О признании договора купли-продажи муниципального имущества от 22.11.2010 недействительным и о применении последствий недействительности сделки (Прокурор РА к Бурбуеву Е.Н.)



Дело №2-1754/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 декабря 2010 года с. Кош-Агач

Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи

Ялбаковой Э.В.,

при секретаре

Керексибесовой А.С.,

с участием заместителя прокурора района

Пиндык С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Алтай к Бурбуеву Е.Н., МУУ Редакция газеты «Чуйские зори» о признании договора купли-продажи муниципального имущества от 22.11.2010 недействительным и о применении последствий недействительности сделки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Республики Алтай обратился в суд с иском к Бурбуеву Е.Н., МУУ Редакция газеты «Чуйские зори» о признании договора купли-продажи муниципального имущества от 22.11.2010 недействительным и о применении последствий недействительности сделки, мотивируя требования тем, что 22.11.10 между МУУ Редакция газеты «Чуйские зори» и Бурбуевым Е.Н. был заключен договор купли-продажи муниципального имущества транспортного средства ГАЗ 3110 госномер №. Автомобиль был продан Бурбуеву Е.Н. за 35 300 рублей. Договор противоречит федеральному законодательству и является недействительным (ничтожным) по следующим основаниям. Прокурорской проверкой установлено, что приватизация данного муниципального имущества была произведена с нарушением действующего федерального законодательства. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе является одним из способов приватизации (подпункт 2 пункта 1 статьи 13 упомянутого Закона). Вышеуказанный договор был заключен МУУ Редакция газеты «Чуйские зори» по результатам проведения администрацией МО «Кош-Агачский район» аукциона с закрытой формой подачи предложения о цене имущества. Порядок планирования приватизации муниципального имущества и порядок самой приватизации в МО «Кош-Агачский район» не принят. Согласно п. 2.3 Положения о порядке распоряжения и управления муниципальной собственностью МО «Кош-Агачский район», утвержденного решением районного Совета депутатов МО «Кош-Агачский района» № 33-14 от 06.06.07, утверждение программы (прогнозного плана) приватизации муниципальной собственности МО «Кош-Агачского района» относится к компетенции районного совета депутатов. План приватизации муниципального имущества МО «Кош-Агачский район» на 2010 год утвержден не районным Советом депутатов, и даже не главой администрации района, а его первым заместителем Нурсолтановым А.К. (постановление № 311 от 30.12.09). В нарушение п.1 ст. 15 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" план приватизации муниципального имущества, где автомобиль ГАЗ 3110 был определен как объект приватизации, не был опубликован. Договор купли-продажи муниципального имущества транспортного средства ГАЗ 3110 госномер № был заключен с Бурбуевым Е.Н. и МУУ Редакция газеты «Чуйские зори», а договор должна заключать администрация МО «Кош-Агачский район». В нарушение ст. 14 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" МО «Кош-Агачский район» не принят порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества. В нарушение п. 1 ст. 15 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" решение об условиях приватизации автомобиля ГАЗ 3110 не было опубликовано в установленном порядке в официальном печатном издании. Кроме того, администрацией района был нарушен тридцатидневный срок опубликования в СМИ и размещения на сайте в сети «Интернет» извещения о продаже муниципального имущества. Извещение опубликовано в СМИ и размещено на сайте в сети «Интернет» 21.10.10, а аукцион по продаже состоялся 17.1.1.10, т.е. меньше чем за 30 дней до дня осуществления продажи. В нарушение п.3 ст. 18 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" информационное сообщение о проведении аукциона по продаже ГАЗ 3110 содержало указание на то, что аукцион был открытым (название извещения и его первое предложение). Однако из текста раздела «форма подачи предложений о цене имущества» усматривается, что предложения подавались в закрытой форме (в запечатанных конвертах). В нарушение п.п. 6, 11 п. 3 ст. 15 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» № 178-ФЗ от 21.12.01 информационное сообщение о проведении аукциона не содержало обязательных условий: условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов; порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества.В нарушение «и» п.З, п.п. 12, 14, п.п. «б» п. 16 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 585, решение о признании претендентов участниками аукциона аукционной комиссией не принималось, отдельным протоколом не оформлялось. Целостность конвертов с предложениями о цене имущества комиссией не проверялось, отметки об этом в протоколе не имеется. Протокол об итогах аукциона от 17.11.10 не содержит данные о составе комиссии, которой принималось окончательное решение. В протоколе имеются лишь две подписи - председателя и секретаря комиссии.Из представленной администрацией района распоряжения об изменении состава комиссии № 218 от 23.09.10 усматривается, что в Единую комиссию входит 5 человек. Таким образом, в отсутствие в протоколе о результатах аукциона отметки о присутствующих лицах - членах комиссии можно сделать вывод об отсутствии кворума при принятии данного решения. Кроме того, из названия комиссии, которой был проведен аукцион, следует, что комиссия была создана для организации торгов при размещении заказов для муниципальных нужд. Положения о ней не принято.В связи с чем, функциями по принятию решений, касающихся торгов по приватизации муниципального имущества, комиссию никто не наделял.Аукционной комиссией небрежно оформлялись процессуальные документы по проведению аукциона. Соглашения о внесенных участниками задатках не подписаны. Таким образом, приватизация муниципального имущества -автомобиля ГАЗ 3110 была произведена администрацией района с нарушением действующего федерального законодательства. Прокурор Республики Алтай просит признать недействительным договор купли-продажи от 22.11.10, заключенный между МУУ Редакция газеты «Чуйские зори» и Бурбуеву Е.Н. по продаже транспортного средства ГАЗ 3110 госномер № и применить последствия недействительности ничтожной сделки путем возврата сторонам всё полученное по сделки.

В судебном заседании заместитель прокурора района Пиндык С.В исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в иске, и просил иск удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика МУУ Редакция газеты «Чуйские зори» Барамбаев И.Б., действующий на основании доверенности №2 от 22.12.2010 года, исковые требования признал, по основанию иска признал все пункты кроме 4,5,7,8.

В судебном заседании ответчик Бурбуев Е.Н. с иском не согласился, указывая, что с его стороны нарушений закона не имеется.

В судебном заседании представитель администрации МО «Кош-Агачский район» Абдолданов С.М., действующий на основании доверенности, поддержал в полном объеме доводы представителя ответчика Барамбаева И.Б.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к выводу об удовлетворении иска в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно п. 4 ст. 447 Гражданского кодекса РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.

В ч. 1, 2 ст. 449 ГК РФ указано, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

В силу ст. 168, п.2 ст. 167 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных нормативных правовых актов, ничтожна. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

Согласно п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующим в момент его заключения.

Из материалов дела следует, что 22 ноября 2010 года между МУУ Редакция газеты «Чуйские зори» и Бурбуевым Е.Н. заключен договор купли-продажи транспортного средства ГАЗ 3110, №, по условиям которого МУУ Редакция газеты «Чуйские зори» продала автомобиль ГАЗ 3110, № Бурбуеву Е.Н. за 35 300 рублей, на основании проведенного аукциона, протокол от 17 ноября 2010 года.

Согласно подпункт 2 пункта 1 статьи 13 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» продажа государственного или муниципального имущества на аукционе является одним из способов приватизации.

Прокурорской проверкой установлено, что приватизация данного муниципального имущества была произведена с нарушением действующего федерального законодательства.

В силу п. 3 ст. 2, п. 1 ст. 10 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация муниципального имущества и порядок ее планирования определяется органами местного самоуправления.

Порядок планирования приватизации муниципального имущества и порядок самой приватизации в МО «Кош-Агачский район» не принят.

Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» № 178-ФЗ от 21.12.01 (п. 3 ст. 2, п. З ст. 4) установлено, что приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Согласно п. 2.3 Положения о порядке распоряжения и управления муниципальной собственностью МО «Кош-Агачский район», утвержденного решением районного Совета депутатов МО «Кош-Агачский района» № 33-14 от 06.06.07, утверждение программы (прогнозного плана) приватизации муниципальной собственности МО «Кош-Агачского района» относится к компетенции районного совета депутатов. Однако план приватизации муниципального имущества МО «Кош-Агачский район» на 2010 год утвержден не районным Советом депутатов, и даже не главой администрации района, а его первым заместителем Нурсолтановым А.К.(постановление № 311 от 30.12.09). В нарушение п.1 ст. 15 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" план приватизации муниципального имущества, где автомобиль ГАЗ 3110 был определен как объект приватизации, не был опубликован.

В силу п. 4.7 Положения о порядке распоряжения и управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности МО «Кош-Агачский район», утверждённого решением районного Совета депутатов № 15-6 от 24.09.10, имущество, находящееся в муниципальной казне, закрепленное на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями, а также недвижимость продается администрацией муниципального образования.

Однако в нарушение указанной нормы, договор купли-продажи муниципального имущества транспортного средства ГАЗ 3110, г/н А 607 АН 04, заключен между МУУ Редакция газеты «Чуйские зори» и Бурбуевым Е.Н., а стороной договора (продавцом) должна быть администрация МО «Кош-Агачский район».

Согласно ст. 14 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества.

В судебном заседании установлено, что такой порядок в МО «Кош-Агачский район» не принят.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" решения об условиях приватизации муниципального имущества подлежат опубликованию в установленном порядке в официальных изданиях.Информационное сообщение о продаже муниципального имущества подлежит опубликованию в средствах массовой информации, определенных органами местного самоуправления.

В нарушение вышеуказанных норм решение об условиях приватизации автомобиля ГАЗ 3110 не было опубликовано в установленном порядке в официальном печатном издании. Официальным печатным средством массовой информации для опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов Кош-Агачского района является местная газета - «Чуйские зори».

Кроме того, администрацией района был нарушен тридцатидневный срок опубликования в СМИ и размещения на сайте в сети «Интернет» извещения о продаже муниципального имущества, так как извещение опубликовано в СМИ и размещено на сайте в сети «Интернет» 21.10.10, а аукцион по продаже состоялся 17.1.1.10, т.е. меньше чем за 30 дней до дня осуществления продажи.

Согласно п. 3 ст. 18 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене) или заявляются ими открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене). Форма подачи предложений о цене государственного или муниципальною имущества определяется решением об условиях приватизации.

Однако информационное сообщение о проведении аукциона по продаже ГАЗ 3110 содержало указание на то, что аукцион был открытым(название извещения и его первое предложение). Однако из текста раздела «форма подачи предложений о цене имущества» усматривается, что предложения подавались в закрытой форме(в запечатанных конвертах).

В нарушение п.п. 6, 11 п. 3 ст. 15 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» № 178-ФЗ от 21.12.01 информационное сообщение о проведении аукциона не содержало обязательных условий, а именно отсутствовали условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов, порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества.

В нарушение «и» п.З, п.п. 12, 14, п.п. «б» п. 16 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 585, решение о признании претендентов участниками аукциона аукционной комиссией не принималось, отдельным протоколом не оформлялось. Целостность конвертов с предложениями о цене имущества комиссией не проверялось, отметки об этом в протоколе не имеется.

Протокол об итогах аукциона от 17.11.10 не содержит данные о составе комиссии, которой принималось окончательное решение.В протоколе имеются лишь две подписи - председателя и секретаря комиссии. Из представленной администрацией района распоряжения об изменении состава комиссии № 218 от 23.09.10 усматривается, что в Единую комиссию входит 5 человек. Таким образом, отсутствие в протоколе отметки о присутствующих лицах - членах комиссии невозможно сделать вывод о наличии (отсутствии) кворума при принятии данного решения.

В судебном заседании представитель ответчика Барамбаев И.Б. пояснил, что при проведении аукциона участвовали он, ФИО1 и ФИО2, то есть кворум имелся. В связи с отъездом ФИО2 в командировку в день проведения аукциона, он протокол сразу не успел подписать и подписал его позже по прибытии в Кош-Агач.

Кроме того, аукционной комиссией небрежно оформлялись процессуальные документы по проведению аукциона. Соглашения о внесенных участниками задатках не подписаны.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что приватизация муниципального имущества - автомобиля ГАЗ 3110 была произведена администрацией МО «Кош-Агачский район» с нарушением действующего федерального законодательства, что влечет недействительность договора купли-продажи транспортного средства от 22 ноября 2010 года, заключенного между МУУ Редакция газеты «Чуйские зори» и Бурбуевым Е.Н. по купле-продаже транспортного средства - ГАЗ 3110, №.

В силу ст. 168, п.2 ст. 167 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных нормативных правовых актов, ничтожна. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

Также подлежит удовлетворению исковое требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки путем возврата сторонам все полученное по сделке.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Республики Алтай удовлетворить.

Признать недействительным договор купли-продажи от 22.11.2010, заключенный между МУУ Редакция газеты «Чуйские зори» и Бурбуеву Е.Н. по продаже транспортного средства ГАЗ 3110, №.

Применить последствия недействительности ничтожной сделки путем возврата сторонам все полученное по сделке, обязав МУУ Редакция газеты «Чуйские зори» возвратить Бурбуеву Е.Н. денежные средства в размере 35 300 рублей, а Бурбуева Е.Н. передать автомобиль ГАЗ 3110, №, 2001 года выпуска, паспорт ТС: серия 52 КВ, №, № двигателя *№*, выданного ДД.ММ.ГГГГ, МУУ Редакция газеты «Чуйские зори».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.

Мотивированное решение изготовлено 27 декабря 2010 года.

Судья Э.В. Ялбакова