с. Кош-Агач 14 июня 2011 года Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе: председательствующего Лубеницкого Н.Г., при секретаре Булбановой Э.В., с участием заместителя прокурора Пиндык С.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кош-Агачского района Республики Алтай в интересах Батыровой Г.А., Тайлуновой В.М., Джаткамбаевой Б.К., к МУ "Управление социального развития" МО "Кош-Агачский район" о признании незаконными бездействия и об обязании выделении денежных средств для покрытия расходов коммунальных услуг льготной категории граждан, УСТАНОВИЛ: Прокурор Кош-Агачского района Республики Алтай в интересах Батыровой Г.А., Тайлуновой В.М., Джаткмабаевой Б.К. обратился в суд с иском к Министерству финансов Республики Алтай, МУ "Управление социального развития" МО "Кош-Агачский район" о признании незаконными бездействия и об обязании выделении денежных средств для покрытия расходов коммунальных услуг льготной категории граждан, мотивируя доводы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг льготной категории граждан по заявлениям граждан в связи с не предоставлением им в необходимом объеме льготного твердого топлива, льгот на возмещение расходов, связанных с освещением жилого помещения. Прокурор района просит обязать Министерство финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай выделить денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением и доставкой твердого топлива и оплаты электроэнергии затраченной на освещение занимаемого гражданами жилого помещения, обязать МУ «Управление социального развития» МО «Кош-Агачский район» по поступлению денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением и доставкой твердого топлива дров и угля и оплаты электроэнергии, затраченной на освещение занимаемого гражданами жилого помещения, приобрести и доставить для указанных граждан твердое топливо в указанном количестве и выплатить компенсацию за использованную электроэнергию, затраченную на освещение занимаемого ими жилого помещения. Определением Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 20 апреля 2011 года с учетом мнения истцов, гражданские дела соединены в одно производство. В судебном заседании заместитель прокурора района Пиндык С.В. уточнил исковые требования и просил обязать Муниципальное учреждение «Управление социального развития администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» выплатить компенсацию за использованную электроэнергию, затраченную на освещение занимаемого жилого помещения нижеприведенных работников образования (за 2009-2010 годы): Батыровой Г.А.-2077,71 рублей, Тайлуновой В.М.- 2108,07 рублей, Джаткамбаевой Б.К.- 2869,93 рублей. В судебное заседание граждане, в интересах которых подано исковое заявление, не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствии. В судебном заседании представитель ответчика Шанданова А.Н., действующая на основании доверенности №1 от 11.04.2011 года, просила в удовлетворении иска отказать, указывая, что Муниципальное учреждение «Управление социального развития» (далее Управление) возражает на уточненное исковое заявление прокурора, в связи с тем, что требуемая компенсация выплачивается за период 2009-2010 гг., в то время обязанность по обеспечению твердым топливом и электроэнергией педагогических работников лежала на Российской Федерации и Республики Алтай, как субъекта Российской Федерации. В соответствии с абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Федерального закона «Об образовании», Законом Республики Алтай «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай» от 07.07.2008г. №78-РЗ, финансовое обеспечение мер социальной поддержки педагогических работников лежат на Российской Федерации и Республике Алтай. Полномочиями органов местного самоуправления является определенный круг полномочий, в соответствии с которым они обязываются предоставлять меры социальной поддержки отдельным категориям граждан. Данный круг полномочий определен Законом Республики Алтай №1-РЗ от 12.01.2006г. в соответствии, с которым органам местного самоуправления в частности МУ «Управлению социального развития» (далее Управление) переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по законам РФ и РА в статье 1 перечислены 15 пунктов, в которых содержатся конкретные наименования законов и иных нормативно-правовых актов. Среди этих нормативно правовых актов не указаны меры социальной поддержки педагогических работников. То есть полномочия по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам не переданы органам местного самоуправления. Ссылка прокурора о том, что согласно постановления Совета Министров СССР от 10.02.1948г. №246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ сельской местности», обязанность по обеспечению твердым топливом и бесплатным освещением возложена на исполкомы сельских и поселковых советов неправомерна в связи с тем, что Управление не является правопреемником данных поселковых и сельских советов. Тем более что поселковые и сельские советы в настоящий момент ликвидированы. В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Таким образом, обеспечение топливом и бесплатным освещением педагогических работников не является обязанностью Управления. Тем более что ни одним нормативно-правовым актом эти полномочия не переданы управлению. Управление осуществляет свою деятельность на основании Устава, в которым в разделе V указан круг полномочий, в пределах которых управление осуществляет свою деятельность. В частности в пунктах 1,2 раздела V указано, что управление исполняет обязанности указанные в Законах №1-РЗ от 12.01.2006г. и №25-РЗ от 18.04.2008г. В которых еще раз повторяем, не указано предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам. Таким образом, обязательства по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам в соответствии со статьей 4 Закона РА от 7 июля 2008 г. N 78-РЗ являются обязательствами Республики Алтай и Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Алтай от 10.06.2009г. №128 педагогические работники подают заявление в уполномоченные органы местного самоуправления на предоставление мер социальной поддержки. А поскольку Республика Алтай не уполномочивала органы местного самоуправления по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам, то соответственно обязанности по предоставлению мер социальной поддержки лежат на Республике Алтай и Российской Федерации. Порядок предоставления, установленный Постановлением Правительства Республики Алтай от 01.09.2005г. №158 не может быть применен в отношении педагогических работников, поскольку он регулирует отношения по предоставлению мер социальной поддержки работникам сельской местности по Закону Республики Алтай от 07.06.2005г. №43-РЗ. Порядок предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам установлен в Постановлении Правительства Республики Алтай от 10.06.2009г. №128. В соответствии с которым предоставляются денежные компенсации на основании предоставленных документов указанных в пункте 4 Правил возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате твердого топлива педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай в домах, не имеющих центрального отопления. Среди перечня указанных документов, которые должны предоставить педагоги, имеются также платежные документы и договоры купли-продажи, поскольку Прокурором не предоставлены платежные документы о покупке твердого топлива педагогическими работниками за период 2009-2010гг., то соответственно компенсации за топливо они не могут получить, если считать, что они имеют право на меры социальной поддержки по указанному Постановлению, в соответствии с размером жилой площади. Таким образом, если педагогические работники имеют право на меры социальной поддержки по оплате за топливо, то только в денежном выражении в виде компенсации, в соответствии с вышеуказанными правилами, поскольку на сегодняшний день не имеется других действующих правил по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам. Частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса РФ установлено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. В данном случае компенсация подразумевается как денежная выплата. Поскольку нормативно-правовые акты Республики Алтай и Жилищный кодекс устанавливает денежный вариант компенсации, то соответственно обязанность по закупке твердого топлива и его доставке педагогическим работникам не имеет под собой правого основания. В данном случае статья 8 Федерального закона от 29.12.2004г. №189-ФЗ указывает на то, что до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Поскольку Закон РА от 7 июля 2008 г. N 78-РЗ и Постановление Правительства от 10.06.2009г. №128 действуют еще с 2008 года то соответственно меры социальной поддержки педагогическим работникам должны предоставляться по ним и соответственно в виде денежной компенсации и за счет средств республиканского бюджета с учетом денежных средств федерального бюджета. Требование об обеспечении топливом и бесплатным освещением в указанном размере не может быть предъявлено к Управлению по вышеуказанным основаниям, а также в связи с тем, что Управление не является главным или просто распорядителем бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Управление является получателем бюджетным средств и соответственно расходует его по принципу адресности и целевого характера бюджетных средств в соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса РФ. В соответствии со статьей 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации по принципу подведомственности бюджетной системы управление является получателем бюджетных средств, подведомственным главному распорядителю. При получении бюджетных средств появляются денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения. Рамки полномочий Управления установлены в разделе 5 Устава Управления. В данном случае, поскольку Управление является получателем бюджетных средств, то оно ограничено рамками полномочий установленных статьей 162 Бюджетного кодекса РФ в соответствии, с которым Управление исполняет бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований. То есть, таким образом Управление расходует те денежные средства, которые предусмотрены бюджетом и носят целевой характер, в связи с тем, что в бюджете Республики Алтай и МО «Кош-Агачский район» не предусмотрено предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам по Закону №78-РЗ, то соответственно осуществлять такие полномочия Управление не имеет прав, поскольку средства находящиеся на счетах Управления носят целевой характер и не могут, использованы по другому основанию, соответственно удовлетворить требования педагогических работников мы не можем. Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к выводу об удовлетворении иска в полном объеме по следующим основаниям. Согласно пунктов «е», «ж» ст. 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Ст. 55 Закона Российской Федерации №3266 от 10.07.1992 года «Об образовании», п. 30 ст. 16 Закона РФ от 22.08.2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» педагогическим работникам предоставлено право на льготы в натуральной форме - на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности, что является федеральной мерой социальной поддержки педагогическим работникам, а субъектам Российской Федерации передано право определять порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам тем организациям, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги. Согласно преамбуле Закона Республики Алтай от 07.07.2008 года № 78-РЗ «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай», в соответствии со ст. 55 Закона РФ «Об образовании» в целях формирования межбюджетных отношений настоящий Закон устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, проживающим в сельской местности Республики Алтай и работающим в государственных или муниципальных учреждениях образования, культуры, искусства, здравоохранения, социальной защиты, расположенных в сельской местности, а также указанным педагогическим работникам, вышедшим на трудовую пенсию по старости, если педагогический стаж работы этих работников в сельской местности составляет не менее десяти лет и ко дню выхода на трудовую пенсию по старости (инвалидности) они пользовались мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. Согласно ст. 1, 3, 4 вышеуказанного Закона РА, предусматривается, что в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения подлежат возмещению следующие виды расходов: плата за отопление жилого помещения, в том числе приобретение и доставка твердого топлива при отсутствии центрального отопления. Возмещение организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки, производится на основании заключенных с организациями договоров. Возмещение организациям, гражданам расходов, связанных с обеспечением педагогических работников, проживающих в домах, не имеющих централизованного отопления, твердым топливом, осуществляется на основании заключенных договоров по объемам твердого топлива, соответствующим потребности для отопления 1 кв. м. общей площади жилого дома согласно приложению к настоящему Закону. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. В соответствии со п. 7 ст. 1 Закона Республики Алтай «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки, социального обслуживания отдельных категорий граждан и управления охраной труда» от 23.12.2005 г. органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, состоящими, в том числе, и по предоставлению мер социальной поддержки, установленных Законом Республики Алтай 07.06.2005 года №43-РЗ «О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай». Согласно ст.1,2 Закона Республики Алтай от 07.06.2005 года №43-РЗ «О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай» настоящий Закон распространяется на педагогических работников образовательных учреждений Республики Алтай и муниципальных образовательных учреждений. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением указанным гражданам предоставляются в форме ежемесячной либо единовременной денежной выплаты, либо в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения. Согласно п.1 раздела 5 Устава МУ «Управление социального развития» Управление исполняет государственные полномочия в части социальной поддержки отдельных категорий граждан по закону Республики Алтай от 12.01.2006 года №1-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки, социального обслуживания отдельных категорий граждан и управления охраной труда». Таким образом, из положений вышеуказанного законодательства следует, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется органами местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета. Согласно ч, 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие ЖК РФ. Следовательно, федеральное законодательство сохраняет для граждан работников образования льготы в натуральной форме. При этом ни ранее действующее, ни действующее в настоящее время федеральное законодательство не ограничивают указанное право педагогических работников ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг, ни количеством проживающих совместно с педагогическим работником членов семьи. Каких-либо полномочий, направленных на установление ограничения или уменьшения объема этого права, субъектам Российской Федерации не предоставлено. Учитывая изложенное, Батырова Г.А., Тайлунова В.М., Джаткамбаева Б.К. имеют право на социальную поддержку в виде обеспечения их в натуральном виде твердым топливом для отопления и освещения используемого ими жилья. В судебном заседании установлено, что перед указанными гражданами-педагогами истцами имеется задолженность за недопоставленное топливо в виде дров и угля и по выплате компенсации за использованную электроэнергию, затраченную на освещение занимаемого жилого помещения, данные обстоятельства сторонами не оспаривались. Таким образом, судом установлено, что педагогическим работникам, обратившимся в суд с исковыми требованиями, меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным и республиканским законодательством, в виде обеспечения твердым топливом и выплате компенсации за использованную электроэнергию, затраченную на освещение занимаемого жилого помещения за 2009-2010 годы, не были предоставлены в полном объеме, в связи с чем суд приходит к выводу о нарушении прав истцов и удовлетворении требований в полном объеме. Доводы ответчика о том, что МУ «Управление социального развития» является ненадлежащим ответчиком, суд находит несостоятельными, поскольку финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется органами местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета, на них же возлагается обязанность по заключению договоров по объемам твердого топлива. Доводы ответчика о том, что финансирование расходов, связанных с представлением мер социальной поддержки, осуществляется за счет средств республиканского бюджета, без этого возмещения меры социальной поддержки МУ «Управление социального развития» не могут быть осуществлены, суд находит не состоятельным, так как право истцов на своевременное получение предоставленных им социальных льгот, не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств. Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Кош-Агачского района Республики Алтай удовлетворить. Обязать Муниципальное учреждение «Управление социального развития администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» выплатить компенсацию за использованную электроэнергию, затраченную на освещение занимаемого жилого помещения нижеприведенных работников образования (за 2009-2010 годы): - Батыровой Г.А. - 2077,71 рублей; - Тайлуновой В.М.- 2108,07 рублей; - Джаткамбаевой Б.К.- 2869,93 рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай. Мотивированное решение изготовлено 17 июня 2011 года.