Решение об обязании Администрации муниуипального района Кошкинскимй о предоставлении Хамматову А.М. благоустроенного жилого помещения



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Кошкинский районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Родионовой Е.А.

с участием прокурора Фахрутдинова Р.Ф.

при секретаре Айсовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Хаматова А.М. к Администрации муниципального района <адрес> о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

<адрес>, действуя в интересах Хаматова А.М.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района Кошкинский, указывая, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа на территории муниципального района Кошкинский. При проведении проверки установлено, что Хамматов А.М. является сиротой, собственного жилья не имеет. Постановлением Главы муниципального района Кошкинский от ДД.ММ.ГГГГ за Хамматовым А.М. закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения. При отсутствии жилого помещения может предоставляться социальная выплата в соответствии с заявлением гражданина. Однако Хамматову А.М. до настоящего времени жилое помещение либо социальная выплата не предоставлены. Основной причиной нарушения жилищных прав Хамматова А.М. является отсутствие финансирования со стороны органов власти <адрес>, а также бездействие администрации муниципального района Кошкинский. Обращение прокурора <адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Хамматова А.М. вызвано нарушением его прав бездействием администрации муниципального района Кошкинский, на дополнительную социальную защиту, установленную действующим законодательством. Ссылаясь на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", просил обязать администрацию муниципального района Кошкинский предоставить Хамматову А.М.., ДД.ММ.ГГГГ г.р. благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, а при отсутствии жилого помещения в муниципальном жилищном фонде социального использования предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения площадью, не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной администрацией муниципального района Кошкинский.

В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования и просил обязать администрацию муниципального района Кошкинский предоставить Хамматову А.М.., ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, а при отсутствии жилого помещения в муниципальном жилищном фонде социального использования предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения площадью, не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной администрацией муниципального района Кошкинский в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

-2-

Хамматов А.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом.

Администрация муниципального района <адрес> в лице представителя по доверенности ФИО5 ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, из отзыва следует, что согласно постановлению Главы муниципального района Кошкинский от ДД.ММ.ГГГГ Хамматов А.М.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлен на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения социальных выплат. Списки формируются согласно заявлений поданных до 01 февраля и ежемесячно обновляются.. Просила в иске отказать, так как положения федеральных законов, законов субъектов РФ, предусматривающие наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год при условии, если указанными законами предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий (л.д. 25-29).

Хаматов А.М. значится в списке по<адрес>. Списки формируются на 2011 год согласно заявлений, поданных до ДД.ММ.ГГГГ. Хаматов А.М. обратилс с заявлением о постановке на учет после ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ), поэтому его права не ущемляются и он будет являться получателем социальной выплаты в 2012 году.

Министерство экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> своего представителя в судебное заседание не направило, просило дело рассмотреть в их отсутствие. Из отзыва на л.д. 37-38 видно, что средств в настоящее время недостаточно для того, чтобы полностью и единовременно обеспечить жильем детей-сирот. Обеспечение жилым помещением детей-сирот будет производиться администрацией м.<адрес> по мере поступления средств. В иске просило отказать.

Министерство Управления финансами <адрес> в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, в отзыве указало, что право на предоставление жилого помещения Хамматова А.М. не нарушено, так как не наступил срок исполнения обязательств и на момент рассмотрения дела она не лишена социальной защиты государства (л.д.31-33).

Отдел по делам семьи, охране прав материнства и детства Администрации муниципального района Кошкинский, привлечённый к участию в деле в качестве третьего лица в лице представителя ФИО7 в судебном заседании возражений по поводу уточнённых исковых требований прокурора не высказал, просил иск удовлетворить.

Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, представителя третьего лица, суд приходит к следующему.

В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч, 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или при возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых

-3-

помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.

Постановлением Главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Хамматов А.М. поставлен на учет для предоставления жилого помещения (социальных выплат) как лицо из числа детей-сирот (л.д.8).

Постановлением Главы муниципального района Кошкинский от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список очередности детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, согласно списка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередь Хамматова А.М. (л.д. 17-18).

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что Хамматов А.М. до настоящего времени не имеет своего жилья и нуждается в его получении.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Закона Самарской области от 07.07.05 № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.

Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления Законом Самарской области № 77-ГД от 05.03.05 «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения».

В соответствии с п. 5.2 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 29.10.08 № 421, уполномоченные органы обеспечивают детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору социального найма вне очереди в случае наделения органов местного самоуправления в установленном порядке отдельными государственными полномочиями в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.

-4-

Согласно п. 5.3 указанного Порядка при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом в соответствии с пунктами 5.4-5.6 настоящего Порядка.

Полномочия по предоставлению жилых помещений лицам данной категории Федеральным законом №159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" делегированы местным органам власти, в данном случае Администрации муниципального района Кошкинский.

Исходя из буквального толкования ст.57 ЖК РФ и вышеуказанного закона следует, что обеспечение вне очереди жилым помещением лиц данной категории не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточного выделения средств на эти цели из бюджета Самарской области.

Поэтому доводы представителя ответчика об отсутствии в бюджете денежных средств на его приобретение суд считает несостоятельными и не может принять во внимание, поскольку они не основаны на законе.

В связи с изложенным суд считает требования прокурора в интересах Хамматова А.М. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района Кошкинский предоставить Хамматову А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, а при отсутствии жилого помещения в муниципальном жилищном фонде социального использования предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения площадью, не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной администрацией муниципального района Кошкинский в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кошкинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Родионова