Решение от 03.11.2011.- о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования (по иску Ултариковой Л.Р. к МО `Кош-Агачский район`, МО `Мухор-Тархатинское сельское поселение`) Судебный акт не обжалован.



Дело № 2-1354/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 ноября 2011 года                                                                                                с. Кош-Агач

Кош-Агачский районный суд Республики Алтай

в составе:

Председательствующего судьи

                  Лубеницкого Н.Г.,

при секретаре

                    Булбановой Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело иску Ултариковой Л.Р. к администрации МО «Кош-Агачский район», к администрации МО «Мухор-Тархатинское сельское поселение» о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,

УСТАНОВИЛ:

Ултарикова Л.Р. обратилась в суд с иском к администрации МО «Кош-Агачский район», администрации МО «Мухор-Тархатинское сельское поселение» о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования, указывая на то, что с покойным <данные изъяты> ФИО3 проживали в жилом доме с 1982 года по адресу: <адрес>. Жилой дом был выделен мужу как работнику колхоза для проживания с семьей, а в 1992 году был продан ФИО3 колхозом «<данные изъяты> Право собственности на земельный участок по вышеуказанному адресу зарегистрировано в УФРС по Республике Алтай на имя ФИО3 После смерти <данные изъяты> истец в течение 6 месяцев к нотариусу не обратилась, однако фактически приняла наследство. Ултарикова Л.Р. просит признать право собственности в порядке наследования на жилой <адрес>, общей площадью 78,0 кв.м., в том числе жилой площадью 54,5 кв.м. и на земельный участок общей площадью 300 кв.м.

В судебное заседание истец Ултарикова Л.Р. не явилась, извещена надлежащим образом, о чем имеется уведомление.

В судебное заседание представители администрации МО «Кош-Агачский район», администрации МО «Мухор-Тархатинское сельское поселение» не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствии, против заявленных требований Ултариковой Л.Р. не возражали.

Суд, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, в частности, из протокола заседания правления колхоза «50 лет СССР» от 27.01.1992 года, что правление колхоза решило продать деревянный дом ФИО3 На основании справки - выписки из похозяйственной книги №57 от 01.04.2011 технический паспорт на жилой дом по адресу: <адрес> выдан на имя Ултариковой Л.Р. Из справки №270 от 24.06.2011, выданной администрацией МО «Мухор-Тархатинское сельское поселение» следует, что Ултарикова Л.Р. проживает в жилом доме по указанному адресу с 1982 года. Кроме того, из справки №57 от 01.04.2011 администрации МО «Мухор-Тархатинское сельское поселение» усматривается, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения постоянно до дня смерти проживал по адресу: <адрес>.

Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав на вышеуказанную квартиру отсутствуют. Из справок: № 269 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией МО «Мухор-Тархатинское сельское поселение», №220 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией МО «Кош-<адрес>» усматривается, что жилой <адрес> по адресу <адрес> в муниципальной собственности не числится. Из кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ №0410/211/11-751 усматривается, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером № 04:10:030502:61 указан ФИО3 Согласно свидетельству о государственной регистрации права 02РА 037375 за ФИО3 зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 300 кв.м. по адресу: <адрес>.

Из свидетельства о смерти I-ИЛ № 523329, выданного 26.03.2008 Комитетом по делам ЗАГС Республики Алтай Отдел ЗАГС Кош-Агачского района следует, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.

Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Соответственно, 26.03.2002 года открылось наследство после смерти ФИО3 в виде 1/2 части жилого <адрес> земельного участка, расположенных в <адрес>.

Согласно ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Из свидетельства о заключении брака I-БЭ № 010582, выданного Кош-Агачским райбюро ЗАГС Горно-Алтайской автономной области усматривается, что ФИО3 и ФИО5 заключили брак, после заключения брака присвоены фамилии: мужу - ФИО3, жене - Ултарикова. Из справки № 1688 от 14.09.2011г., следует, что в составе семьи Ултариковой Л.Р. никто не значится.

Ултарикова Л.Р., жена умершего ФИО3, фактически вступила в управление наследственным имуществом, проживая в указанном доме. Из ответа нотариуса Кош-Агачского нотариального округа Республики Алтай следует, что после смерти ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, заявлений о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону или (и) по завещанию в Кош-Агачской нотариальной конторе не зарегистрировано.

Согласно ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Таким образом, материалами дела того, что признание права собственности на жилой дом и земельный участок, нарушает права и законные интересы третьих лиц, а также будет создавать угрозу жизни и здоровью граждан, не установлено.

Отсутствие надлежащим образом оформленных правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности умершего собственника, препятствует истцу в установленном порядке зарегистрировать право собственности.

            В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В силу ст. 9,12 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению выбирают способ защиты гражданских прав. Одним из таких способов является требование о признании права судом.

На основании вышеизложенного, исковые требования Ултариковой Л.Р. к администрации МО «Кош-Агачский район», к администрации МО «Мухор-Тархатинское сельское поселение» о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

        Исковые требования Ултариковой Л.Р. удовлетворить.

Признать право собственности за Ултариковой Л.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> на жилой <адрес> в <адрес>, общей площадью 78,0 кв.м., в том числе жилой площадью 54,5 кв.м. и на земельный участок общей площадью 300 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>.

Решение суда является основанием для регистрации права собственности на установленный решением суда объект недвижимости в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня его вынесения через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.

Судья                                                                                                   Н.Г. Лубеницкий