Решение по иску о включении в наследственную массу земельного участка



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с. Кошки Самарской области 03 августа 2011 года

Судья Кошкинского районного суда Самарской области Набок Л.А.,

при секретаре Айсовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-273/2011 по иску Гирфановой Х.С. к Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области о включении в наследственную массу земельного участка,

У С Т А Н О В И Л :

Гирфанова Х.С. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указывает, что ДД.ММ.ГГГГ умер её муж – ФИО2. После его смерти открылось наследство, которое состоит из земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 0,39 га, расположенный по адресу: <адрес>. Данный земельный участок принадлежал её мужу на основании решения Администрации Надеждинского сельского Совета народных депутатов от 02.04.1992 года №7 "О выделении и закреплении земельных участков в личное пользование граждан на территории Надеждинского сельского Совета". 03.06.1992 года на имя Гирфанова Х.С. выдано свидетельство о праве собственности на землю серии САМ-24-08 №000194, но в названном свидетельстве фамилия, имя и отчество её мужа указаны как "Гирфанов Ривгат Валимхаметович", вместо – ФИО2. Являясь единственной наследницей, она обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство на вышеуказанный земельный участок, но в совершении данного нотариального действия ей было отказано, так как в правоустанавливающем документе – свидетельстве на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, допущена ошибка. Просила установить, что указанный в свидетельстве о праве собственности на землю серии САМ-24-08 № 000194, выданном 03 июня 1992 года, ФИО3 и указанный в свидетельстве о смерти серии I-EP № 764135, выданным 17.11.2003 года отделом ЗАГС Кошкинского района управления ЗАГС аппарата Администрации Самарской области, ФИО2 - одно и тоже лицо, включить в наследственную массу объект недвижимости: земельный участок, для ведения личного подсобного хозяйства, земель населенных пунктов, площадью 0,39 га, расположенный по адресу: <адрес>, оставшийся после смерти её мужа ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца деревни <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Гирфанова Х.С. уточнила исковые требования, просила включить в наследственную массу после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, объект недвижимости: земельный участок для личного подсобного хозяйства площадью 0,39 га, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий ФИО2 на основании свидетельства на право собственности на землю серии САМ-24-08 №000194, выданного 03.06.1992 года на имя ФИО3.

Представитель Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области в лице представителя Алексеевой С.А. в отзыве на иск просила рассмотреть дело в их отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражала с учётом доказанности того обстоятельства, что право собственности ФИО2 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> возникло при его жизни (л.д. 13-15).

Нотариус Кошкинского района Самарской области Самойлов С.С. ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований Гирфановой Х.С. не возражал (л.д. 16).

Изучив материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, суд приходит к следующему.

Из свидетельства о смерти, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС <адрес> управления ЗАГС аппарата Администрации Самарской области усматривается, что ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5).

Решением Надеждинского сельского Совета народных депутатов Самарской области от 02.04.1992 года №7 "О выделении и закреплении земельных участков в личное пользование граждан на территории Надеждинского сельского Совета" ФИО2 выделен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью 0,39 га (л.д. 7-8).

Согласно имеющемуся в материалах дела свидетельству на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей ФИО3 на праве собственности принадлежит земельный участок для личного подсобного хозяйства площадью 0,39 га, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 6).

Из справки, выданной Администрацией сельского поселения Надеждино муниципального района Кошкинский Самарской области ФИО2 постоянно по день смерти проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 9).

Совокупность представленных документов позволяет сделать вывод о том, что ФИО2, указанный в свидетельстве о смерти I-ЕР №764135, выданном 17.11.2003 года отделом ЗАГС Кошкинского района управления ЗАГС аппарата Администрации Самарской области и ФИО13, указанный в свидетельстве САМ-24-08 на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданном ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам Кошкинского района Самарской области – одно и то же лицо.

Из свидетельства о браке на л.д. 10 усматривается факт регистрации брака между ФИО4 и Гирфановой (до брака- Шакуровой) Хатимей Самархановной ДД.ММ.ГГГГ года Надеждинским сельским Советом Кошкинского района Куйбышевской области.

Таким образом, подтверждается, что Гирфанова Х.С. и ФИО8, умерший ДД.ММ.ГГГГ, являлись супругами.

Допрошенная в суде в качестве свидетеля ФИО9 показала, что хорошо знает Гирфанову Х.С., знала её мужа. ФИО2 умер в 2003 году. После его смерти остался земельный участок для личного подсобного хозяйства. Со слов Гирфановой Х.С. ей известно, что в свидетельстве на право собственности на землю неверно указано имя мужа истицы, а именно вместо ФИО2, указано – ФИО3.

Свидетель ФИО10 в суде показала, что истицу знает много лет. После смерти ФИО2 осталось наследственное имущество, а именно земельный участок для личного подсобного хозяйства, который Гирфанова Х.С. желает оформить на себя.

Согласно абзацу 1 ст.1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. ГК РФ предусмотрена возможность включения в наследственную массу только того имущества, которое принадлежало наследодателю на законных основаниях. Таким образом, в состав наследства может быть включено только то имущество, которым ФИО2 (наследодатель) обладал на день смерти.

Согласно п. 9 ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» имеющееся в материалах дела свидетельство о праве собственности на землю признаётся действительным и имеет равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним

При таких обстоятельствах, право собственности ФИО2 на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> возникло при его жизни.

Пунктом 4 ст. 1152 ГК РФ предусмотрено, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследуемое имущество, когда такое подлежит государственной регистрации.

Таким образом, указанный объект недвижимости принадлежал ФИО2 на день открытия наследства, поэтому иск о включении в наследственную массу, указанного выше имущества подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 193 – 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить. Включить в наследственную массу после ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, объект недвижимости: земельный участок для личного подсобного хозяйства площадью 0,39 га, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий ФИО2 на основании свидетельства на право собственности на землю серии САМ-24-08 №000194, выданного 03.06.1992 года на имя ФИО3.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней через Кошкинский районный суд.

Судья Л.А. Набок