РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации с.Кошки Самарской области 03 июня 2011 года Судья Кошкинского районного суда Самарской области Набок Л.А., с участием прокурора Кошкинского района Самарской области Фахрутдинова Р.Ф., при секретаре Айсовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-209/2011 по исковому заявлению прокурора Кошкинского района Самарской области в интересах неопределённого круга лиц к Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области, Муниципальному образовательному учреждению <данные изъяты> муниципального района Кошкинский Самарской области о признании бездействия органа местного самоуправления и образовательного учреждения по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Кошкинского района Самарской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района Кошкинский в котором указывает, что прокуратурой Кошкинского района осуществлена проверка исполнения органом местного самоуправления муниципального района Кошкинский и муниципальным образовательным учреждением <данные изъяты> требований санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности муниципального образовательного учреждения <данные изъяты>, в ходе проверки выявлено ненадлежащее исполнение требований санитарно – эпидемиологического законодательства, отмеченные в предписании № 20/4-05/01 от 10.02.2011 года. Проверка показала, что в МОУ не созданы надлежащие условия, соответствующие требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, которые бы гарантировали охрану здоровья лиц, находящихся в помещении учреждения. Бездействие администрации муниципального района Кошкинский и МОУ способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья лиц, находящихся в помещении МОУ. Самостоятельно МОУ устранить допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства не может, т.к. своих свободных финансовых средств не имеет, а его финансирование осуществляется из бюджета администрации муниципального района Кошкинский. Вышеуказанные нарушения указывают на игнорирование администрации муниципального района Кошкинский требований санитарно-эпидемиологического законодательства, что является недопустимым, т.к. ставит под угрозу жизнь и здоровье учащихся, работников данного учреждения. Просил признать бездействие администрации муниципального района Кошкинский и МОУ <данные изъяты>, незаконным и обязать: Администрацию муниципального района Кошкинский и МОУ <данные изъяты> провести организационно-хозяйственные мероприятия с целью устранения указанных выше нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности МОУ <данные изъяты>. Прокурор в судебном заседании поддержал исковые требования аналогичными доводами, просил удовлетворить. Представитель Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области Алексеева С.А. в судебном заседании иск прокурора не признала, пояснила, что ранее в ст.7 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплялись полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, но с 1 января 2005 года данная статья утратила силу. Согласно Постановлению Правительства Самарской области от 12.09.2008г. №382 утверждена областная целевая программа «Дети Самарской области» на 2009-2011 годы», целью которой является создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей. Однако действие данной программы в настоящее временно приостановлено в связи с кризисной ситуацией, просила в иске отказать. В судебном заседании представитель ответчика директор МОУ <данные изъяты> ФИО5 пояснил, что всё, что можно было сделать своими силами по устранению выявленных нарушений требований санитарно – эпидемиологического законодательства школой устранено. Он, как директор школы, в которой обучается 288 учащихся, неоднократно обращался в Администрацию муниципального района Кошкинский с просьбой о выделении денежных средств для устранения выявленных недостатков. В судебном заседании представитель третьего лица – Северо – Западного управления министерства образования и науки Самарской области - начальник Кошкинского территориального отдела образования Северо-Западного управления министерства образования и науки Самарской области Гусев Ю.Г. пояснил, что собственником имущества МОУ <данные изъяты> является Администрация муниципального района Кошкинский в лице комитета управления муниципальным имуществом муниципального района Кошкинский Самарской области, которая, как собственник, отвечает за содержание школы. Акт о недостатках составлялся, был направлен в администрацию района. Часть денег были выделены, на которые устранили частично недостатки. Образовательный процесс осуществляет школа, а за содержание здания школы, в том числе её оснащение оборудованием и инвентарём, отвечает муниципалитет. Представитель третьего лица – главный специалист Территориального отдела управления Роспотребнадзора по Самарской области в Сергиевском районе Сафина Р.Г. в судебном заседании пояснила, что указанные ею в акте нарушения требований санитарно – эпидемиологического законодательства школой устранены. Те нарушения, которые не устранены, требуют вложения значительных денежных средств. И потому должны устраняться путем выделения денежных средств администрацией района. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, третьих лиц, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 1 Федерального закона 24июля1998года N124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определено, что социальная инфраструктура для детей определена как система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей. В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Согласно ч. 1 ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Статья 2 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относит вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» под санитарно-эпидемиологическом благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник имущества несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Как видно из Устава муниципального общеобразовательного учреждения <данные изъяты> Кошкинского района Самарской области указанное учреждение является юридическим лицом, наделенным обособленным имуществом, находящимся в собственности муниципального района Кошкинский Самарской области, на праве оперативного управления (л.д. 14-15). Кроме того, имеющимся в деле договором о передаче в оперативное управление имущества муниципального района Кошкинский Самарской области от 20.07.2010 г. МОУ <данные изъяты> обязана осуществлять ремонт передаваемого имущества за счет средств бюджета муниципального района Кошкинский (л.д. 25). Из Устава следует, что учредителями учреждения являются министерство образования и науки Самарской области в лице Северо-Западного управления министерства образования и науки Самарской области и Администрация муниципального района Кошкинский Самарской области в лице Комитета управления муниципальным имуществом администрации муниципального района Кошкинский (л.д. 14-15). Распоряжением Главы Кошкинского района от 12.07.2004 г. № 674 - р утверждено дополнение к приложению № 1 «О перечне объектов, закреплённых в муниципальную собственность по Кошкинскому району», утверждённому решением Кошкинского районного Совета народных депутатов Куйбышевской области от 20 мая 1992 года согласно которому МОУ <данные изъяты> включена в перечень объектов муниципальной собственности (л.д. 48-51). Из объяснения Сафиной Р.Г. следует, что из указанных ею в акте нарушений СанПина от 10.02.2011 г. не устранены следующие нарушения: при кабинете информатики и кабинете химии не оборудованы лаборантские; в кабинете информатики не заменены стулья; душевые и туалетные при спортзале не приведены в соответствии с санитарными нормами; в туалетных для мальчиков и для девочек вместо перегородок не оборудованы кабины с дверьми без запоров; не восстановлена целостность стенового покрытия в туалетах; не предусмотрено отдельное помещение для хранения уборочного инвентаря, оборудованное холодным и горячим водоснабжением, поддоном, не оборудована искусственно-вытяжная вентиляция; во всех учебных помещениях, медицинском кабинете, помещениях пищеблока, туалетных не установлены умывальники с подводкой холодной и горячей воды через смесители; резервного источника горячего водоснабжения не имеется; раздевалки для учащихся не оборудованы ячейками для обуви, в начальной школе раздевалки не закреплены за каждым классом; в кабинете немецкого языка не соблюдается площадь на одного учащегося 2,5 кв.м., не выполнена расстановка мебели согласно действующим санитарным нормам; на территории структурного подразделения детского сада для каждой групповой ячейки не оборудованы игровые площадки, теневые навесы, песочницы, общая физкультурная площадка; отопительные приборы в помещении детского сада не оборудованы съемными деревянными решетками; в туалетной старшей группы детского сада унитазы не установлены унитазы в кабинах с дверьми без запоров; раздевальные не оборудованы индивидуальными шкафчиками, шкафы для верхней одежды и обуви детей не оборудованы сушильными устройствами (сушильные шкафы); светопроемы в игровых и спальных не оборудованы солнцезащитными устройствами; не проводится ежегодная химическая чистка пастельных принадлежностей ( обработка в дезинфекционной камере). Оборудование при кабинете информатики и кабинете химии лаборантских предусмотрено п. 2.3.14 СанПин 2.4.2.1178-02«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»; замена в кабинете информатики стульев предусмотрена 10.4 СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»; приведение душевых и туалетных при спортзале в соответствии с санитарными нормами предусмотрено п.2.3.17 Сан П и Н 2.4.2.1178-02; оборудование в туалетных для мальчиков и для девочек вместо перегородок кабин с дверьми без запоров должно соответствовать п. 2.3.23 СанПин 2.4.2.1178-02«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»; восстановление целостности стенового покрытия в туалетах предусмотрено действующими санитарными нормами; возведение отдельного помещения для хранения уборочного инвентаря, оборудованное холодным и горячим водоснабжением, поддоном, оборудование искусственно-вытяжной вентиляции предусмотрено п.2.3.23. Сан П и Н 2.4.2.1178-02; установка во всех учебных помещениях, медицинском кабинете, помещениях пищеблока, туалетных умывальников с подводкой холодной и горячей воды через смесители предусмотрена п.2.3.24, п. 2.7.5 Сан П и Н 2.4.2.1178-02; устройство резервного источника горячего водоснабжения предусмотрено п.п. 3.1., 3.3. Сан П и Н 2.4.5.2409-08; оборудование раздевалки для учащихся ячейками для обуви, в начальной школе закрепление раздевалки за каждым классом предусмотрено действующими санитарными нормами; соблюдение в кабинете немецкого языка площади на одного учащегося 2,5 кв.м., расстановка мебели и левостороннее освещение предусмотрено п.2.4.3 Сан П и Н 2.4.2.1178-02, п. 2.6.1 Сан П и Н 2.4.2.1178-02; возведение на территории структурного подразделения детского сада для каждой групповой ячейки игровых площадок, теневых навесов, песочниц, общей физкультурной площадки предусмотрено действующими санитарными нормами; оборудование отопительных приборов в помещении детского сада съемными деревянными решетками должно соответствовать требованиям п. п.8.4 СанПин 2.4.1.2660-10; установка в туалетной старшей группы детского сада унитазов в кабинах с дверьми без запоров предусмотрена действующими санитарными нормами; оборудование раздевальных индивидуальными шкафчиками, оборудование шкафов для верхней одежды и обуви детей сушильными устройствами (сушильные шкафы) предусмотрено п. п.6.18.2., 6.18.3. СанПин 2.4.1.2660-10; оборудование светопроемов в игровых и спальных солнцезащитными устройствами должно соответствовать п. 2.7.5 Сан П и Н 2.4.2.1178-02; проведение ежегодной химической чистки пастельных принадлежностей ( обработка в дезинфекционной камере) предусмотрено п. 18.19 СанПин 2.4.1.2660-10. Из писем директора МОУ <данные изъяты> следует, что главе муниципального района Кошкинский Самарской области направлялись письма с просьбой о выделении финансовых средств для приобретения оборудования и инвентаря для школьных столовых и кабинетов (л.д. 27, 29). Исходя из того, что имущество МОУ <данные изъяты> находится в муниципальной собственности муниципального района Кошкинскии, а Администрация муниципального района Кошкинскии является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, то есть собственником, который соответственно несет бремя по содержанию имущества (что соответствует требованиям ст.210 ГК РФ), а МОУ <данные изъяты> приняла меры по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, и, учитывая, что бездействием является не совершение соответствующими органами, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими действий (непринятие решений), обязанность по совершению которых возложена на них законом или иным нормативным актом, суд приходит к выводу о наличии бездействия со стороны Администрации муниципального района Кошкинский по непринятию мер по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ <данные изъяты>. Таким образом, имеются все основания для удовлетворения требований прокурора о возложении на Администрацию муниципального района Кошкинский обязанности по устранению выявленных нарушений, поскольку её бездействие влечёт за собой нарушение норм и правил санитарно-эпидемиологического законодательства и способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья лиц, находящихся в помещении МОУ <данные изъяты>. Доводы представителя ответчика – Администрации муниципального района Кошкинский Алексеевой С.А. об отсутствии у органов местного самоуправления полномочий в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения судом не принимаются во внимание по указанным выше основаниям. При таких обстоятельствах, суд считает, что исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению частично. На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, судья РЕШИЛ: Иск удовлетворить частично. Признать бездействие Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области по непринятию мер по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в муниципальном образовательном учреждения <данные изъяты> незаконным. Обязать Администрацию муниципального района Кошкинский Самарской области устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем оборудования при кабинете информатики и кабинете химии лаборантских; замены в кабинете информатики стульев; приведения душевых и туалетных при спортзале в соответствии с санитарными нормами; оборудования в туалетных для мальчиков и для девочек вместо перегородок кабин с дверьми без запоров; восстановления целостности стенового покрытия в туалетах; возведения отдельного помещения для хранения уборочного инвентаря, оборудованного холодным и горячим водоснабжением, поддоном, оборудования искусственно-вытяжной вентиляции; установки во всех учебных помещениях, медицинском кабинете, помещениях пищеблока, туалетных умывальников с подводкой холодной и горячей воды через смесители; устройства резервного источника горячего водоснабжения; оборудования раздевалки для учащихся ячейками для обуви, закрепления раздевалки за каждым классом в начальной школе; соблюдения в кабинете немецкого языка площади на одного учащегося 2,5 кв.м., расстановки мебели и левостороннего освещение; возведения на территории структурного подразделения детского сада для каждой групповой ячейки игровых площадок, теневых навесов, песочниц, общей физкультурной площадки; оборудования отопительных приборов в помещении детского сада съемными деревянными решетками; установки в туалетной старшей группы детского сада унитазов в кабинах с дверьми без запоров; оборудования раздевальных индивидуальными шкафчиками, оборудования шкафов для верхней одежды и обуви детей сушильными устройствами (сушильные шкафы); оборудования светопроемов в игровых и спальных солнцезащитными устройствами; проведения ежегодной химической чистки пастельных принадлежностей (обработка в дезинфекционной камере). Взыскать с Администрации муниципального района Кошкинский государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней через Кошкинский районный суд Самарской области.