РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации с.Кошки Самарской области 02 июня 2011 года Судья Кошкинского районного суда Самарской области Набок Л.А., с участием прокурора Кошкинского района Самарской области Фахрутдинова Р.Ф., при секретаре Айсовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-208/2011 по исковому заявлению прокурора Кошкинского района Самарской области в интересах неопределённого круга лиц к Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области, муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад "<данные изъяты>" муниципального района Кошкинский Самарской области о признании бездействия органа местного самоуправления и образовательного учреждения по устранению нарушений противопожарного, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о лицензировании медицинской деятельности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Кошкинского района Самарской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района Кошкинский в котором указывает, что прокуратурой Кошкинского района осуществлена проверка исполнения органом местного самоуправления муниципального района Кошкинский и муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад "<данные изъяты>" требований противопожарного, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о лицензировании медицинской деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "<данные изъяты>", в ходе проверки выявлено ненадлежащее исполнение требований противопожарного законодательства, отмеченные в предписании №16/1/1 от 31.12.2010 года, санитарно – эпидемиологического законодательства, отмеченные в предписании № 20/4-05/02 от 11.02.2011 года. Проверка показала, что в МДОУ не созданы надлежащие условия, соответствующие требованиям противопожарного, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о лицензировании медицинской деятельности, которые бы гарантировали охрану здоровья лиц, находящихся в помещении учреждения. Бездействие администрации муниципального района Кошкинский и МДОУ способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья лиц, находящихся в помещении МДОУ. Самостоятельно МДОУ устранить допущенные нарушения противопожарного, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о лицензировании медицинской деятельности не может, т.к. своих свободных финансовых средств не имеет, а его финансирование осуществляется из бюджета администрации муниципального района Кошкинский. Вышеуказанные нарушения указывают на игнорирование администрации муниципального района Кошкинский требований противопожарного, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о лицензировании медицинской деятельности, что является недопустимым, т.к. ставит под угрозу жизнь и здоровье воспитанников, работников данного учреждения. Просил признать бездействие администрации муниципального района Кошкинский и МДОУ детский сад "<данные изъяты>", незаконным и обязать: Администрацию муниципального района Кошкинский и МДОУ детский сад "<данные изъяты>" провести организационно-хозяйственные мероприятия с целью устранения указанных выше нарушений противопожарного, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о лицензировании медицинской деятельности в деятельности МДОУ детский сад "<данные изъяты>". Прокурор поддержал исковые требования аналогичными доводами, просил удовлетворить. Представитель Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области Алексеева С.А. в судебном заседании иск прокурора не признала, пояснила, что ранее в ст.7 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплялись полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, но с 1 января 2005 года данная статья утратила силу, просила в иске отказать. В судебном заседании представитель ответчика директор МДОУ детский сад "<данные изъяты>" ФИО5 пояснила, что всё, что можно было сделать своими силами по устранению выявленных нарушений требований противопожарного, санитарно – эпидемиологического законодательства и законодательства о лицензировании медицинской деятельности школой устранено. Она, как заведующая, неоднократно обращалась в Администрацию муниципального района Кошкинский с просьбой о выделении денежных средств для устранения выявленных недостатков. В судебном заседании представитель третьего лица – Северо – Западного управления министерства образования и науки Самарской области - начальник Кошкинского территориального отдела образования Северо-Западного управления министерства образования и науки Самарской области Гусев Ю.Г. пояснил, что собственником имущества МДОУ детский сад "<данные изъяты>" является Администрация муниципального района Кошкинский в лице комитета управления муниципальным имуществом муниципального района Кошкинский Самарской области, которая, как собственник, отвечает за содержание детского сада. Акт о недостатках составлялся, был направлен в администрацию района. Часть денег были выделены, на которые устранили частично недостатки. Образовательный процесс осуществляет учредитель - министерство образования и науки Самарской области в лице Северо – Западного управления министерства образования и науки Самарской области, за содержание здания, в том числе укомплектования оборудованием и инвентарём, отвечает муниципалитет. Представитель третьего лица - инспектор отдела - государственный инспектор муниципальных районов Кошкинский, Елховский и Челно-Вершинский Самарской области по пожарному надзору Фомичев Е.В. в судебном заседании пояснил, что все указанные в акте недостатки нарушений требований противопожарного законодательства на момент рассмотрения дела устранены. Представитель третьего лица – главный специалист Территориального отдела управления Роспотребнадзора по Самарской области в Сергиевском районе Сафина Р.Г. в судебном заседании пояснила, что указанные ею в акте нарушения требований санитарно – эпидемиологического законодательства детским садом устранены частично. Те нарушения, которые не устранены, требуют вложения значительных денежных средств. И потому должны устраняться путем выделения денежных средств администрацией района. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, третьих лиц, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 1 Федерального закона 24июля1998года N124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определено, что социальная инфраструктура для детей определена как система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей. В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Согласно ч. 1 ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Статья 2 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относит вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» под санитарно-эпидемиологическом благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник имущества несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Как видно из Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "<данные изъяты>" муниципального района Кошкинский Самарской области указанное учреждение является юридическим лицом, наделенным обособленным имуществом, находящимся в собственности муниципального района Кошкинский Самарской области, на праве оперативного управления (л.д. 21-22). Кроме того, имеющимся в деле договором о передаче в оперативное управление имущества муниципального района Кошкинский Самарской области от 13.04.2011 г. МДОУ детский сад "<данные изъяты>" муниципального района Кошкинский Самарской области обязано осуществлять ремонт передаваемого имущества за счет средств муниципального района Кошкинский (л.д. 15-16). Из Устава следует, что учредителями учреждения являются министерство образования и науки Самарской области в лице Северо-Западного управления министерства образования и науки Самарской области и Администрация муниципального района Кошкинский Самарской области в лице Комитета управления муниципальным имуществом администрации муниципального района Кошкинский (л.д. 21-22). Распоряжением Главы Кошкинского района от 12.07.2004 г. № 674 - р утверждено дополнение к приложению № 1 «О перечне объектов, закреплённых в муниципальную собственность по Кошкинскому району», утверждённому решением Кошкинского районного Совета народных депутатов Куйбышевской области от 20 мая 1992 года согласно которому МДОУ детский сад "<данные изъяты>" включено в перечень объектов муниципальной собственности (л.д. 48-51). Из объяснения Сафиной Р.Г. следует, что из указанных ею в акте нарушений СанПина от 11.02.2011 г. не устранены следующие нарушения: на территории детского сада не оборудованы для каждой групповой ячейки теневые навесы площадью не менее 30м2; контейнера для сбора мусора не установлены на расстоянии не менее 20м от здания детского сада; в раздевалках групповых ячеек не предусмотрены сушилки для верхней одежды и обуви; не утеплены полы в помещениях групповых, размещаемых на первом этаже; не выполнена расстановка кроватей во 2 и 1 младших группах и подготовительной группе в соответствии с действующими санитарными нормами; в умывальных и туалетных не установлено достаточное количество сантех приборов, не отремонтированы неработающие приборы, не установлены умывальные раковины для взрослых, высота установки умывальников не соответствует требованиям СанПин; в туалетной старшей группы не установлены унитазы в кабинах с дверьми без запоров; в умывальной зоне не установлен душевой поддон с доступом к нему с трех сторон для проведения закаливающих процедур на высоте 0,3м, оборудованный гибким шлангом с душевой насадкой; в буфетных не установлены по 2 моечные ванны, не оборудованы смесителями с душевой насадкой; не соблюдаются правила мытья посуды; все моечные ванны в групповых и пищеблоке не соединены с канализацией через сифоны; не оборудованы оконные проемы открывающимися фрамугами для проведения проветривания; не соблюдается температурный режим в групповых; отделка стен и пола во всех помещениях ДДУ не выполнена с требованиями действующих санитарных норм; светопроемы в игровых и спальных не оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами; не обеспечена подводка горячей воды к раковинам для умывания детей в групповых ячейках, к моечным ваннам для мытья посуды в буфетных, медкабинету через смеситель; на пищеблоке необходима дополнительная установка двух моечных ванн для мытья кухонной посуды; электромясорубку из горячего цеха необходимо перенести в мясной цех; для приготовления третьих блюд необходимо использовать посуду из нержавеющей стали; не организован производственный контроль за качеством готовой продукции и параметрами микроклимата; в медицинском блоке в помещении туалета не установлены сантех приборы. Оборудование на территории детского сада для каждой групповой ячейки теневых навесов площадью не менее 30м2; установка контейнера для сбора мусора на расстоянии не менее 20м от здания детского сада предусмотрены п. 3.17; устройство раздевалок групповых ячеек сушилками для верхней одежды и обуви предусмотрено п.6.2; утепление пола в помещениях групповых, размещаемых на первом этаже предусмотрено п.5.5; выполнение расстановки кроватей во 2 и 1 младших группах и подготовительной группе предусмотрено п.6.14 СанПин 2.4.1.2660-10; установка достаточного количества сантех приборов в умывальных и туалетных, ремонт неработающих приборов, установка умывальных раковин для взрослых предусмотрены п. п.6.18.2., СанПин 2.4.1.2660-10; выполнение высоты установки умывальников предусмотрено п.6.21 СанПин 2.4.1.2660-10; установка унитазов в кабинах с дверьми без запоров в туалетной старшей группы предусмотрена п. 6.18.3.; установка в умывальной зоне душевого поддона с доступом к нему с трех сторон для проведения закаливающих процедур на высоте 0,3м, оборудованного гибким шлангом с душевой насадкой предусмотрена п. 6.18; установка в буфетных по 2 моечные ванны, оборудованные смесителями с душевой насадкой предусмотрена п.14.10; соблюдение правил мытья посуды должно соответствовать требованиям п. 14.14; соединение всех моечных ванн в групповых и пищеблоке с канализацией через сифоны с учетом воздушного разрыва не менее 20 мм выше сифонных устройств предусмотрено п.14.9; оборудование оконных проемов открывающимися фрамугами для проведения проветривания предусмотрено п. 8.7; соблюдение температурного режима в групповых предусмотрено приложением №; выполнение отделки стен и пола во всех помещениях ДДУ должно соответствовать требованиям п. 5.1, 5.2, 5.4, 5.5; оборудование светопроемов в игровых и спальных регулируемыми солнезащитными устройствами предусмотрено п. 7.4; обеспечение подводки горячей воды к раковинам для умывания детей в групповых ячейках, к моечным ваннам для мытья посуды в буфетных, медкабинету через смеситель предусмотрено п. 9.5; установка на пищеблоке дополнительно двух моечных ванн для мытья кухонной посуды предусмотрена п. 14.10; установка электромясорубки в мясном цехе предусмотрена п. 14.1; использование посуду из нержавеющей стали для приготовления третьих блюд предусмотрено п.14.3; организация производственного контроля за качеством готовой продукции и параметрами микроклимата должна соответствовать п.21.1; установка сантех приборов в медицинском блоке в помещении туалета предусмотрена п.4.20. СанПин 2.4.1.2660-10«Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений». Из писем директора МДОУ детский сад "<данные изъяты>" следует, что главе муниципального района Кошкинский Самарской области направлялись письма с просьбой о выделении финансовых средств для приобретения оборудования и инвентаря для школьных столовых и кабинетов (л.д. 43-47). Исходя из того, что имущество МДОУ детский сад "<данные изъяты>" находится в муниципальной собственности муниципального района Кошкинскии, а Администрация муниципального района Кошкинскии является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, то есть собственником, который соответственно несет бремя по содержанию имущества (что соответствует требованиям ст.210 ГК РФ), а МДОУ детский сад "<данные изъяты>" приняло меры по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о лицензировании медицинской деятельности, и, учитывая, что бездействием является не совершение соответствующими органами, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими действий (непринятие решений), обязанность по совершению которых возложена на них законом или иным нормативным актом, суд приходит к выводу о наличии бездействия со стороны Администрации муниципального района Кошкинский по непринятию мер по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о лицензировании медицинской деятельности в МДОУ детский сад "<данные изъяты>". Таким образом, имеются все основания для удовлетворения требований прокурора о возложении на Администрацию муниципального района Кошкинский обязанности по устранению выявленных нарушений, поскольку её бездействие влечёт за собой нарушение норм и правил санитарно-эпидемиологического законодательства и способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья лиц, находящихся в помещении МДОУ детский сад "<данные изъяты>". Доводы представителя ответчика – Администрации муниципального района Кошкинский Алексеевой С.А. об отсутствии у органов местного самоуправления полномочий в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения судом не принимаются во внимание по указанным выше основаниям. При таких обстоятельствах, суд считает, что исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению частично. На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, судья РЕШИЛ: Иск удовлетворить частично. Признать бездействие Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области по непринятию мер по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства и лицензировании медицинской деятельности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад "<данные изъяты>" муниципального района Кошкинский Самарской области незаконным. Обязать администрацию муниципального района Кошкинский Самарской области устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем оборудования на территории детского сада для каждой групповой ячейки теневых навесов площадью не менее 30м2; установки контейнера для сбора мусора на расстоянии не менее 20м от здания детского сада; устройства раздевалок групповых ячеек сушилками для верхней одежды и обуви; утепления пола в помещениях групповых, размещаемых на первом этаже; выполнения расстановки кроватей во 2 и 1 младших группах; установки достаточного количества сантехнических приборов в умывальных и туалетных, ремонта неработающих приборов, установки умывальных раковин для взрослых; выполнения высоты установки умывальников; установки унитазов в кабинах с дверьми без запоров в туалетной старшей группы; установки в умывальной зоне душевого поддона с доступом к нему с трех сторон для проведения закаливающих процедур на высоте 0,3м, оборудованного гибким шлангом с душевой насадкой; установки в буфетных по 2 моечные ванны, оборудованные смесителями с душевой насадкой; соблюдения правил мытья посуды; соединения всех моечных ванн в групповых и пищеблоке с канализацией через сифоны с учетом воздушного разрыва не менее 20 мм выше сифонных устройств; оборудования оконных проемов открывающимися фрамугами для проведения проветривания; соблюдения температурного режима в групповых; выполнения отделки стен и пола во всех помещениях ДДУ; оборудования светопроемов в игровых и спальных регулируемыми солнезащитными устройствами; обеспечения подводки горячей воды к раковинам для умывания детей в групповых ячейках, к моечным ваннам для мытья посуды в буфетных, медкабинету через смеситель; установки на пищеблоке двух моечных ванн для мытья кухонной посуды; установки электромясорубки в мясном цехе; приобретения посуды из нержавеющей стали для приготовления третьих блюд; организации производственного контроля за качеством готовой продукции и параметрами микроклимата; установки сантехнических приборов в помещении туалета медицинского блока. Взыскать с Администрации муниципального района Кошкинский государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней через Кошкинский районный суд Самарской области.