О признании незаконным бездействия ответчиков и об обязании устранения нарушений требований законодательства в области воинской обязанности и военной службы.



          Дело №2-478/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2011 года         с. Кош-Агач

Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи

                                                 Лубеницкого Н.Г.,

при секретаре

                                          Булбановой Э.В.,

с участием заместителя прокурора

                                                  Мечушева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Кош-Агачского района Республики Алтай в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к администрации муниципального образования «Кош-Агачский район», Управлению образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район», МОУ «Жана-Аульская СОШ» о признании незаконным бездействия ответчиков и об обязании устранения нарушений требований законодательства в области воинской обязанности и военной службы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кош-Агачского района Республики Алтай обратился в суд с заявлением взащиту прав, свобод изаконных интересов неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к администрации муниципального образования «Кош-Агачский район», Управлению образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район», МОУ «Жана-Аульская СОШ» о признании незаконным бездействия ответчиков и об обязании устранения нарушений требований законодательства в области воинской обязанности и военной службы, указывая, что проведенной проверкой установлено, что в МОУ «Жана-Аульская СОШ», согласно приложению № 1 совместного приказа Министра обороны Российской Федерации № 96 Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2010 года «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» и утвержденной инструкции, отсутствуют нормативно-правовые документы, а именно: Конституции РФ, ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», общевойсковые уставы Вооруженных сил Российской Федерации, по количеству обучающихся в классе. Учебная литература: учебник по основам безопасности жизнедеятельности, учебное пособие по основам медицинских знаний по количеству обучающихся в классе. Учебно-наглядные пособия, медицинское имущество, средства индивидуальной защиты общевойсковой противогаз по количеству обучающихся в классе, компас по количеству обучающихся в классе, основы стрельбы из стрелкового оружия 7, 62 мм (или 5, 45 мм) модернизированный автомат Калашникова. Спортивный городок с элементами полос препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). Указанные нарушения могут создать угрозу жизни и здоровью воспитанников, число которых невозможно точно установить и персонифицировать, что обуславливает возможность прокурора в порядке ст. 206 ГПК РФ установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий.

В судебном заседании заместитель прокурора района Мечушев А.А. требования поддержал в полном объеме, обосновав доводами, изложенными в заявлении, просил заявление удовлетворить.

В судебное заседание представитель Управления образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район» Язакчинова А.Ф. и директор МОУ «Жана-Аульская СОШ», не явились, уведомлены надлежащим образом, имеется заявление о признании требований прокурора района и о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика- администрации МО «Кош-Агачский район» Абдолданов С.М. признал требования прокурора района в части устранения нарушений, а именно обеспечить компасами по количеству обучающихся в классе, оборудовать спортивным городком с элементами полос препятствий, оборудовать стрелковый тир или место стрельбы (электронный стрелковый тренажер), а в части признания незаконным бездействие иск не признал, о чем в деле имеются его заявления.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, считает требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст.3 Конвенции ООН «О правах ребенка» государство обязано обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст.ст. 12, 13 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны. До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения.

Согласно ч. 7 ст. 14 Закона РФ от 10.07.92 г. № 3266-1 «Об образовании» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.

Согласно совместного приказа Министра обороны Российской Федерации № 96 Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2010 года «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя предметный кабинет с учебными наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Согласно п. 19 ч. 2 ст. 32 ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 к компетенции образовательного учреждения входит создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.92 г. № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относится обеспечение зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

Согласно ч. 3 ст. 50 Федерального закона РФ от 06.10.03 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время может находиться в собственности муниципальных районов.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании ст. 124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.92 г. № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относится обеспечение зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона РФ от 06.10.03 г. № 131-ФЗ администрация района наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.

Статьей 15 Федерального закона РФ от 06.10.03 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.7 Устава Муниципального образования «Кош-Агачский район» в ведении муниципального образования находится организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования.

В соответствии с Уставом образовательного учреждения учредителем данных учреждений является администрация муниципального образования «Кош-Агачский район» в лице Управления образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район».

Согласно выписке из реестра муниципального имущественного фонда собственником и балансодержателем зданий школ и детских дошкольных образовательных учреждений на территории Кош-Агачского района, Республики Алтай, является администрация МО «Кош-Агачский район».

Уставом муниципального образования «Кош-Агачский район» администрация наделена полномочиями по обеспечению исполнительно-распорядительных функций по эффективному решению вопросов местного значения Кош-Агачского муниципального района в интересах населения, разработке проекта местного бюджета, проектов планов и программ развития муниципального района, управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности, по созданию муниципальных предприятий и учреждений и иные полномочия.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района по заданию прокуратуры Республики Алтай была проведена проверка исполнения законодательства о военно-патриотическом воспитании молодежи, о воинской обязанности и военной службе за период 2008-2009г.г. в ходе которой было установлено, в МОУ «Жана-Аульская СОШ» отсутствует предметный кабинет, спортивный городок, элементы полос препятствий, учебные и наглядные пособия старые, макеты автоматов и технические средства обучения не укомплектованы до необходимого количества.

20.05.2010 прокуратурой района было направлено представление об устранении нарушений законодательства о военно-патриотическом воспитании молодежи на имя Начальника Управления образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район». На указанное представление 04.06.2010 поступил ответ о том, что Управление принимает исчерпывающие меры по недопущению подобных нарушений и издан приказ от 04.06.2010 №301 «Об осуществлении контроля за военно-патриотическим воспитанием в муниципальных общеобразовательных учреждений».

14.10.2010 прокуратурой района было направлено представление об устранении нарушений законодательства о военно-патриотическом воспитании молодежи на имя Главы администрации МО «Кош-Агачский район» Ефимова Л.Н.. На указанное представление от главы 24.11.2010 поступил ответ о том, что нарушения имеют место быть и они устраняются.

В судебном заседании установлено, что ответчиками администрацией МО «Кош-Агачский район» и МОУ «Жана-Аульская СОШ» принимались меры по устранению нарушений требований законодательства в области воинской обязанности и военной службы, после того, как прокурором района было внесено представление на имя Главы администрации, о чем в материалах дела имеются письменные доказательства. Из указанный нарушений, ими устранено большинство, не устраненными в настоящее время остались: обеспечить компасами по количеству обучающихся в классе, оборудовать спортивным городком с элементами полос препятствий, оборудовать стрелковый тир или место стрельбы (электронный стрелковый тренажер), о признании которых и ответчиками было написано заявление.

В соответствии со ст.39 ГПК РФ, ответчики вправе признать иск.

Согласно ст. 68 ГПК РФ, признание стороной фактов, на которых другая сторона основывает свои требования, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих фактов. Следовательно, факт признания ответчиками исковых требований истца, освобождает истца от доказывания фактов, изложенных в заявлении.

Суд принял признание части иска ответчиками, следовательно, в соответствии со ст.173 ГПК РФ, при признании части ответчиками иска и принятии его судом выносится решение об удовлетворении части заявленных истцом требований.

Подлежит удовлетворению и требование прокурора района о признании незаконным бездействие должностных лиц Управления образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район», выразившееся в не принятии мер по устранению нарушений требований законодательства в области воинской обязанности и военной службы, поскольку ответчиками не представлены в суд доказательства об обратном.

Таким образом, учитывая признание иска ответчиками в части и принятии его судом, принятие мер ответчиками по устранению нарушений, заявленные требование прокурора района подлежат удовлетворению в части, а именно о признании незаконным бездействие должностных лиц Управления образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район», выразившееся в не принятии мер по устранению нарушений требований законодательства в области воинской обязанности и военной службы и об обязывании администрацию муниципального образования «Кош-Агачский район», Управление образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район», МОУ «Жана-Аульская СОШ» принять меры по устранению нарушений требований законодательства в области воинской обязанности и военной службы, а именно: - обеспечить компасами по количеству обучающихся в классе, оборудовать спортивным городком с элементами полос препятствий и стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). В остальной части заявление удовлетворению не подлежит.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая удовлетворение требования прокурора района об обязывании ответчиков совершить определенные действия по устранению нарушений требований законодательства в области воинской обязанности и военной службы, объем работ, которые необходимо выполнить, суд считает целесообразным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, - до 01 октября 2011 года.                                                                                                                           

Руководствуясь ст. ст.98, 194-199,206 ГПК РФ, суд                                                              

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Кош-Агачского района Республики Алтай удовлетворить в части.

Признать незаконным бездействие должностных лиц Управления образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район».

Обязать администрацию муниципального образования «Кош-Агачский район», Управление образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район», МОУ «Жана-Аульская СОШ»- принять меры по устранению нарушений требований законодательства в области воинской обязанности и военной службы, а именно:

- обеспечить нормативно правовыми документами Конституцией РФ, ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», общевойсковыми уставами Вооруженных сил Российской Федерации, по количеству обучающихся в классе.

- обеспечить учебной литературой, учебниками по основам безопасности жизнедеятельности, учебным пособием по основам медицинских знаний по количеству обучающихся в классе.

- обеспечить учебно-наглядными пособиями, плакатами или электронными изданиями, текст военной присяги, воинские звания и знаки различия, военная форма одежды, ордена России.

- обеспечить медицинским имуществом, средствами индивидуальной защиты.

- обеспечить общевойсковыми противогазами по количеству обучающихся в классе.

- обеспечить компасами по количеству обучающихся в классе.

- обеспечить пособиями по основам стрельбы из стрелкового оружия 7, 62 мм (или 5, 45 мм) модернизированный автомат Калашникова.

- оборудовать спортивным городком с элементами полос препятствий.

- оборудовать стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Установить администрации муниципального образования «Кош-Агачский район», Управлению образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район», МОУ «Жана-Аульская СОШ» срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - до 01 октября 2011 года.

В удовлетворении требования прокурора Кош-Агачского района Республики Алтай о признании незаконным бездействие должностных лиц администрации МО «Кош-Агачский район» и МОУ «Жана-Аульская СОШ», отказать.

            Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.

Судья                                                                                                                   Н.Г. Лубеницкий