Решение об обязании Администрации муниципального района Кошкинский благоучтроенное жилое помещение Никифорову Н.Г.



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Кошкинский районный суд в составе:

председательствующего судьи Родионовой Е.А.,

с участием прокурора <адрес> Фахрутдинова Р.Ф.

при секретаре Айсовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Никифорова Н.Г. к Администрации муниципального района <адрес> об обязании предоставить жилое помещение Никифорову Н.Г.,

УСТАНОВИЛ:

<адрес>, действуя в интересах Никифорова Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района <адрес> указывая, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа на территории муниципального района Кошкинский. При проведении проверки установлено, что Постановлением Главы муниципального района Кошкинский от ДД.ММ.ГГГГ за Никифоровым Н.Г. закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения. В ходе проведения проверки установлено, что Никифоров Н.Г. до настоящего времени не имеет своего жилья и нуждается в его получении. Основной причиной нарушения жилищных прав Никифорова Н.Г. является отсутствие финансирования со стороны органов власти <адрес>, а также бездействие администрации муниципального района Кошкинский. Обращение прокурора <адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Никифорова Н.Г., вызвано нарушением его прав бездействием администрации муниципального района <адрес> на дополнительную социальную защиту, установленную действующим законодательством, что повлекло последующее обращение Никифорова Н.Г. в прокуратуру <адрес> с заявлением о восстановлении нарушенных жилищных прав. Ссылаясь на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" просил обязать Министерство экономического развития, инвестиции и торговли <адрес> и администрацию муниципального района Кошкинский устранить нарушения законодательства, устанавливающего дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа и провести необходимые мероприятия, направленные на обеспечение жилой площадью Никифорову Н.Г. не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании прокурор <адрес> Фахрутдинов Р.Ф. поддержал исковые требования в полном объеме.

Никифоров Н.Г. просила дело рассмотреть в ее отсутствие, на иске настаивала.

Представитель Администрации муниципального района <адрес> в лице представителя ФИО4 ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Из представленного ею отзыва усматривается, что согласно постановлению Главы муниципального района Кошкинский от ДД.ММ.ГГГГ Никифоров Н.Г. постановлена на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для получения социальных выплат. В списке по<адрес> значится Никифоров Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На территории муниципального района Кошкинский отсутствуют жилые помещения, которые могут быть предоставлены детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лиц из их числа, по договору социального найма. Выделение денежных средств на предоставление социальных выплат на приобретение жилых помещений для детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, районным бюджетом не предусмотрено и не представляется возможным. Просила в иске отказать (л.д. 60-64).

Министерство экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> своего представителя в судебное заседание не направило, просило дело рассмотреть в их отсутствие. Из отзыва на л.д. 56-57 видно, что в муниципальном жилищном фонде администрации муниципального района Кошкинский жилые помещения отсутствуют, в связи с чем предоставить жилое помещение по договору социального найма администрация не имеет возможности. Средств на указанные цели в настоящее время недостаточно для того, чтобы полностью и единовременно обеспечить данную категорию граждан. В удовлетворении исковых требований просило отказать.

Министерство управления финансами <адрес> в судебное заседание своего представителя не направило, просило дело рассмотреть в их отсутствие. Из представленного им отзыва усматривается, что объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на реализацию указанной меры социальной поддержки, предоставляется в соответствии с утвержденной законом методикой исходя из размера средств, выделяемых из областного бюджета. Поскольку методика расчета субвенций, утвержденная законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения" не признана противоречащей федеральному законодательству, исковые требования о предоставлении жилого помещения и передаче органам местного самоуправления денежных средств на указанные цели не подлежат удовлетворению (л.д. 66-67).

Отдел по делам семьи, охране прав материнства и детства Администрации муниципального района Кошкинский, привлечённый к участию в деле в качестве третьего лица, просил дело рассмотреть в отсутствие их представителя, в удовлетворении исковых требований – отказать по тем основаниям, что на территории муниципального района Кошкинский отсутствуют жилые помещения, которые могут быть предоставлены детям-сиротам. Выделение денежных средств на предоставление социальных выплат на приобретение жилых помещений для детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, районным бюджетом не предусмотрено (отзыв на л.д. 13-17).

Исследовав материалы дела, выслушав прокурора <адрес>, суд приходит к следующему.

В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч, 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или при возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.

Постановлением Главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Никифоров Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений (социальной выплаты) (л.д. 20). Указанное обстоятельство никем из сторон не оспаривается.

Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 17-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ)

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном <адрес>.

Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления <адрес> -ГД от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения».

В соответствии с п. 5.2 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , уполномоченные органы обеспечивают детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору социального найма вне очереди в случае наделения органов местного самоуправления в установленном порядке отдельными государственными полномочиями в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 5.3 указанного Порядка при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования <адрес> обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом в соответствии с пунктами 5.4-5.6 настоящего Порядка.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «Об областном бюджете на 2010 год и плановый перио<адрес> 2012 годов» в 2010 году предусмотрены субвенции на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по муниципальному району Кошкинский в объеме 1 129 тысяч рублей.

Полномочия по предоставлению жилых помещений лицам данной категории Федеральным законом №159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" делегированы местным органам власти.

Исходя из буквального толкования ст.57 ЖК РФ и вышеуказанного закона следует, что обеспечение вне очереди жилым помещением лиц данной категории не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточного выделения средств на эти цели из бюджета <адрес>.

Таким образом, имеются все основания для удовлетворения требований прокурора об обязании Администрации муниципального района <адрес> и Министерства экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> предоставить Никифорову Н.Г. жилое помещение.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального района <адрес> устранить нарушения законодательства, устанавливающего дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа и провести необходимые мероприятия, направленные на обеспечение жилой площадью Никифорова Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не ниже установленных социальных норм.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца через Кошкинский районный суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Родионова