Дело №2-1376/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 ноября 2011 года с. Кош-Агач председательствующего судьи Лубеницкого Н.Г., при секретаре Керексибесовой А.С., с участием заместителя прокурора Мечушева А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Кош-Агачского района Республики Алтай в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к администрации МО «Кош-Агачский район», Управлению образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район», МОУ «Жана-Аульская СОШ» о признании незаконным бездействия ответчиков и об обязании устранения нарушений, УСТАНОВИЛ: Прокурор Кош-Агачского района Республики Алтай обратился в суд с заявлением взащиту прав, свобод изаконных интересов неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к администрации муниципального образования «Кош-Агачский район», Управлению образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район», МОУ «Жана-Аульская СОШ» о признании незаконным бездействия ответчиков по несоблюдению правил антитеррористической защищенности и об обязании устранения выявленных нарушений, указывая, что проведенной проверкой установлено, что в МОУ «Жана-Аульская СОШ» и детсаде «Балдырган», расположенном на территории Казахского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай имеются следующие нарушения: не оборудованы устройствами тревожной сигнализации (ТС); обеспечены наружным освещением по периметру здания лишь частично, что не соответствуют предъявляемым требованиям антитеррористической защищенности; детский садик «Балдырган» и МОУ «Жана-Аульская СОШ» не обеспечены телефонной связью; отсутствует система видеонаблюдения, в связи с чем, не установлен контроль за всеми помещениями в здании детского сада «Балдырган», частичное ограждение МОУ «Жана-Аульская СОШ» и детсада «Балдырган» не соответствует предъявляемым требованиям антитеррористической защищенности. Указанные нарушения могут создать угрозу жизни и здоровью воспитанников, число которых невозможно точно установить и персонифицировать, что обуславливает возможность прокурора в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд с требованием о защите прав и законных интересов данных лиц. Прокурор района просит признать незаконным бездействие должностных лиц МО «Кош-Агачский район», Управления образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район», МОУ «Жана-Аульская СОШ»в части несоблюдения правил антитеррористической защищенности по выявленным нарушениям и обязать администрацию муниципального образования «Кош-Агачский район», Управление образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район», МОУ «Жана-Аульская СОШ» устранить выявленные нарушения правил антитеррористической защищенности, а именно: - оборудовать устройствами тревожной сигнализации (ТС) МОУ «Жана-Аульская СОШ» и детсад «Балдырган»; - обеспечить достаточным наружным освещением периметр здания МОУ «Жана-Аульская СОШ» и детсад «Балдырган»; - обеспечить телефонной связью МОУ «Жана-Аульская СОШ», детсад «Балдырган»; - обеспечить системой видеонаблюдения помещение детсада «Балдырган»; - устранить недостатки в ограждении территории МОУ «Жана-Аульская СОШ» и детсада «Балдырган». В судебном заседании заместитель прокурора района Мечушев А.А. требования поддержал в полном объеме, обосновав доводами, изложенными в заявлении, просил заявление удовлетворить и установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено- до 31 декабря 2011 года. В судебном заседании представитель ответчика- администрации МО «Кош-Агачский район» Абдолданов С.М. признал требования прокурора района и просил установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено- до 01 сентября 2013 года. В судебном заседание представитель Управления образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район» Абдолданова М.А. признала требования прокурора района. В судебное заседание представитель МОУ «Жана-Аульская СОШ», не явился, уведомлен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, считает требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. В соответствии с «Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий. В соответствии с п. 6.1 статьи 15 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2011 г. к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, и участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В соответствии с п. 11 статьи 15 федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2011 г. организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время так же входит в перечень вопросов местного значения муниципального района. В соответствии со ст. 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Право на образование является одним из основных неотъемлемых конституционных прав граждан РФ, предусмотренное ст. 43 Конституции РФ. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.92 г. № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относится обеспечение зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Согласно ст. 34 Федерального закона РФ от 06.10.03 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Предупреждение (профилактика) терроризма регулируется Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», однако регламентация порядка предупреждения (профилактики) терроризма изложена в Типовой инструкции по организации защиты объектов Министерства образования, науки и молодежной политики на территории Республики Алтай от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера, утвержденной Антитеррористической комиссией Республики Алтай. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Конвенции ООН «О правах ребенка» государство обязано обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Статья 7 Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. №68-ФЗ требует проведение мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайной ситуации, заблаговременно. В соответствии с Уставом, учредителем МОУ «Жана-Аульская СОШ» является администрация муниципального образования «Кош-Агачский район» в лице Управления образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район». В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ч. 3 ст. 50 Федерального закона РФ от 06.10.03 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время может находиться в собственности муниципальных районов. На основании ст. 124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Статьей 15 Федерального закона РФ от 06.10.03 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Уставом муниципального образования «Кош-Агачский район» администрация наделена полномочиями по обеспечению исполнительно-распорядительных функций по эффективному решению вопросов местного значения Кош-Агачского муниципального района в интересах населения, разработке проекта местного бюджета, проектов планов и программ развития муниципального района, управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности, по созданию муниципальных предприятий и учреждений и иные полномочия. Учитывая отсутствие у МОУ «Жана-Аульская СОШ» и детсада «Балдырган», денежных средств на устранение нарушений требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности и пожарной безопасности, наличие субсидиарной ответственности Управления образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район» по обязательствам МОУ «Жана-Аульская СОШ» и детсада «Балдырган», как учредителя МОУ «Жана-Аульская СОШ» и детсада «Балдырган» расходы по устранению нарушений требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности следует возложить на Управление образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район» за счет средств бюджета МО «Кош-Агачский район». В судебном заседании установлено, что прокуратурой района была проведена проверка образовательных учреждений района на предмет предупреждения угрозы возникновения пожаров и соблюдения антитеррористической защищенности в ходе которой было установлено, что в МОУ «Жана-Аульская СОШ» и детсаде «Балдырган», расположенных на территории Казахского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай имеются следующие нарушения: не оборудованы устройствами тревожной сигнализации (ТС); обеспечены наружным освещением по периметру здания лишь частично, что не соответствуют предъявляемым требованиям антитеррористической защищенности; детский садик «Балдырган» и МОУ «Жана-Аульская СОШ» не обеспечены телефонной связью; отсутствует система видеонаблюдения, в связи с чем, не установлен контроль за всеми помещениями в здании детского сада «Балдырган»; частичное ограждение МОУ «Жана-Аульская СОШ» и детсада «Балдырган» не соответствует предъявляемым требованиям антитеррористической защищенности в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении требований в полном объеме. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая удовлетворение требования прокурора района об обязывании ответчиков совершить определенные действия по устранению нарушений требований законодательства, объем работ, которые необходимо выполнить, суд считает целесообразным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, - до 01 октября 2012 года. Руководствуясь ст. ст.98, 194-199,206ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Кош-Агачского района Республики Алтай удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации МО «Кош-Агачский район», Управления образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район» и администрации МОУ «Жана-Аульская СОШ» в части несоблюдения правил антитеррористической защищенности по выявленным нарушениям. Обязать администрацию муниципального образования «Кош-Агачский район», Управление образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район», МОУ «Жана-Аульская СОШ»- устранить выявленные нарушения правил антитеррористической защищенности: - оборудовать устройствами тревожной сигнализации (ТС) МОУ «Жана-Аульская СОШ» и детсад «Балдырган»; - обеспечить достаточным наружным освещением периметр здания МОУ «Жана-Аульская СОШ» и детсад «Балдырган»; - обеспечить телефонной связью МОУ «Жана-Аульская СОШ», детсад «Балдырган»; - обеспечить системой видеонаблюдения помещение детсада «Балдырган»; - устранить недостатки в ограждении территории МОУ «Жана-Аульская СОШ» и детсада «Балдырган». Установить администрации муниципального образования «Кош-Агачский район», Управлению образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район», Муниципальному общеобразовательному учреждению «Жана-Аульская СОШ» срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - один год со дня вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай. Судья Н.Г. Лубеницкий