РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации с. Кошки Самарской области 18 мая 2011 года Судья Кошкинского районного суда Самарской области Набок Л.А., с участием прокурора Кошкинского района Самарской области Фахрутдинова Р.Ф., при секретаре Айсовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-157/11 по иску прокурора Кошкинского района Самарской области в интересах неопределённого круга лиц к Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области и муниципальному учреждению <данные изъяты> об устранении нарушений законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия в муниципальном учреждении <данные изъяты>, УСТАНОВИЛ: Прокурор Кошкинского района Самарской области, действуя в интересах. неопределённого круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района Кошкинский и МУ <данные изъяты> в котором, ссылаясь на ненадлежащее исполнение Администрацией муниципального района Кошкинский и <данные изъяты> возложенных на них Федеральными законами «О пожарной безопасности» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязанностей по обеспечению требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства в МУ <данные изъяты>, просил обязать их устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по устранению выявленных нарушений. В судебном заседании прокурор Кошкинского района Самарской области Фахрутдинова Р.Ф. исковые требования поддержал изложенными в исковом заявлении доводами, просил удовлетворить. Представитель Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области Алексеева С.А. в судебном заседании иск прокурора не признала, пояснила, что ст. 7 ФЗ №52 от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляла полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, но с 01.01.2005 года данная статья утратила силу. Ответственность возлагается на юридических лиц. Решением Собрания Представителей муниципального района Кошкинский утверждена муниципальная целевая программа «Модернизация здравоохранения на территории муниципального района Кошкинский Самарской области» на 2011-2015 годы, согласно которой в МУ <данные изъяты> предусмотрены мероприятия по капитальному ремонту, в ходе которого будут устранены все указанные в исковом заявлении нарушения, поэтому просила в иске отказать. В судебном заседании представитель МУ <данные изъяты> Арапов В.Г. иск не признал, пояснив, что МУ <данные изъяты> не может являться надлежащим ответчиком по делу, так как содержание <данные изъяты> как муниципального учреждения осуществляет администрация муниципального района Кошкинский, просил в части больницы в иске прокурора отказать. Комитет управления муниципальным имуществом Администрации муниципального района Кошкинский привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, в отзыве указал, что обязанность по устранению выявленных при проверке нарушений лежит на собственнике имущества и МУ <данные изъяты>. Иск прокурора считает обоснованным и подлежащим удовлетворению. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля инспектор ОНД муниципальных районов Кошкинский, Елховский и Челно-Вершинский Фомичев Е.В. пояснил, что 03.03.11 года при проверке здания МУ <данные изъяты> были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, ответственность за которые видно из Устава Муниципального учреждения <данные изъяты> указанное несет в первую очередь собственник имущества. Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля главный специалист-эксперт ТО Управления Роспотребнадзора в Сергиевском районе Сафина Р.Г. пояснила, что 03.03.11 года при проверке МУ <данные изъяты> выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, ответственность за которые несет собственник имущества, так как для устранения отмеченных недостатков требуется вложение значительных денежных средств. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, третьих лиц, свидетелей, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 12 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством РФ перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. Данное положение нашло отражение и в п.12 ст. 6 Устава муниципального района Кошкинский. Согласно ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 годаК 5487-1 в интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на: диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, и на условиях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты в порядке и на условиях, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Федерального закона 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определено, что социальная инфраструктура для детей определена как система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей. В соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее ФЗ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности") пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В соответствии со статьей 3 указанного Федерального Закона, основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ. В соответствии со ст. 20 ФЗ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся правила по пожарной безопасности, утвержденные приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" (далее ППБ 01-03). В соответствии со ст. 37 ФЗ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предприятия (в том числе и учреждения) обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по: обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной зашиты, включая первичные средства тушения пожаров. Согласно ст. 38 ФЗ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут помимо собственников имущества лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. В силу ст. 19 Федерального Закона «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. В соответствии со ст.ст.37, 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» предприятия, учреждения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут в первую очередь собственники имущества. Распоряжением Главы Кошкинского района от 12.07.2004 г. № 674 - р утверждено дополнение к приложению № 1 «О перечне объектов, закреплённых в муниципальную собственность по Кошкинскому району», утверждённому решением Кошкинского районного Совета народных депутатов Куйбышевской области от 20 мая 1992 года согласно которому <данные изъяты> включена в перечень объектов муниципальной собственности (л.д.77-82). Как видно из Устава МУ <данные изъяты> указанное учреждение является юридическим лицом, наделенным обособленным имуществом, находящимся в собственности муниципального района Кошкинский Самарской области, на праве оперативного управления, учредителями учреждения являются Комитет управления муниципальным имуществом муниципального района Кошкинский (л.д. 96-97). Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно территориальной программе государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи на 2008-2010 г.г., утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 12.12.07 года №250 и такой же программе на 2009-2011 г.г., утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 24.12.08 г. №528, участником которых является и МУ <данные изъяты>, финансовое обеспечение содержания и материально-техническое оснащение учреждений здравоохранения осуществляются за счет местных бюджетов(л.д.73-74). Из акта проверки от 03.03.11 года следует, что в МУ <данные изъяты> выявлены следующие нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности: эксплуатация электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий не осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике, а именно соединения жил электрических проводов и кабелей в соединительных и осветительных коробках осуществлено на скрутках без зажимов, сварки, пайки. Нарушение п.3, п.10, п.57 ППБ 01-03, п.3, 57, ППБ 01-03, п.2.1.21 ПУЭ, огнезадерживающие устройства, устройства блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения, автоматические устройства отключения вентиляции находятся в неисправном состоянии. Нарушение п. 76 ППБ, не произведены замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного электрооборудования Нарушение п.3, 57, ППБ 01-03, допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками ( рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника. Нарушение: п. 60 ППБ 01-03, двери лестничных клеток здания не оборудованы приспособлениями для самозакрывания, в притворах отсутствует уплотнение. Нарушение: п.34 ППБ 01-03, в местах пересечения в подвальном этаже перекрытий и ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями отверстия и зазоры должны быть заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, противопожарные двери лифтовых шахт расположенные в подвальном этаже здания должны обеспечивать требуемый предел огнестойкости, устроить тамбур – шлюзы лифтов в подвальном этаже. Нарушение: п. 37 ППБ 01-03, отделка стен и полов на путях эвакуации выполнена с применением горючих материалов. Нарушение п.3,53 ППБ 01-03, п. 6.25 «Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений», между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей отсутствует зазор шириной в свету 75 мм, отсутствуют ограждения кровли здания в соответствии с требованиями ГОСТ 25772. Также выявлены нарушения требования санитарно-эпидемиологического законодательства: в нарушении п.7.5 СанПин 2.1.7.728-99 вместо водонепроницаемых контейнеров с крышками сбор медицинских отходов осуществляется в тракторную тележку, в нарушении п. 4.2 и п. 11.14 СанПин 2.1.3.2630-10 в детском отделении нарушена целостность краски стенового покрытия около раковин в палате №5 и №6, в родильном отделении в детской палате нарушена целостность краски стенового покрытия в предбокснике, в предродовой нарушена целостность полового покрытия в коридоре, в коридоре на первом и втором этаже поликлиники нарушена целостность полового покрытия, в кабинете №204 на потолке отмечаются следы протекания, в процедурном кабинете хирургического отделения порван линолеум около медицинского столика, в палате интенсивной терапии нарушена краска на стене и порван линолеум, в палате №3 порван линолеум на полу около входной двери, в нарушении п.4.5 СанПин 2.1.3.2630-10 в помещениях с влажным режимом работы отделка стен выполнена влагостойким материалом на высоту на 1,50 см, при норме на всю высоту помещений, в нарушении п. 7.8 СанПин 2.1.3.2630-10 отсутствуют сплошные рассеиватели на световых точках в кабинете эндоскопии - в ванной и клизменной хирургического отделения, в нарушении п.8.1 СанПин 2.1.3.2630-10 при расстановке кроватей в палатах не соблюдается расстояние от уличной стены – в хирургическом и детском отделениях, в нарушении п.3.9 СанПин 2.1.3.2630-10 в палатах детского и хирургического отделений отсутствуют жалюзи для защиты от слепящего действия солнечных лучей и перегрева окон, в нарушении п.5.8 СанПин 2.1.3.2630-10 в кабинетах где проводится обработка инструментов отсутствуют отдельная раковина для мытья рук или двухгнездная раковина, в нарушении п.5.5. СанПин 2.1.3.2630-10 отсутствует горячее водоснабжение в летний период времени во врачебных кабинетах, в комнатах и кабинетах персонала, туалетах, в материнских комнатах при детском отделении, в процедурных, перевязочных, также отсутствует подводка горячего водоснабжения в кабинет эндоскопии и в стоматологическое отделение в течение всего года, в нарушении п. 6.12 СанПин 2.1.3.2630-10 в операционном блоке отсутствует система приточно- вытяжной вентиляции, в нарушении п. 6.32 СанПин 2.1.3.2630-10 рабочие места в помещениях где проводятся работы, сопровождающиеся выделением вредных химических веществ не оборудованы местными вытяжными устройствами, в нарушении п. 6.41 САнПин 2.1.3.2630-10 администрацией ЛПУ не организован контроль за параметрами микроклимата с периодичностью не реже 1 раз в 6 месяцев и загрязненностью химическими веществами воздушной среды не реже одного раза в год, в нарушении п. 10.4.9 СанПин 2.1.3.2630-10 в операционном блоке отсутствует санитарный пропускник, оборудованный душем, санузлом, в нарушении п. 10.4.2 СанПин 2.1.3.2630-10 в операционном блоке зона общебольничного режима не отделена от остальных помещений «красной чертой» (л.д.12-13, 14 ). Из писем главного врача МУ <данные изъяты> ФИО12 следует, что главе муниципального района Кошкинский Самарской области направлялись письма с просьбой о выделении финансовых средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства (л.д. 57-67 ). Исходя из вышеизложенного, имущество МУ <данные изъяты> находится в муниципальной собственности муниципального района Кошкинский, а Администрация муниципального района Кошкинский является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, то есть собственником, соответственно несет бремя по содержанию имущества, что соответствует требованиям ст.210 ГК РФ. Учитывая то, что МУ <данные изъяты> принимались меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, и, исходя из того, что бездействием является несовершение соответствующими органами, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими действий (непринятие решений), обязанность по совершению которых возложена на них законом или иным нормативным актом, то суд приходит к выводу о наличии бездействия со стороны Администрации муниципального района Кошкинский по непринятию мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства в МУ <данные изъяты>. Таким образом, имеются все основания для удовлетворения требований прокурора о возложении на Администрацию муниципального района Кошкинский обязанности по устранению выявленных нарушений, поскольку её бездействие влечёт за собой нарушение норм и правил пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства и способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья лиц, находящихся в помещении МУ <данные изъяты>. На основании ст. 333.17 НК РФ, если решение суда принято не в пользу ответчика и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, госпошлину должен оплатить ответчик. На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, судья РЕШИЛ: Иск удовлетворить. Признать бездействие Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области по непринятию мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства незаконным. Обязать Администрацию муниципального района Кошкинский Самарской области устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия в МУ <данные изъяты> путём эксплуатации электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике, приведения в исправное состояние огнезадерживающих устройств, устройства блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения, автоматических устройств отключения вентиляции, проведения замеров сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного электрооборудования, эксплуатации светильников с колпаками ( рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, оборудования дверей лестничных клеток здания приспособлениями для самозакрывания с уплотениями в притворах, заделывания в местах пересечения в подвальном этаже перекрытий и ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями отверстий и зазоров строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечения противопожарных дверей лифтовых шахт расположенных в подвальном этаже здания требуемого предела огнестойкости, устройства тамбура – шлюза лифтов в подвальном этаже, отделки стен и полов на путях эвакуации негорючими материалами, наличия зазора шириной в свету 75 мм между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей, устройства ограждения кровли здания, использования водонепроницаемых контейнеров с крышками для сбора медицинских отходов, покраски стенового покрытия около раковин в палате №5 и №6 в детском отделении, покраски стенового покрытия в предбокснике в родильном отделении в детской палате, покраски полового покрытия в предродовой, в коридоре, в коридоре на первом и втором этаже поликлиники, устранения в кабинете №204 на потолке следов протекания, устранения нарушения целостности линолеума около медицинского столика в процедурном кабинете хирургического отделения, устранения в палате интенсивной терапии нарушений целостности краски на стене и линолеума, в палате №3 линолеума на полу около входной двери, отделки стен в помещениях с влажным режимом работы влагостойким материалом на всю высоту помещений, использования сплошных рассеивателей на световых точках в кабинете эндоскопии - в ванной и клизменной хирургического отделения, соблюдения при расстановке кроватей в палатах расстояния от уличной стены – в хирургическом и детском отделениях, устройства в палатах детского и хирургического отделений жалюзи для защиты от слепящего действия солнечных лучей и перегрева окон, устройства в кабинетах, где проводится обработка инструментов, отдельной раковины для мытья рук или двухгнездной раковины, подводки горячего водоснабжения в летний период времени во врачебных кабинетах, в комнатах и кабинетах персонала, туалетах, в материнских комнатах при детском отделении, в процедурных, перевязочных, в кабинете эндоскопии и в стоматологическом отделении в течение всего года, устройства в операционном блоке системы приточно- вытяжной вентиляции, оборудования рабочих мест в помещениях, где проводятся работы, сопровождающиеся выделением вредных химических веществ, местными вытяжными устройствами, организацией администрацией ЛПУ контроля за параметрами микроклимата с периодичностью не реже 1 раз в 6 месяцев и загрязненностью химическими веществами воздушной среды не реже одного раза в год, оборудования в операционном блоке санитарного пропускника, оборудованного душем, санузлом, отделения в операционном блоке зоны общебольничного режима от остальных помещений «красной чертой». Взыскать с Администрации муниципального района Кошкинский государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней через Кошкинский районный суд Самарской области. Судья Л.А.Набок