РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Кошкинский районный суд <адрес> в составе: с участием прокурора Ращупкина С.Е. при секретаре Абдуллиной Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в интересах Долгоруковой Н.Е. к Администрации муниципального района <адрес> о предоставлении благоустроенного жилого помещения, УСТАНОВИЛ: <адрес>, действуя в интересах Долгоруковой Н.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района Кошкинский, указывая, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа на территории муниципального района Кошкинский. При проведении проверки установлено, что Долгорукова Н.Е. является сиротой, собственного жилья не имеет. Постановлением Главы муниципального района Кошкинский № от ДД.ММ.ГГГГ за Долгоруковой Н.Е. закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения. При отсутствии жилого помещения может предоставляться социальная выплата в соответствии с заявлением гражданина. Однако Долгоруковой Н.Е. до настоящего времени жилое помещение либо социальная выплата не предоставлены. Основной причиной нарушения жилищных прав Долгоруковой Н.Е. является отсутствие финансирования со стороны органов власти <адрес>, а также бездействие администрации муниципального района Кошкинский. Обращение прокурора <адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Долгоруковой Н.Е. вызвано нарушением ее прав бездействием администрации муниципального района Кошкинский, на дополнительную социальную защиту, установленную действующим законодательством. Ссылаясь на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", просил обязать администрацию муниципального района Кошкинский предоставить Долгоруковой Н.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р. благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, а при отсутствии жилого помещения в муниципальном жилищном фонде социального использования предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения площадью, не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной администрацией муниципального района Кошкинский. В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования и просил обязать администрацию муниципального района Кошкинский предоставить Долгоруковой Н.Е.., ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, а при отсутствии жилого помещения в муниципальном жилищном фонде социального использования предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения площадью, не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной администрацией муниципального района Кошкинский в срок до ДД.ММ.ГГГГ. -2- Долгорукова Н.Е.. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещёна надлежащим образом. Администрация муниципального района <адрес> в лице представителя по доверенности ФИО4 ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, из отзыва следует, что согласно постановлению Главы муниципального района Кошкинский от ДД.ММ.ГГГГ № Долгорукова Н.Е.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлена на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения социальных выплат. Списки формируются согласно заявлений поданных до 01 февраля и ежемесячно обновляются.. Просила в иске отказать, так как положения федеральных законов, законов субъектов РФ, предусматривающие наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год при условии, если указанными законами предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий (л.д. 12-16). Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области своего представителя в судебное заседание не направило, просило дело рассмотреть в их отсутствие. Из отзыва на л.д. 37-38 видно, что средств в настоящее время недостаточно для того, чтобы полностью и единовременно обеспечить жильем детей-сирот. Обеспечение жилым помещением детей-сирот будет производиться администрацией м.р. Кошкинский по мере поступления средств. В иске просило отказать. Министерство Управления финансами Самарской области в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, в отзыве указало, что право на предоставление жилого помещения Долгоруковой Н.Е. не нарушено, так как не наступил срок исполнения обязательств и на момент рассмотрения дела она не лишена социальной защиты государства (л.д.31-33). Отдел по делам семьи, охране прав материнства и детства Администрации муниципального района Кошкинский, привлечённый к участию в деле в качестве третьего лица в лице представителя ФИО5 в судебном заседании возражений по поводу уточнённых исковых требований прокурора не высказал, просил иск удовлетворить. Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, представителя третьего лица, суд приходит к следующему. В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ч, 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или при возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма. Постановлением Главы муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Долгорукова Н.Е. поставлена на учет для предоставления жилого помещения (социальных выплат) как лицо из числа детей-сирот (л.д.7). Постановлением Главы муниципального района Кошкинский № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список очередности детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, согласно списка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередь Долгоруковой Н.Е. № (л.д. 23-24). Изложенное позволяет сделать вывод о том, что Долгорукова Н.Е. до настоящего времени не имеет своего жилья и нуждается в его получении. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 5 Закона Самарской области от 07.07.05 № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области. Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления Законом Самарской области № 77-ГД от 05.03.05 «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения». В соответствии с п. 5.2 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 29.10.08 № 421, уполномоченные органы обеспечивают детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору социального найма вне очереди в случае наделения органов местного самоуправления в установленном порядке отдельными государственными полномочиями в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно п. 5.3 указанного Порядка при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом в соответствии с пунктами 5.4-5.6 настоящего Порядка. Полномочия по предоставлению жилых помещений лицам данной категории Федеральным законом №159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" делегированы местным органам власти, в данном случае Администрации муниципального района Кошкинский. Исходя из буквального толкования ст.57 ЖК РФ и вышеуказанного закона следует, что обеспечение вне очереди жилым помещением лиц данной категории не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточного выделения средств на эти цели из бюджета Самарской области. Поэтому доводы представителя ответчика об отсутствии в бюджете денежных средств на его приобретение суд считает несостоятельными и не может принять во внимание, поскольку они не основаны на законе. В связи с изложенным суд считает требования прокурора в интересах Долгоруковой Н.Е. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района Кошкинский предоставить Долгоруковой Н.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, а при отсутствии жилого помещения в муниципальном жилищном фонде социального использования предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения площадью, не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной администрацией муниципального района Кошкинский в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кошкинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Е.А. Родионова