске отказать.

В судебном заседании представитель ответчика директор МОУ <данные изъяты> ФИО5 пояснил, что всё, что можно было сделать своими силами по устранению выявленных нарушений требований противопожарного и санитарно – эпидемиологического законодательства школой устранено. Он, как директор, неоднократно обращался в Администрацию муниципального района Кошкинский с просьбой о выделении денежных средств для устранения выявленных недостатков.

В судебном заседании представитель третьего лица – Северо – Западного управления министерства образования и науки Самарской области - начальник Кошкинского территориального отдела образования Северо-Западного управления министерства образования и науки Самарской области Гусев Ю.Г. пояснил, что собственником имущества МОУ Кошкинская СОШ является Администрация муниципального района Кошкинский в лице комитета управления муниципальным имуществом муниципального района Кошкинский Самарской области, которая, как собственник, отвечает за содержание школы. Акт о недостатках составлялся, был направлен в администрацию района. Часть денег были выделены, на которые устранили частично недостатки. Образовательный процесс осуществляет учредитель – министерство образования и науки Самарской области в лице Северо – Западного управления министерства образования и науки Самарской области, за содержание здания, в том числе укомплектование его необходимым оборудованием и инвентарём, отвечает муниципалитет.

Представитель третьего лица - инспектор отдела - государственный инспектор муниципальных районов Кошкинский, Елховский и Челно-Вершинский Самарской области по пожарному надзору Фомичев Е.В. в судебном заседании пояснил, что все указанные в акте недостатки нарушений требований противопожарного законодательства на момент рассмотрения дела устранены.

Представитель третьего лица – главный специалист Территориального отдела управления Роспотребнадзора по Самарской области в Сергиевском районе Сафина Р.Г. в судебном заседании пояснила, что указанные ею в акте нарушения требований санитарно – эпидемиологического законодательства школой устранены частично. Те нарушения, которые не устранены, требуют вложения значительных денежных средств. И потому должны устраняться путем выделения денежных средств из бюджета района.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, третьих лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона 24июля1998года N124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определено, что социальная инфраструктура для детей определена как система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Согласно ч. 1 ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Статья 2 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относит вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» под санитарно-эпидемиологическом благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник имущества несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как видно из Устава муниципального общеобразовательного учреждения <данные изъяты> Кошкинского района Самарской области указанное учреждение является юридическим лицом, наделенным обособленным имуществом, находящимся в собственности муниципального района Кошкинский Самарской области, на праве оперативного управления (л.д. 34-35).

Из Устава следует, что учредителями учреждения являются министерство образования и науки Самарской области в лице Северо-Западного управления министерства образования и науки Самарской области и Администрация муниципального района Кошкинский Самарской области в лице Комитета управления муниципальным имуществом администрации муниципального района Кошкинский (л.д. 35).

Распоряжением Главы Кошкинского района от 12.07.2004 г. № 674 - р утверждено дополнение к приложению № 1 «О перечне объектов, закреплённых в муниципальную собственность по Кошкинскому району», утверждённому решением Кошкинского районного Совета народных депутатов Куйбышевской области от 20 мая 1992 года согласно которому МОУ <данные изъяты> включена в перечень объектов муниципальной собственности (л.д. 73-76).

Из объяснения Сафиной Р.Г. следует, что из указанных ею в акте нарушений СанПина не устранены следующие нарушения: в основном здании школы отсутствует гардероб; нет софитов над классными досками; нет штор (жалюзи) на светопроемах в учебных помещениях; для окраски классных досок используется черный цвет, для парт темно-зеленый и голубой цвет; в учебных кабинетах нет умывальников; в кабинете химии нет демонстрационного стола, не имеется подвода воды и канализации, нет решеток на отопительных приборах. В начальном здании школы не соблюдается цвет красок при окрашивании стен (темно-зеленые), парты голубые, классные доски черные; нет решеток на отопительных приборах, нет тканевых штор на окнах; классные доски не оборудованы софитами; внутренние перегородки, отделяющие комнаты от учебных классов, в очень больших трещинах (аварийные).

Оборудование в здании школы гардероба предусмотрено п. 2.3.5; установка софитов над классными досками предусмотрена п. 2.6.2; наличие на светопроемах в учебных помещениях штор (жалюзи) предусмотрено п. 2.6.2; окраска классных досок, парт должна соответствовать требованиям п. 2.3.24; наличие в учебных кабинетах умывальников; в кабинете химии демонстрационного стола, подвод воды и канализации нет, решеток на отопительных приборах предусмотрено п. 2.5.1. Соблюдение в начальном здании школы цвета красок при окрашивании стен, парт, классных досок предусмотрено п. 2.6.1; оборудование отопительных приборов решетками предусмотрено п. 2.5.1, наличие тканевых штор на окнах предусмотрено п. 2.6.1; оборудование классных досок софитами предусмотрено п. 2.6.2; внутренние перегородки, отделяющие комнаты от учебных классов должны соответствовать действующим санитарным нормам.

Из писем директора МОУ <данные изъяты> следует, что главе муниципального района Кошкинский Самарской области направлялись письма с просьбой о выделении финансовых средств для приобретения оборудования и инвентаря для школьных столовых и кабинетов (л.д. 39-43, 47-50, 52-53).

Исходя из того, что имущество МОУ <данные изъяты> находится в муниципальной собственности муниципального района Кошкинскии, а Администрация муниципального района Кошкинскии является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, то есть собственником, который соответственно несет бремя по содержанию имущества (что соответствует требованиям ст.210 ГК РФ), а МОУ <данные изъяты> приняла меры по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, и, учитывая, что бездействием является не совершение соответствующими органами, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими действий (непринятие решений), обязанность по совершению которых возложена на них законом или иным нормативным актом, суд приходит к выводу о наличии бездействия со стороны Администрации муниципального района Кошкинский по непринятию мер по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ <данные изъяты>.

Таким образом, имеются все основания для удовлетворения требований прокурора о возложении на Администрацию муниципального района Кошкинский обязанности по устранению выявленных нарушений, поскольку её бездействие влечёт за собой нарушение норм и правил санитарно-эпидемиологического законодательства и способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья лиц, находящихся в помещении МОУ <данные изъяты>.

Доводы представителя ответчика – Администрации муниципального района Кошкинский Алексеевой С.А. об отсутствии у органов местного самоуправления полномочий в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения судом не принимаются во внимание по указанным выше основаниям.

Принимая во внимание то, что имеется вступившее в законную силу решение Кошкинского районного суда Самарской области от 07.12.2009 года, которым постановлено устранение нарушений в МОУ Кошкинская СОШ путем установления ограждений в учебных помещениях и спортивном зале отопительных приборов съемными деревянными решетками, установления освещения над классными досками, проведения воды и канализации в кабинете физики №31, проведения канализации в кабинете физики №30, оборудования лаборантской в кабинете ЭВМ №25 и медиатеке, приобретения для них специализированной мебели, оборудования гардеробных помещений, требования прокурора об устранении указанных нарушений по настоящему иску в этой части не подлежат удовлетворению.

Требование прокурора об установлении прямой телефонной связи в ближайшем подразделении пожарной охраны в СОШ с. Кошки, в здании филиала МОУ – Залесьевской начальной школе - детском саду, в начальной школе МОУ с. Кошки не подлежат удовлетворению по тем основаниям, что согласно сообщению Кошкинского РУС, организация прямой связи(без набора номера) от учреждений образования Кошкинского района до пульта дежурного ЕДДС не представляется возможным(л.д. 70).

На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично. Признать бездействие Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области по непринятию мер по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в муниципальном образовательном учреждения <данные изъяты> незаконным.

Обязать администрацию муниципального района Кошкинский Самарской области устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем приобретения для учебных помещений штор (жалюзи); покраски классных досок, парт цветом, соответствующим требованиям санитарных норм; установки в учебных кабинетах умывальников; оборудования кабинета химии демонстрационным столом, подводом воды и канализации; окрашивания стен, парт, классных досок в здании начальной школы в соответствии с санитарными нормами; оборудования отопительных приборов решетками в здании начальной школы; приобретения тканевых штор на окна; оборудования классных досок софитами; приведения в соответствие с санитарными нормами внутренних перегородок, отделяющих комнаты от учебных классов.

Взыскать с Администрации муниципального района Кошкинский государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней через Кошкинский районный суд Самарской области.

Судья Л.А. Набок