Дело №2-1496/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2010 года с. Кош-Агач
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:председательствующего судьи | Ялбаковой Э.В., |
при секретаре | Керексибесовой А.С., |
с участием заместителя прокурора | Пиндык С.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Кош-Агачского района Республики Алтай в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к администрации муниципального образования «Кош-Агачский район», Управлению образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район», МОУ «Чаган-Узунская СОШ» о признании незаконным бездействия ответчиков и об обязании устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кош-Агачского района Республики Алтай обратился в суд с заявлением взащиту прав, свобод изаконных интересов неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к администрации муниципального образования «Кош-Агачский район», Управлению образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район», МОУ «Чаган-Узунская СОШ» о признании незаконным бездействия ответчиков и об обязании устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, указывая, что проведенной проверкой в ноябре 2010 года с привлечением специалистов ТО Управления Роспотребнадзора по РА в Кош-Агачском районе по исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства, было установлено, что здание общеобразовательного детского учреждения с. Чаган-Узун Кош-Агачского района Республики Алтай допускают нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Так, в детском дошкольном образовательном учреждении «Тополек» при МОУ «Чаган-Узунская СОШ»выявлены следующие нарушения СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»: в нарушение п.п. 6.18. 6.23 - нет теплой отапливаемой прогулочной веранды, нет водоснабжения и канализации, внутренняя канализация не оборудована. Туалетные комнаты не обеспечены умывальными раковинами, душевыми поддонами и трансформируемым ограждением, отсутствуют унитазы для детей и закрытой туалетной кабины для персонала; в нарушение п.п. 9.4., 9. 5 п. 9.6 - помещения пищеблока, буфетных, туалетных, постирочной не обеспечены подводкой горячей и холодной воды. Механизированной подачи воды на пищеблок нет, буфетные не оборудованы двухгнездными моечными ваннами с подводкой к ним холодной и горячей воды; в нарушение п. 5.5 - полы в групповых не отапливаемые, без регулируемого температурного режима, полы в помещениях пищеблока, постирочной, туалетной не выстланы керамической или мозаичной плиткой; в нарушение п. 14.3 - пищеблок не имеет полного набора помещений, нет цехов по обработке готовой и сырой продукции, недостаточно цельнометаллических разделочных столов для обработки готовой и сырой продукции; в нарушение п.4.20 - нет медицинского кабинета. Указанные нарушения могут создать угрозу жизни и здоровью воспитанников, число которых невозможно точно установить и персонифицировать, что обуславливает возможность прокурора в порядке ст. 206 ГПК РФ установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий.
В судебном заседании заявитель заместитель прокурора района Пиндык С.В. требования поддержал в полном объеме, обосновав доводами, изложенными в заявлении и уточнил требования, где просил обязать ответчиков оборудовать полы в групповых помещениях, утепленными и (или) отапливаемыми, с регулируемым температурным режимом. Выстлать полы в помещениях пищеблока, постирочной, туалетной керамической или мозаичной плиткой или аналогичными материалами безвредными для здоровья детей.
В судебном заседании представители ответчиков администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» Абдолданов С.М., представитель Управления образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район» Байдушкин К.Н., представитель МОУ «Чаган-Узунская СОШ» Якояков Р.М. заявленные требования признали частично, а именно признали требование об обязании ответчиков принять меры по устранению нарушений СанПин 2.4.1.2660-10 в дошкольном учреждении «Тополек» МОУ «Чаган-Узунская СОШ», а требование о признании их бездействиях незаконным, не признали, пояснив, что с их стороны бездействие по выполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в дошкольном учреждении «Тополек» МОУ «Чаган-Узунская СОШ» не имеется, так как в бюджете района денежные средства отсутствуют, все работы по устранению пожарных требований и санитарно-эпидемиологических требований в школах проводятся в долг, и просили установить им срок для устранения нарушений от 2 до 3 лет.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, считает требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст.3 Конвенции ООН «О правах ребенка» государство обязано обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 11, 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ юридические лица с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно п. 19 ч. 2 ст. 32 ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 к компетенции образовательного учреждения входит создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.92 г. № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относится обеспечение зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.
Согласно ч. 3 ст. 50 Федерального закона РФ от 06.10.03 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время может находиться в собственности муниципальных районов.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании ст. 124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Статьей 15 Федерального закона РФ от 06.10.03 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.7 Устава Муниципального образования «Кош-Агачский район» в ведении муниципального образования находится организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования.
В соответствии с Уставом образовательного учреждения учредителем данных учреждений является администрация муниципального образования «Кош-Агачский район» в лице Управления образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район».
Согласно выписке из реестра муниципального имущественного фонда собственником и балансодержателем зданий школ и детских дошкольных образовательных учреждений на территории Кош-Агачского района, Республики Алтай, является администрация МО «Кош-Агачский район».
Уставом муниципального образования «Кош-Агачский район» администрация наделена полномочиями по обеспечению исполнительно-распорядительных функций по эффективному решению вопросов местного значения Кош-Агачского муниципального района в интересах населения, разработке проекта местного бюджета, проектов планов и программ развития муниципального района, управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности, по созданию муниципальных предприятий и учреждений и иные полномочия.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района в ноябре 2010 года была проведена проверка с привлечением специалистов ТО Управления Роспотребнадзора по РА в Кош-Агачском районе по предмету исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства в детских дошкольных учреждениях района, в ходе которой было установлено, что здание, в котором расположено дошкольное учреждение «Тополек» МОУ «Чаган-Узунская СОШ» Кош-Агачского района Республики Алтай, расположенное по адресу: Республика Алтай Кош-Агачский район с. Чаган-Узун, ул. Колхозная, 38, эксплуатируется с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства.
Из информации о санитарном состоянии детских дошкольных учреждений Кош-Агачского района от 13.11.2010 года №265, подписанной и.о. начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РА в Кош-Агачском районе Ивлевым С.В. следует, что здание, в котором находится дошкольное учреждение «Тополек» МОУ «Чаган-Узунская СОШ» эксплуатируется с нарушением требований СанПиН 2.4.1.2660-10«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», а именно детский сад не оборудован теплой отапливаемой прогулочной верандой, водоснабжением и канализацией, внутренней канализацией; туалетные комнаты не обеспечены умывальными раковинами, душевыми поддонами и трансформируемым ограждением, унитазами для детей и закрытой туалетной кабины для персонала; не обеспечены помещения пищеблока, буфетных, туалетных, постирочной подводкой горячей и холодной воды, нет механизированной подачи воды на пищеблок, буфетные не оборудованы двухгнездными моечными ваннами с подводкой к ним холодной и горячей воды; полы не оборудованы в групповых отапливаемым, регулируемым температурным режимом, полы не выстланы в помещениях пищеблока, постирочной, туалетной керамической или мозаичной плиткой; пищеблоки не оборудованы полным набором помещений, цехами по обработке готовой и сырой продукции, доукомплектовать цельнометаллическими разделочными столами для обработки готовой и сырой продукции; отсутствует медицинский кабинет.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ, ответчики вправе признать иск.
Согласно ст. 68 ГПК РФ, признание стороной фактов, на которых другая сторона основывает свои требования, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих фактов. Следовательно, факт признания ответчиками исковых требований истца, освобождает истца от доказывания фактов, изложенных в заявлении.
Суд принял признание иска ответчиками, следовательно, в соответствии со ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиками иска и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Таким образом, учитывая, что ответчики признали данное требование прокурора района, о чем написали заявление, признание данного требования принято судом, заявленное требование прокурора района об обязывании администрацию муниципального образования «Кош-Агачский район», Управление образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район», муниципальное общеобразовательное учреждение «Чаган-Узунская СОШ» принять меры по устранению нарушений требований СанПиН 2.4.1.2660-10«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольном учреждении «Тополек» МОУ «Чаган-Узунская СОШ», а именно оборудовать детский сад теплой отапливаемой прогулочной верандой, водоснабжением и канализацией, внутренней канализацией; туалетные комнаты обеспечить умывальными раковинами, душевыми поддонами и трансформируемым ограждением, унитазами для детей и закрытой туалетной кабины для персонала; обеспечить помещения пищеблока, буфетных, туалетных, постирочной подводкой горячей и холодной воды; механизировать подачу воды на пищеблок; буфетные оборудовать двухгнездными моечными ваннами с подводкой к ним холодной и горячей воды; оборудовать полы в групповых помещениях, утепленными и (или) отапливаемыми, с регулируемым температурным режимом; выстлать полы в помещениях пищеблока, постирочной, туалетной керамической или мозаичной плиткой или аналогичными материалами безвредными для здоровья детей; оборудовать пищеблоки полным набором помещений, цехами по обработке готовой и сырой продукции, доукомплектовать цельнометаллическими разделочными столами для обработки готовой и сырой продукции; оборудовать медицинским кабинетом, подлежит удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, подлежит удовлетворению и требование прокурора района о признании незаконным бездействие должностных лиц Администрации МО «Кош-Агачский район», Управления образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район» и МОУ «Чаган-Узунская СОШ», выразившееся в не принятии меры по устранению нарушений требований СанПиН 2.4.1.2660-10«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольном учреждении «Тополек» МОУ «Чаган-Узунская СОШ» Кош-Агачского района Республики Алтай, поскольку дошкольное детское учреждение существует уже длительное время, санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к дошкольным детским учреждениям, согласно СанПиН 2.4.1.1249-03 были приняты в 2003 году, которые утратили силу в связи с принятием новых СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22.07.2010, согласно которым и выявлено несоблюдение требований СанПиН ответчиками, и ответчиками не представлены доказательства о принятых мерах по устранению (выполнению) данных требований санитарно-эпидемиологического законодательства за период с момента создания дошкольного учреждения по момент рассмотрения дела в суде.
Доводы ответчиков о том, что указанные в заявлении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольном учреждении» были приняты только 22.07.2010 и введены в действие с 01.10.2010 года, поэтому они не успели привести в соответствие дошкольные учреждения с требованиями указанных правил, суд оценивает не состоятельным, так как с момента введения СанПиН 2.4.1.2660-10 признаны утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации от 26.03.2003 N 24 (зарегистрированы в Минюсте России 08.04.2003, регистрационный номер 4392), в которых имелись аналогичные требования, о нарушении которых ответчиками установлено в суде.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая удовлетворение требования прокурора района об обязывании ответчиков совершить определенные действия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, материальное положение ответчиков, объем работ, которые необходимо выполнить, а также, что имеющиеся нарушения создают угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних воспитанников, персонала данного дошкольного учреждения и неопределенного круга лиц, суд считает целесообразным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, - один год со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст.98, 193-199,206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Кош-Агачского района Республики Алтай удовлетворить.
Признать незаконным бездействие должностных лиц МО «Кош-Агачский район», Управления образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район», МОУ«Чаган-Узунская СОШ», выразившееся в не принятии меры по устранению нарушений требований СанПиН 2.4.1.2660-10«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольном учреждении «Тополек» МОУ «Чаган-Узунская СОШ» Кош-Агачского района Республики Алтай.
Обязать администрацию муниципального образования «Кош-Агачский район», Управление образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район», Муниципальное общеобразовательное учреждение «Чаган-Узунская СОШ» - принять меры по устранению нарушений требований СанПиН 2.4.1.2660-10в дошкольном учреждении «Тополек» МОУ «Чаган-Узунская СОШ» Кош-Агачского района Республики Алтай, расположенном по адресу: Республика Алтай Кош-Агачский район с. Чаган-Узун, ул. Колхозная, 38, а именно: оборудовать детский сад теплой отапливаемой прогулочной верандой, водоснабжением и канализацией, внутренней канализацией; туалетные комнаты обеспечить умывальными раковинами, душевыми поддонами и трансформируемым ограждением, унитазами для детей и закрытой туалетной кабины для персонала; обеспечить помещения пищеблока, буфетных, туалетных, постирочной подводкой горячей и холодной воды; механизированной подачи воды на пищеблок; буфетные оборудовать двухгнездными моечными ваннами с подводкой к ним холодной и горячей воды; оборудовать полы в групповых помещениях, утепленными и (или) отапливаемыми, с регулируемым температурным режимом; выстлать полы в помещениях пищеблока, постирочной, туалетной керамической или мозаичной плиткой или аналогичными материалами безвредными для здоровья детей; оборудовать пищеблоки полным набором помещений, цехами по обработке готовой и сырой продукции, доукомплектовать цельнометаллическими разделочными столами для обработки готовой и сырой продукции; оборудовать медицинским кабинетом.
Установить администрации муниципального образования «Кош-Агачский район», Управлению образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район», Муниципальному общеобразовательному учреждению «Чаган-Узунская СОШ» срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - один год со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2010 года.
Судья Э.В. Ялбакова