РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации с.Кошки Самарской области 31 мая 2011 года Судья Кошкинского районного суда Самарской области Набок Л.А., с участием прокурора Кошкинского района Самарской области Фахрутдинова Р.Ф., при секретаре Айсовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-212/2011 по исковому заявлению прокурора Кошкинского района Самарской области в интересах неопределённого круга лиц к Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области, Муниципальному образовательному учреждению <данные изъяты> о признании бездействия органа местного самоуправления и образовательного учреждения по устранению нарушений противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Кошкинского района Самарской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района Кошкинский в котором указывает, что прокуратурой Кошкинского района осуществлена проверка исполнения органом местного самоуправления муниципального района Кошкинский и муниципальным образовательным учреждением Новокармалинской средней общеобразовательной школы требований противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности муниципального образовательного учреждения <данные изъяты>, в ходе проверки выявлено ненадлежащее исполнение требований противопожарного законодательства, которые были отмечены в предписании № 24/1/1-50 от 02.09.2009 года и санитарно – эпидемиологического законодательства, отмеченные в предписании № 20/4-05/31 от 20.12.2010 года. Проверка показала, что в МОУ не созданы надлежащие условия, соответствующие требованиям пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, которые бы гарантировали охрану здоровья лиц, находящихся в помещении учреждения. Бездействие администрации муниципального района Кошкинский и МОУ способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья лиц, находящихся в помещении МОУ. Самостоятельно МОУ устранить допущенные нарушения пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства не может, т.к. своих свободных финансовых средств не имеет, а его финансирование осуществляется из бюджета администрации муниципального района Кошкинский. Вышеуказанные нарушения указывают на игнорирование администрации муниципального района Кошкинский требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, что является недопустимым, т.к. ставит под угрозу жизнь и здоровье учащихся, работников данного учреждения. Просил признать бездействие администрации муниципального района Кошкинский и МОУ <данные изъяты>, незаконным и обязать: Администрацию муниципального района Кошкинский и МОУ <данные изъяты> провести организационно-хозяйственные мероприятия с целью устранения указанных выше нарушений санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства в деятельности МОУ <данные изъяты>. Прокурор в судебном заседании поддержал исковые требования аналогичными доводами, просил удовлетворить. Представитель Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области Алексеева С.А. в судебном заседании иск прокурора не признала, пояснила, что ранее в ст.7 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплялись полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, но с 1 января 2005 года данная статья утратила силу. Кроме того, во всех школах организовано медицинское обслуживание детей через районную больницу. В каждом сельском поселении имеется ФАП (фельдшерско – акушерский пункт), который также обслуживает и школу. Создавать кабинеты в каждой школе очень дорого. Для создания одного кабинета требуется около 350000 рублей. Денег на оснащение медицинских кабинетов никогда не выделялось и в бюджет района не закладывалось. Согласно Постановлению Правительства Самарской области от 12.09.2008г. №382 утверждена областная целевая программа «Дети Самарской области» на 2009-2011 годы», целью которой является создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей. Согласно Приложению №3 к указанной областной Программе установлен Порядок предоставления и расходования выделяемых из областного бюджета муниципальным образованиям Самарской области субсидий, предусмотренных областной целевой программой. Согласно Приложению №5 Программы распределены субсидии бюджетам муниципальных образований Самарской области в целях софинансирования расходных обязательств по приобретению медицинского оборудования для оснащения медицинских кабинетов муниципальных образовательных учреждений и муниципальному району Кошкинский Самарской области на период с 2009-2011 годы определена субсидия в размере 798 000 рублей, указанные субсидии предоставляются в соответствии с п.2 Порядка Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области. Но в целях преодоления негативного влияния мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие Самарской области, на основании подп.2 части 1 Постановления Самарской области от 06.10.2009г. №518 «О приостановлении действия и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области указанная областная Программа приостановлена до 1 января 2012 года. Считает нецелесообразным возложение на Администрацию обязанности по оборудованию медицинского кабинета, так как по новым санитарным правилам, вступающим в законную силу с 01.09.20100 года, предусмотрено, что в сельской местности медицинское обслуживание школьников допускается ФАПами, просила в иске отказать. В судебном заседании представитель ответчика директор МОУ <данные изъяты> ФИО5 пояснила, что всё, что можно было сделать своими силами по устранению выявленных нарушений требований противопожарного и санитарно – эпидемиологического законодательства школой устранено. Она, как директор, неоднократно обращалась в Администрацию муниципального района Кошкинский с просьбой о выделении денежных средств для устранения выявленных недостатков. В их школе обучается 143 учащихся, в населённом пункте имеется <данные изъяты> отделение ВОП, которое расположено недалеко от школы, в нём есть врач, акушер, две медсестры. В школе также имеется свободный кабинет для профилактических медицинских осмотров учащихся. С Кошкинской ЦРБ школа ежегодно заключает договор по оказанию медицинского обслуживания населения, согласно которому проводятся медицинские осмотры учащихся, оказываются медицинские услуги, проводятся профилактические меры по предупреждению ОРЗ и ОРВИ, делаются прививки. Медицинское обслуживание дети получают в полном объёме. Считает, что оборудовать медицинские кабинеты в школе нецелесообразно и практически невыполнимо по причине больших материальных затрат. Дети сейчас находятся на каникулах, с начала учебного года - с 01.09.2011 года вступают в действие новые санитарные правила, согласно которым медицинское обслуживание школьников в сельской местности допускается на ФАПах и лабораториях, что уже сейчас делается. В судебном заседании представитель третьего лица – Северо – Западного управления министерства образования и науки Самарской области - начальник Кошкинского территориального отдела образования Северо-Западного управления министерства образования и науки Самарской области Гусев Ю.Г. пояснил, что собственником имущества МОУ <данные изъяты> является Администрация муниципального района Кошкинский в лице комитета управления муниципальным имуществом муниципального района Кошкинский Самарской области, которая, как собственник, отвечает за содержание школы. Акт о недостатках составлялся, был направлен в администрацию района. Часть денег были выделены, на которые устранили частично недостатки. Образовательный процесс осуществляет учредитель – министерство образования и науки Самарской области в лице Северо-Западного управления министерства образования и науки Самарской области, за содержание здания, в том числе укомплектование его необходимым оборудованием и инвентарём, отвечает муниципалитет. Представитель третьего лица - инспектор отдела - государственный инспектор муниципальных районов Кошкинский, Елховский и Челно-Вершинский Самарской области по пожарному надзору Фомичев Е.В. в судебном заседании пояснил, что все указанные в акте недостатки нарушений требований противопожарного законодательства на момент рассмотрения дела устранены. Представитель третьего лица – главный специалист Территориального отдела управления Роспотребнадзора по Самарской области в Сергиевском районе Сафина Р.Г. в судебном заседании пояснила, что указанные ею в акте нарушения требований санитарно – эпидемиологического законодательства школой устранены. Те нарушения, которые не устранены, требуют вложения значительных денежных средств. И потому должны устраняться путем выделения денежных средств администрацией района. Требование об оборудовании медицинского блока в школе с 01.09.2011 года утратило актуальность, так как с 01.09.2011 года вступают в действие новые санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, согласно которым в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско – акушерских пунктах и амбулаториях. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, третьих лиц, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 1 Федерального закона 24июля1998года N124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определено, что социальная инфраструктура для детей определена как система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей. В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Согласно ч. 1 ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Статья 2 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относит вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» под санитарно-эпидемиологическом благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник имущества несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Как видно из Устава муниципального общеобразовательного учреждения <данные изъяты> Кошкинского района Самарской области указанное учреждение является юридическим лицом, наделенным обособленным имуществом, находящимся в собственности муниципального района Кошкинский Самарской области, на праве оперативного управления (л.д. 36-37). Из Устава следует, что учредителями учреждения являются министерство образования и науки Самарской области в лице Северо-Западного управления министерства образования и науки Самарской области и Администрация муниципального района Кошкинский Самарской области в лице Комитета управления муниципальным имуществом администрации муниципального района Кошкинский (л.д. 36-37). Распоряжением Главы Кошкинского района от 12.07.2004 г. № 674 - р утверждено дополнение к приложению № 1 «О перечне объектов, закреплённых в муниципальную собственность по Кошкинскому району», утверждённому решением Кошкинского районного Совета народных депутатов Куйбышевской области от 20 мая 1992 года согласно которому МОУ <данные изъяты> включена в перечень объектов муниципальной собственности (л.д. 18-21). Из объяснения Сафиной Р.Г. следует, что из указанных ею в акте нарушений СанПина от 20.12.2010 г. не устранены следующие нарушения: при кабинете информатики не оборудована лаборантская; кабинет информатики не оборудован; душевые и туалетные при спортзале не приведены в соответствие и не используются по назначению; не оборудован медицинский блок в школе; в туалетных для мальчиков и для девочек вместо перегородок не оборудованы кабины с дверьми без запоров; Все учебные помещения, помещения пищеблока, туалетные не обеспечены холодным и горячим водоснабжением; не соблюдаются правила мытья столовой и кухонной посуды ( не приобретена металлическая сетка для ополаскивания посуды); не проведен технический контроль соответствия технологического и холодильного оборудования паспортным характеристикам. Оборудование при кабинете информатики лаборантской должно соответствовать п. 2.3.14 СанПин 2.4.2.1178-02«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»; оборудование кабинета информатики предусмотрено п. 2.2., 4.1, 6.1, 6.2, 6.3, 7.1, 9.1, 9.6 СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»; устройство душевых и туалетных при спортзале предусмотрено п.2.3.17 Сан П и Н 2.4.2.1178-02; оборудование в туалетных для мальчиков и для девочек вместо перегородок кабин с дверьми без запоров предусмотрено п. 2.3.23 СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»; обеспечение всех учебных помещений, помещения пищеблока, туалетных холодным и горячим водоснабжением предусмотрено п. 2.7.5 Сан П и Н 2.4.2.1178-02; соблюдение правил мытья столовой и кухонной посуды (приобретение металлической сетки для ополаскивания посуды) предусмотрено п.5.10., СанПиН 2.4.5.2409-08; проведение технического контроля соответствия технологического и холодильного оборудования паспортным характеристикам предусмотрено п. 4.3. Сан П и Н 2.4.5.2409-08. Из писем директора МОУ <данные изъяты> следует, что главе муниципального района Кошкинский Самарской области направлялись письма с просьбой о выделении финансовых средств для приобретения оборудования и инвентаря для школьных столовых и кабинетов (л.д. 62-66). Исходя из того, что имущество МОУ <данные изъяты> находится в муниципальной собственности муниципального района Кошкинскии, а Администрация муниципального района Кошкинскии является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, то есть собственником, который соответственно несет бремя по содержанию имущества (что соответствует требованиям ст.210 ГК РФ), а МОУ <данные изъяты> приняла меры по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, и, учитывая, что бездействием является не совершение соответствующими органами, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими действий (непринятие решений), обязанность по совершению которых возложена на них законом или иным нормативным актом, суд приходит к выводу о наличии бездействия со стороны Администрации муниципального района Кошкинский по непринятию мер по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ <данные изъяты>. Таким образом, имеются все основания для удовлетворения требований прокурора о возложении на Администрацию муниципального района Кошкинский обязанности по устранению выявленных нарушений, поскольку её бездействие влечёт за собой нарушение норм и правил санитарно-эпидемиологического законодательства и способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья лиц, находящихся в помещении МОУ <данные изъяты>. Доводы представителя ответчика – Администрации муниципального района Кошкинский Алексеевой С.А. об отсутствии у органов местного самоуправления полномочий в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения судом не принимаются во внимание по указанным выше основаниям. В то же время, рассматривая требование прокурора о возложении на ответчика обязанности по оборудованию медицинского кабинета, суд приходит к следующему. СанПиН 2.4.2.1178-02" установлено, что в образовательных учреждениях должны функционировать медицинские пункты. Медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв. м; кабинет зубного врача, площадью 12 кв. м, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв. м; кабинет психолога, площадью 10 кв. м. При медпункте оборудуется самостоятельный санузел. Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета дается в Приложении 1 СанПиН 2.4.2.1178-02. Согласно п. 27 Уставу школы медицинское обслуживание обучающихся в школе обеспечивается медицинским персоналом, который закреплён Кошкинской центральной районной больницей за школой. Согласно приказу по муниципальному учреждению Кошкинская центральная районная больница в <адрес> открыто Новокармалинское отделение врача общей практики, в котором имеется врач общей практики, акушер, две медсестры. Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по медицинскому осмотру детей образовательного учреждения №, заключенного между МОУ <данные изъяты> и МОУ Кошкинская ЦРБ последняя безвозмездно обязуется оказать услуги по проведению профилактического медицинского осмотра, оказывать медицинские услуги в соответствии с медико-экономическими стандартами, утвержденными на территории Российской Федерации, Самарской области, а также нормативными документами, действующими в системе здравоохранения; заносить результаты медицинского профилактического осмотра в медицинскую карту ребенка для образовательных учреждений и в карту диспансеризации ребенка. Копия комплексного заключения о состоянии здоровья ребенка по результатам профилактического медицинского осмотра и карта диспансеризации ребенка направляются медицинским персоналом, осуществляющим медицинское обслуживание обучающихся в общеобразовательном учреждении, в учреждение здравоохранения врачу-педиатру участковому, к которому прикреплен по участковому принципу на медицинское обслуживание данный ребенок, для организации и проведения лечебно- диагностических мероприятий, разработки и реализации комплекса мер по охране и укреплению здоровья детей; вести журнал регистрации прохождения медицинского освидетельствования; участвовать в работе психолого - медико-педагогического консилиума; консультировать педагогических работников школы, входящих в состав ПМПк, по вопросам, касающимся здоровья учащихся с особыми образовательными потребностями для разработки индивидуальной образовательной программы. МОУ <данные изъяты> обязуется предоставить помещение и условия для проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся; выполнять требования исполнителя, обеспечивающие качественное предоставление медицинской услуги, включая сообщение необходимых для этого сведений; обеспечить своевременную и организованную явку обучающихся на медосмотры и обследования; обеспечивать контроль за соблюдением сроков прохождения профилактический медицинских осмотров. Сообщением МУ Кошкинская ЦРБ подтверждается, что медицинское обслуживание учащихся МОУ Новокармалинская СОШ в рамках заключённых со школой договоров осуществляется в <данные изъяты> отделении ВОП, где оказываются следующие услуги: организация проведения профилактических медицинских осмотров школьников, иммунизация, осмотр на педикулез (по установленным санитарным нормам и правилам), оказание неотложной медицинской помощи(л.д. 17). Как пояснила директор школы Люлина А.М. помещение <данные изъяты> находится недалеко от школы. В начале учебного года проводится медицинский осмотр учащихся, проводится система профилактических мер по предупреждению ОРЗ и ОРВИ, в течение года оказывается срочная медицинская помощь. Согласно п.23 Постановления Правительства РФ от 19 марта 2001г. №196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» медицинское обслуживание обучающихся в общеобразовательном учреждении обеспечивается медицинским персоналом, который закреплён органом здравоохранения за этим общеобразовательным учреждением и наряду с администрацией и педагогическими работниками несёт ответственность за проведение лечебно – профилактических мероприятий, соблюдение санитарно – гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся. В соответствии со ст. 10 ФЗ от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей. В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Согласно Приказу Министерства Здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 г. №900 О штатных нормативах медицинских работников... п.47 видно, что Должности медицинских сестер или фельдшеров для непосредственного обслуживания детей в имеющихся в населенном пункте, где расположена больница, и на приписном участке (при отсутствии фельдшерско-акушерских пунктов) школах... устанавливается из расчета 1 должность на 900 учащихся школ. Как было установлено в судебном заседании, в МОУ <данные изъяты> обучается 143 учащихся, медицинское обслуживание учащихся осуществляется согласно договоров на ВААПе, которые предоставляют учащимся все медицинские услуги по оказанию им бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу. При таких обстоятельствах, суд считает, что отсутствие в школе оборудованного медицинского блока не свидетельствует о наличии угрозы жизни и здоровью учащихся поскольку в судебном заседании установлено, что школа свои обязательства по медицинскому обслуживанию учащихся выполнила, заключив договор на медицинское обслуживание учащиеся с МОУ Кошкинская ЦРБ в здании ВАПа, расположенного недалеко от школы, все дети получают медицинскую помощь в необходимом для их здоровья и жизни объёме, что подтвердила также в суде главный специалист Территориального отдела управления Роспотребнадзора по Самарской области в Сергиевском районе Сафина Р.Г. и потому, по мнению суда, нет необходимости оборудовать в школе отдельные кабинеты для врача и оснащать их медицинским оборудованием, так как при такой численности учащихся отдельный медицинский персонал не предусмотрен действующим законодательством. Доводы прокурора о том, что в школе не созданы надлежащие условия, соответствующие требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, которые бы гарантировали охрану здоровья лиц, находящихся в помещении учреждения не обоснован никакими документами, к заявлению приложена лишь одна справка об отсутствии в школе медицинского блока. Кроме того, суд принимает во внимание то, что учащиеся школы в настоящее время находятся на летних каникулах. Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года № 189 (зарегистрированного в Минюсте РФ 3 марта 2011 года № 1993) утверждены санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, которые вводятся в действие с 1 сентября 2011 года, то есть с начала учебного года (официально опубликованы в «Российской газете» № 54 от 16.03.2011 года). Согласно п. 4.21 названных правил в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско – акушерских пунктах и амбулаториях. При таких обстоятельствах, суд считает, что исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению частично. На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, судья РЕШИЛ: Иск удовлетворить частично. Признать бездействие Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области по непринятию мер по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в муниципальном образовательном учреждения <данные изъяты> незаконным. Обязать Администрацию муниципального района Кошкинский Самарской области устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем оборудования при кабинете информатики лаборантской; оборудования кабинета информатики; устройства душевых и туалетных при спортзале; оборудования в туалетных для мальчиков и для девочек вместо перегородок кабин с дверьми без запоров; обеспечения всех учебных помещений, помещения пищеблока, туалетных холодным и горячим водоснабжением; соблюдения правил мытья столовой и кухонной посуды (приобретения металлической сетки для ополаскивания посуды); проведения технического контроля соответствия технологического и холодильного оборудования паспортным характеристикам. Взыскать с Администрации муниципального района Кошкинский государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней через Кошкинский районный суд Самарской области.