Дело №2-1760/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2010 года с. Кош-Агач
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:председательствующего судьи | Ялбаковой Э.В., |
при секретаре | Керексибесовой А.С., |
с участием заместителя прокурора района | Пиндык С.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Алтай к Матыеву С.С., администрации МО «Кош-Агачский район» о признании договора купли-продажи муниципального имущества от 18.11.2010 недействительным и о применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Республики Алтай обратился в суд с иском к Матыеву С.С., администрации МО «Кош-Агачский район» о признании договора купли-продажи муниципального имущества от 18.11.2010 недействительным и о применении последствий недействительности сделки, мотивируя требования тем, что 18.11.10 между Администрацией МО «Кош-Агачского района» и Матыевым С.С. был заключен договор купли-продажи муниципального имущества - здания автозаправочной станции, общей площади 32,2 кв.м., инвентарный номер 84:210:02975:0100:200001, расположенного по адресу: с. Кош-Агач, ул.Коккозова, д. 1 «Б», а также земельного участка общей площадью 3533 кв.м. с кадастровым номером 04:10:030613:65 по вышеуказанному адресу. Указанное имущество было продано Матыеву С.С. за 136 500 рублей. Договор противоречит федеральному законодательству и является недействительным (ничтожным) по следующим основаниям. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе является одним из способов приватизации (подпункт 2 пункта 1 статьи 13 упомянутого Закона). В силу п. 3 ст. 2, п. 1 ст. 10 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация муниципального имущества и порядок ее планирования определяется органами местного самоуправления. Порядок планирования приватизации муниципального имущества и порядок самой приватизации в МО «Кош-Агачский район» не принят. Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» № 178-ФЗ от 21.12.01 (п. 3 ст. 2, п.З ст. 4) установлено, что приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации. Согласно п. 2.3 Положения о порядке распоряжения и управления муниципальной собственностью МО «Кош-Агачский район», утвержденного решением районного Совета депутатов МО «Кош-Агачский района» № 33-14 от 06.06.07, утверждение программы (прогнозного плана) приватизации муниципальной собственности МО «Кош-Агачского района» относится к компетенции районного совета депутатов. План приватизации муниципального имущества МО «Кош-Агачский район» на 2010 год утвержден не районным Советом депутатов, и даже не главой администрации района, а его первым заместителем Нурсолтановым А.К.(постановление № 311 от 30.12.09). В нарушение п.1 ст. 15 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" план приватизации муниципального имущества, где здание АЗС был определен как объект приватизации, не был опубликован. Согласно постановлению администрации района № 311 от 30.12.09 и распоряжению администрации района № 254 от 19.10.10 приватизации подлежало только здание АЗС. Причем план приватизации не содержит точного адреса или иных индивидуализирующих характеристик (инвентаризационный номер, площадь) данного объекта недвижимости указана только улица. Земельный участок общей площадью 3533 кв.м. с кадастровым номером 04:10:030613:65 по адресу: с. Кош-Агач, ул.Коккозова, д. 1 «Б» вообще не планировалось приватизировать. Согласно ст. 14 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества. Такой порядок в МО «Кош-Агачский район» не принят. В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" решения об условиях приватизации муниципального имущества подлежат опубликованию в установленном порядке в официальных изданиях.Информационное сообщение о продаже муниципального имущества подлежит опубликованию в средствах массовой информации, определенных органами местного самоуправления. В нарушение вышеуказанных норм решение об условиях приватизации (распоряжение администрации района № 254 от 19.10.2010) не было опубликовано в установленном порядке в официальном печатном издании. Официальным опубликованием правового акта нормативного характера считается его публикация в средстве массовой информации, определенном в качестве специального периодического издания для публикации таких актов. Целью опубликования правового акта является предоставление возможности лицам, чьи права и интересы он затрагивает, ознакомиться с его содержанием. Официальным печатным средством массовой информации для опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов Кош-Агачского района является местная газета - «Чуйские зори». Кроме того, администрацией района был нарушен тридцатидневный срок опубликования в СМИ и размещения на сайте в сети «Интернет» извещения о продаже муниципального имущества. Извещение опубликовано в СМИ и размещено на сайте в сети «Интернет» 21.10.10, а аукцион по продаже состоялся 17.11.10, т.е. меньше чем за 30 дней до дня осуществления продажи. Согласно п. 3 ст. 18 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене) или заявляются ими открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене). Форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества определяется решением об условиях приватизации. Информационное сообщение о проведении аукциона по продаже здания АЗС содержало указание на то, что аукцион был открытым (название извещения и его первое предложение). Однако из текста раздела «форма подачи предложений о цене имущества» усматривается, что предложения подавались в закрытой форме(в запечатанных конвертах). В нарушение п.п. 6, 11 п. 3 ст. 15 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» № 178-ФЗ от 21.12.01 информационное сообщение о проведении аукциона не содержало обязательных условий: условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов, прядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества. В нарушение «и» п.З, п.п. 12, 14, п.п. «б» п. 16 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 585, решение о признании претендентов участниками аукциона аукционной комиссией не принималось, отдельным протоколом не приватизации могли повлиять на определение результата торгов - победителя торгов, а также в интересах муниципального образования - МО «Кош-Агачский район»,так как при увеличении круга участников аукциона возможно поступление предложения более высокой цены, чем предложил Матыев С.С. Прокурор Республики Алтай просит признать недействительным договор купли-продажи от 18.11.10, заключенный между Администрацией МО «Кош-Агачского района» и Матыевым С.С. по продаже здания автозаправочной станции, общей площади 32,2 кв.м., инвентарный номер 84:210:02975:0100:200001, расположенного по адресу: с. Кош-Агач, ул.Коккозова, д. 1 «Б», а также земельного участка общей площадью 3533 кв.м. с кадастровым номером 04:10:030613:65 по вышеуказанному адресу и применить последствия недействительности ничтожной сделки путем возврата сторонам всё полученное по сделки.
В судебном заседании заместитель прокурора района Пиндык С.В исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в иске, и просил иск удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика администрации МО «Кош-Агачский район» не явился, уведомлены надлежащим образом, что подтверждается судебной распиской.
До судебного заседания от ответчика Матыева С.С. поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствии и признании исковых требований в полном объеме.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к выводу об удовлетворении иска в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно п. 4 ст. 447 Гражданского кодекса РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.
В ч. 1, 2 ст. 449 ГК РФ указано, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В силу ст. 168, п.2 ст. 167 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных нормативных правовых актов, ничтожна. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Согласно п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующим в момент его заключения.
Из материалов дела следует, что 18 ноября 2010 года между администрацией МО «Кош-Агачский район» и Матыевым С.С. заключен договор купли-продажи муниципального имущества с победителем аукциона по продаже имущества, находящегося в собственности МО «Кош-Агачский район», по условиям которого администрация МО «Кош-Агачский район» продала Матыеву С.С. здание автозаправочной станции, общей площади 32,2 кв.м., инвентарный номер 84:210:02975:0100:200001, расположенное по адресу: с. Кош-Агач, ул.Коккозова, д. 1 «Б», а также земельный участок, общей площадью 3533 кв.м. с кадастровым номером 04:10:030613:65 по вышеуказанному адресу за 136 500 рублей, на основании проведенного аукциона, протокол от 17 ноября 2010 года.
Согласно подпункт 2 пункта 1 статьи 13 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» продажа государственного или муниципального имущества на аукционе является одним из способов приватизации.
Прокурорской проверкой установлено, что приватизация данного муниципального имущества была произведена с нарушением действующего федерального законодательства.
В силу п. 3 ст. 2, п. 1 ст. 10 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация муниципального имущества и порядок ее планирования определяется органами местного самоуправления.
Порядок планирования приватизации муниципального имущества и порядок самой приватизации в МО «Кош-Агачский район» не принят.
Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» № 178-ФЗ от 21.12.01 (п. 3 ст. 2, п. З ст. 4) установлено, что приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Согласно п. 2.3 Положения о порядке распоряжения и управления муниципальной собственностью МО «Кош-Агачский район», утвержденного решением районного Совета депутатов МО «Кош-Агачский района» № 33-14 от 06.06.07, утверждение программы (прогнозного плана) приватизации муниципальной собственности МО «Кош-Агачского района» относится к компетенции районного совета депутатов. Однако план приватизации муниципального имущества МО «Кош-Агачский район» на 2010 год утвержден не районным Советом депутатов, и даже не главой администрации района, а его первым заместителем Нурсолтановым А.К.(постановление № 311 от 30.12.09).
В нарушение п.1 ст. 15 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" план приватизации муниципального имущества, где здание АЗС был определен как объект приватизации, не был опубликован. Согласно постановлению администрации района № 311 от 30.12.09 и распоряжению администрации района № 254 от 19.10.10 приватизации подлежало только здание АЗС. Причем план приватизации не содержит точного адреса или иных индивидуализирующих характеристик (инвентаризационный номер, площадь) данного объекта недвижимости указана только улица. Земельный участок общей площадью 3533 кв.м. с кадастровым номером 04:10:030613:65 по адресу: с. Кош-Агач, ул.Коккозова, д. 1 «Б» вообще не планировалось приватизировать.
Согласно ст. 14 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества. Такой порядок в МО «Кош-Агачский район» не принят. В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" решения об условиях приватизации муниципального имущества подлежат опубликованию в установленном порядке в официальных изданиях.Информационное сообщение о продаже муниципального имущества подлежит опубликованию в средствах массовой информации, определенных органами местного самоуправления. В нарушение вышеуказанных норм решение об условиях приватизации (распоряжение администрации района № 254 от 19.10.2010) не было опубликовано в установленном порядке в официальном печатном издании. Официальным опубликованием правового акта нормативного характера считается его публикация в средстве массовой информации, определенном в качестве специального периодического издания для публикации таких актов. Целью опубликования правового акта является предоставление возможности лицам, чьи права и интересы он затрагивает, ознакомиться с его содержанием. Официальным печатным средством массовой информации для опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов Кош-Агачского района является местная газета - «Чуйские зори».
Кроме того, администрацией района был нарушен тридцатидневный срок опубликования в СМИ и размещения на сайте в сети «Интернет» извещения о продаже муниципального имущества. Извещение опубликовано в СМИ и размещено на сайте в сети «Интернет» 21.10.10, а аукцион по продаже состоялся 17.11.10, т.е. меньше чем за 30 дней до дня осуществления продажи.
Согласно п. 3 ст. 18 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене) или заявляются ими открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене). Форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества определяется решением об условиях приватизации. Информационное сообщение о проведении аукциона по продаже здания АЗС содержало указание на то, что аукцион был открытым (название извещения и его первое предложение). Однако из текста раздела «форма подачи предложений о цене имущества» усматривается, что предложения подавались в закрытой форме(в запечатанных конвертах).
В нарушение п.п. 6, 11 п. 3 ст. 15 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» № 178-ФЗ от 21.12.01 информационное сообщение о проведении аукциона не содержало обязательных условий: условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов, прядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества.
В нарушение п.З, п.п. 12, 14, п.п. «б» п. 16 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 585, решение о признании претендентов участниками аукциона аукционной комиссией не принималось, отдельным протоколом не оформлялось. Целостность конвертов с предложениями о цене имущества комиссией не проверялось, отметки об этом в протоколе не имеется.
Протокол об итогах аукциона от 17.11.10 не содержит данные о составе комиссии, которой принималось окончательное решение. В протоколе имеются лишь две подписи - председателя и секретаря комиссии. Из представленной администрацией района распоряжения об изменении состава комиссии № 218 от 23.09.10 усматривается, что в Единую комиссию входит 5 человек. Таким образом, отсутствие в протоколе отметки о присутствующих лицах - членах комиссии невозможно сделать вывод о наличии (отсутствии) кворума при принятии данного решения.
Кроме того, аукционной комиссией небрежно оформлялись процессуальные документы по проведению аукциона. Соглашения о внесенных участниками задатках не подписаны.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что приватизация муниципального имущества - здание автозаправочной станции, общей площади 32,2 кв.м., инвентарный номер 84:210:02975:0100:200001, расположенное по адресу: с. Кош-Агач, ул.Коккозова, д. 1 «Б», а также земельный участок, общей площадью 3533 кв.м. с кадастровым номером 04:10:030613:65 по вышеуказанному адресу,была произведена администрацией МО «Кош-Агачский район» с нарушением действующего федерального законодательства, что влечет недействительность договора купли-продажи от 18 ноября 2010 года, заключенного между администрацией МО «Кош-Агачский район» и Матыевым С.С. заключен договор купли-продажи муниципального имущества с победителем аукциона по продаже имущества, находящегося в собственности МО «Кош-Агачский район», по условиям которого администрация МО «Кош-Агачский район» продала Матыеву С.С. здание автозаправочной станции, общей площади 32,2 кв.м., инвентарный номер 84:210:02975:0100:200001, расположенное по адресу: с. Кош-Агач, ул.Коккозова, д. 1 «Б», а также земельный участок, общей площадью 3533 кв.м. с кадастровым номером 04:10:030613:65 по вышеуказанному адресу.
В силу ст. 168, п.2 ст. 167 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных нормативных правовых актов, ничтожна. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Также подлежит удовлетворению исковое требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки путем возврата сторонам все полученное по сделке.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Республики Алтай удовлетворить.
Признать недействительным договор купли-продажи от 18.11.2010, заключенный между администрацией МО «Кош-Агачский район» и Матыевым С.С. по купле-продаже муниципального имущества с победителем аукциона по продаже имущества, находящегося в собственности МО «Кош-Агачский район», - здания автозаправочной станции, общей площади 32,2 кв.м., инвентарный номер 84:210:02975:0100:200001, расположенное по адресу: с. Кош-Агач, ул.Коккозова, д. 1 «Б», а также земельного участка, общей площадью 3533 кв.м. с кадастровым номером 04:10:030613:65 по вышеуказанному адресу.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки путем возврата сторонам все полученное по сделке, обязав администрацию МО «Кош-Агачский район» возвратить Матыеву С.С. средства в размере 136 500 рублей, а Матыева С.С. передать здание автозаправочной станции, общей площади 32,2 кв.м., инвентарный номер 84:210:02975:0100:200001, и земельный участок, общей площадью 3533 кв.м. с кадастровым номером 04:10:030613:65, расположенные по адресу: с. Кош-Агач, ул.Коккозова, д. 1 «Б» Кош-Агачский район Республика Алтай, администрации МО «Кош-Агачский район».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено 28 декабря 2010 года.
Судья Э.В. Ялбакова