РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации с.Кошки Самарской области 03 июня 2011 года Судья Кошкинского районного суда Самарской области Набок Л.А., с участием прокурора Кошкинского района Самарской области Фахрутдинова Р.Ф., при секретаре Айсовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-201/2011 по исковому заявлению прокурора Кошкинского района Самарской области в интересах неопределённого круга лиц к Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области, муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад "<данные изъяты>" <адрес> о признании бездействия органа местного самоуправления и образовательного учреждения по устранению нарушений противопожарного, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о лицензировании медицинской деятельности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Кошкинского района Самарской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района Кошкинский в котором указывает, что прокуратурой Кошкинского района осуществлена проверка исполнения органом местного самоуправления муниципального района Кошкинский и муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад "<данные изъяты>" требований противопожарного, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о лицензировании медицинской деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "<данные изъяты>", в ходе проверки выявлено ненадлежащее исполнение требований противопожарного законодательства, отмеченные в предписании №40/1/п.п.№1-17 от 23.03.2009 года, санитарно – эпидемиологического законодательства, отмеченные в предписании № 20/4-05/06 от 18.03.2011 года. Проверка показала, что в МДОУ не созданы надлежащие условия, соответствующие требованиям противопожарного, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о лицензировании медицинской деятельности, которые бы гарантировали охрану здоровья лиц, находящихся в помещении учреждения. Бездействие администрации муниципального района Кошкинский и МДОУ способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья лиц, находящихся в помещении МДОУ. Самостоятельно МДОУ устранить допущенные нарушения противопожарного, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о лицензировании медицинской деятельности не может, т.к. своих свободных финансовых средств не имеет, а его финансирование осуществляется из бюджета администрации муниципального района Кошкинский. Вышеуказанные нарушения указывают на игнорирование администрации муниципального района Кошкинский требований противопожарного, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о лицензировании медицинской деятельности, что является недопустимым, т.к. ставит под угрозу жизнь и здоровье воспитанников, работников данного учреждения. Просил признать бездействие администрации муниципального района Кошкинский и МДОУ детский сад "<данные изъяты>", незаконным и обязать: Администрацию муниципального района Кошкинский и МДОУ детский сад "<данные изъяты>" провести организационно-хозяйственные мероприятия с целью устранения указанных выше нарушений противопожарного, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о лицензировании медицинской деятельности в деятельности МДОУ детский сад "<данные изъяты>". Прокурор в судебном заседании поддержал исковые требования аналогичными доводами, просил удовлетворить. Представитель Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области Алексеева С.А. в судебном заседании иск прокурора не признала, пояснила, что ранее в ст.7 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплялись полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, но с 1 января 2005 года данная статья утратила силу, просила в иске отказать. В судебном заседании представитель ответчика директор МДОУ детский сад "<данные изъяты>" ФИО5 пояснила, что всё, что можно было сделать своими силами по устранению выявленных нарушений требований противопожарного, санитарно – эпидемиологического законодательства и законодательства о лицензировании медицинской деятельности школой устранено. Она, как заведующая, неоднократно обращалась в Администрацию муниципального района Кошкинский с просьбой о выделении денежных средств для устранения выявленных недостатков. В судебном заседании представитель третьего лица – Северо – Западного управления министерства образования и науки Самарской области - начальник Кошкинского территориального отдела образования Северо-Западного управления министерства образования и науки Самарской области Гусев Ю.Г. пояснил, что собственником имущества МДОУ детский сад "Березка" является Администрация муниципального района Кошкинский в лице комитета управления муниципальным имуществом муниципального района Кошкинский Самарской области, которая, как собственник, отвечает за содержание детского сада. Акт о недостатках составлялся, был направлен в администрацию района. Часть денег были выделены, на которые устранили частично недостатки. Образовательный процесс осуществляет учредитель - министерство образования и науки Самарской области в лице Северо – Западного управления министерства образования и науки Самарской области, за содержание здания, в том числе укомплектование его оборудованием и инвентарём, отвечает муниципалитет. Представитель третьего лица - инспектор отдела - государственный инспектор муниципальных районов Кошкинский, Елховский и Челно-Вершинский Самарской области по пожарному надзору Фомичев Е.В. в судебном заседании пояснил, что все указанные в акте недостатки нарушений требований противопожарного законодательства на момент рассмотрения дела устранены. Представитель третьего лица – главный специалист Территориального отдела управления Роспотребнадзора по Самарской области в Сергиевском районе Сафина Р.Г. в судебном заседании пояснила, что указанные ею в акте нарушения требований санитарно – эпидемиологического законодательства детским садом устранены частично. Те нарушения, которые не устранены, требуют вложения значительных денежных средств. И потому должны устраняться путем выделения денежных средств администрацией района. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, третьих лиц, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 1 Федерального закона 24июля1998года N124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определено, что социальная инфраструктура для детей определена как система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей. В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Согласно ч. 1 ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Статья 2 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относит вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» под санитарно-эпидемиологическом благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник имущества несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Как видно из Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "<данные изъяты>" <адрес> указанное учреждение является юридическим лицом, наделенным обособленным имуществом, находящимся в собственности муниципального района Кошкинский Самарской области, на праве оперативного управления (л.д. 45). Кроме того, имеющимся в деле договором о передаче в оперативное управление имущества муниципального района Кошкинский Самарской области от 20.08.2010 г. МДОУ детский сад "<данные изъяты> муниципального района Кошкинский Самарской области обязано осуществлять ремонт передаваемого имущества за счет средств муниципального района Кошкинский (л.д. 47-48). Из Устава следует, что учредителями учреждения являются министерство образования и науки Самарской области в лице Северо-Западного управления министерства образования и науки Самарской области и Администрация муниципального района Кошкинский Самарской области в лице Комитета управления муниципальным имуществом администрации муниципального района Кошкинский (л.д. 45). Распоряжением Главы Кошкинского района от 12.07.2004 г. № 674 - р утверждено дополнение к приложению № 1 «О перечне объектов, закреплённых в муниципальную собственность по Кошкинскому району», утверждённому решением Кошкинского районного Совета народных депутатов Куйбышевской области от 20 мая 1992 года согласно которому МДОУ детский сад "<данные изъяты>" включен в перечень объектов муниципальной собственности (л.д. 51-54). Из объяснения Сафиной Р.Г. следует, что из указанных ею в акте нарушений СанПина от 18.03.2011 г. не устранены следующие нарушения: на территории детского сада не оборудованы для каждой групповой ячейки теневые навесы площадью не менее 30м2; в раздевалках групповых ячеек не предусмотрены сушилки для верхней одежды и обуви; полы в помещениях групповых, размещаемых на первом этаже не утеплены; отделка стен и пола во всех помещениях ДДУ не выполнена с требованиями санитарных норм; в групповой ясельной группы не оборудована спальная, спальная 2 младшей группы не приближена к групповой ячейки; не выполнена расстановка кроватей в спальных всех групповых ячеек в соответствии с действующими санитарными нормами; в умывальных и туалетных не установлено достаточное количество сантех приборов, не отремонтированы неработающие приборы, не установлены умывальные раковины для взрослых; в туалетной старшей группы не установлены унитазы в кабинах с дверьми без запоров; в умывальной зоне всех групповых ячеек не установлены душевые поддоны с доступом к ним с трех сторон для проведения закаливающих процедур на высоте 0,3м, оборудованные гибким шлангом с душевой насадкой; в буфетных не заменены моечные раковины для мытья посуды на моечные ванны и не оборудованы смесителями с душевой насадкой; все моечные ванны в групповых и пищеблоке не соединены с канализацией через сифоны с учетом воздушного разрыва не менее 20 мм выше сифонных устройств; на пищеблоке не организовано цеховое деление; на пищеблоке дополнительно не установлены две моечные ванны для мытья продуктов; для приготовления третьих блюд необходимо использовать посуду из нержавеющей стали; не приобретен шкаф для хранения хлеба; доставку готовой продукции в буфетные из пищеблоке необходимо осуществлять в закрытых емкостях; пастельные принадлежности не подвергаются обработке в дезинфекционной камере. Оборудование на территории детского сада для каждой групповой ячейки теневых навесов площадью не менее 30м2; обеспечение раздевалок групповых ячеек сушилками для верхней одежды и обуви предусмотрено п.6.2; утепление пола в помещениях групповых, размещаемых на первом этаже предусмотрено п.5.5; выполнение отделки стен и пола во всех помещениях ДДУ предусмотрено п. 5.1, 5.2, 5.4, 5.5; оборудование в групповой ясельной группы спальной, приближение спальной 2 младшей группы к групповой ячейки прдусмотрено п. 4.9; выполнение расстановки кроватей в спальных всех групповых ячеек предусмотрено п.6.14 СанПин 2.4.1.2660-10; установка в умывальных и туалетных достаточного количества сантех приборов, ремонт неработающих приборов, установка умывальных раковин для взрослых предусмотрены п.6.18.2., СанПин 2.4.1.2660-10; установка в туалетной старшей группы унитазов в кабинах с дверьми без запоров предусмотрена п. 6.18.3. СанПин 2.4.1.2660-10; установка в умывальной зоне всех групповых ячеек душевых поддонов с доступом к ним с трех сторон для проведения закаливающих процедур на высоте 0,3м, оборудованных гибким шлангом с душевой насадкой предусмотрена п. 6.18 СанПин 2.4.1.2660-10; замена в буфетных моечных раковин для мытья посуды на моечные ванны и их оборудование смесителями с душевой насадкой предусмотрено п.14.10 СанПин 2.4.1.2660-10; соединение всех моечных ванн в групповых и пищеблоке с канализацией через сифоны с учетом воздушного разрыва не менее 20 мм выше сифонных устройств предусмотрено п.14.9 СанПин 2.4.1.2660-10; организация на пищеблоке цехового деления должна соответствовать п.4.24 СанПин 2.4.1.2660-10; дополнительная установка на пищеблоке двух моечных ванн для мытья продуктов предусмотрена п. 14.10 СанПин 2.4.1.2660-10; использование для приготовления третьих блюд посуды из нержавеющей стали предусмотрено п.14.3 СанПин 2.4.1.2660-10; приобретение шкафа для хранения хлеба предусмотрено п. 15.7 СанПин 2.4.1.2660-10; осуществление доставки готовой продукции в буфетные из пищеблока в закрытых емкостях предусмотрено п. 17.1 СанПин 2.4.1.2660-10; ежегодная обработка пастельных принадлежностей в дезкамере предусмотрена п. 18.19 СанПин 2.4.1.2660-10. Из писем директора МДОУ детский сад "<данные изъяты> следует, что главе муниципального района Кошкинский Самарской области направлялись письма с просьбой о выделении финансовых средств для приобретения оборудования и инвентаря для школьных столовых и кабинетов (л.д. 24, 35). Исходя из того, что имущество МДОУ детский сад "<данные изъяты>" находится в муниципальной собственности муниципального района Кошкинскии, а Администрация муниципального района Кошкинскии является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, то есть собственником, который соответственно несет бремя по содержанию имущества (что соответствует требованиям ст.210 ГК РФ), а МДОУ детский сад "<данные изъяты>" принял меры по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о лицензировании медицинской деятельности, и, учитывая, что бездействием является не совершение соответствующими органами, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими действий (непринятие решений), обязанность по совершению которых возложена на них законом или иным нормативным актом, суд приходит к выводу о наличии бездействия со стороны Администрации муниципального района Кошкинский по непринятию мер по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о лицензировании медицинской деятельности в МДОУ детский сад "<данные изъяты>". Таким образом, имеются все основания для удовлетворения требований прокурора о возложении на Администрацию муниципального района Кошкинский обязанности по устранению выявленных нарушений, поскольку её бездействие влечёт за собой нарушение норм и правил санитарно-эпидемиологического законодательства и способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья лиц, находящихся в помещении МДОУ детский сад "<данные изъяты>". Доводы представителя ответчика – Администрации муниципального района Кошкинский Алексеевой С.А. об отсутствии у органов местного самоуправления полномочий в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения судом не принимаются во внимание по указанным выше основаниям. При таких обстоятельствах, суд считает, что исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению частично. На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, судья РЕШИЛ: Иск удовлетворить частично. Признать бездействие Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области по непринятию мер по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства и лицензировании медицинской деятельности в муниципальном дошкольном образовательном учреждения детский сад "<данные изъяты>" с.Орловка Кошкинского района Самарской области незаконным. Обязать Администрацию муниципального района Кошкинский Самарской области устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем оборудования на территории детского сада для каждой групповой ячейки теневых навесов площадью не менее 30м2; обеспечения раздевалок групповых ячеек сушилками для верхней одежды и обуви; утепления пола в помещениях групповых, размещаемых на первом этаже; выполнения отделки стен и пола во всех помещениях ДДУ; оборудования в групповой ясельной группы спальной, приближения спальной 2 младшей группы к групповой ячейки; выполнения расстановки кроватей в спальных всех групповых ячеек; установки в умывальных и туалетных достаточного количества сантех приборов, ремонта неработающих приборов, установки умывальных раковин для взрослых; установки в туалетной старшей группы унитазов в кабинах с дверьми без запоров; установки в умывальной зоне всех групповых ячеек душевых поддонов с доступом к ним с трех сторон для проведения закаливающих процедур на высоте 0,3м, оборудованных гибким шлангом с душевой насадкой; замены в буфетных моечных раковин для мытья посуды на моечные ванны и их оборудование смесителями с душевой насадкой; соединения всех моечных ванн в групповых и пищеблоке с канализацией через сифоны с учетом воздушного разрыва не менее 20 мм выше сифонных устройств; организации на пищеблоке цехового деления; дополнительной установки на пищеблоке двух моечных ванн для мытья продуктов; использования для приготовления третьих блюд посуды из нержавеющей стали; приобретения шкафа для хранения хлеба; осуществления доставки готовой продукции в буфетные из пищеблока в закрытых емкостях; ежегодной обработки пастельных принадлежностей в дезинфекционной камере. Взыскать с Администрации муниципального района Кошкинский государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней через Кошкинский районный суд Самарской области.