Решение от 29.12.2011, о признании решения Совета депутатов МО `Кош-Агачский район` №20-7 от 23.09.2011 недействующим со дня издания, (по заявлению прокурора Кош-Агачского района) Решение не обжаловано.



                                                                                                      Дело № 2-2600/2011                                                                                                                       

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 декабря 2011 года                                                                                       с. Кош-Агач

Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи                                                    Алеховикова В.А.,                                                  

при секретаре                                                                                 Ногоймоновой В.С.,

с участием заместителя прокурора                                              Пиндык С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кош-Агачского района о признании решения районного Совета депутатов МО «Кош-Агачский район» №20-7 от 23.09.2011 «О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Кош-Агачский район» Республики Алтай в части пункта 1 недействующим со дня издания,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кош-Агачского района обратился в суд с заявлением о признании решения районного Совета депутатов МО «Кош-Агачский район» №20-7 от 23.09.2011 «О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Кош-Агачский район» Республики Алтай в части пункта 1 недействующим со дня издания, обязании опубликовать в газете «Чуйские зори» решение суда либо сообщение о принятом решении, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой района на предмет соответствия требованиям федерального законодательства проверено решение районного совета депутатов МО «Кош-Агачский район» № 20-7 от 23.09.2011 «О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Кош-Агачский район» Республики Алтай». По результатам проверки установлено, что пункт 1 данного решения не соответствует требованиям ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» № 67-ФЗ от 12.06.2002 и Закона РА «О муниципальных выборах в РА» № 14-РЗ от 05.05.2011. Пунктом 1 вышеуказанного муниципального правого акта в пункт 1 статьи 16 Устава муниципального образования «Кош-Агачский район» внесены изменения, согласно которым выборы депутатов проводятся по одномандатным избирательным округам с применением мажоритарной системы относительного большинства. А часть 18 статьи 35 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» № 67-ФЗ от 12.06.2002 и часть 5 статьи 4 Закона РА «О муниципальных выборах в РА» № 14-РЗ от 05.05.2011 устанавливают, что не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяется между списками кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Количество депутатов в Совете депутатов МО «Кош-Агачский район» составляет более 20 человек, следовательно, вышеуказанные требования республиканского и федерального законодательства должны распространяться на указанный представительный орган местного самоуправления. На территории МО «Кош-Агачский район» установлена и действует система муниципальных выборов депутатов Совета депутатов МО «Кош-Агачски район» не соответствующая требованиям федерального законодательства.

В судебное заседание представитель заинтересованных лиц: Совета депутатов МО «Кош-Агачский район» и администрации МО «Кош-Агачский район» не явился, просил об отложении рассмотрения дела в связи с нахождением в командировке.

Согласно ч.2 ст. 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается судом в течение месяца со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора. В зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Поскольку заинтересованные лица являются юридическими лицами, суд приходит к выводу, что нахождение их представителя в командировке не является уважительной причиной, и полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, поскольку он надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании заместитель прокурора Пиндык С.В. настаивал на заявленных требованиях по доводам, изложенным в заявлении.

В предыдущем судебном заседании представитель заинтересованных лиц Абдолданов С.М. с заявленными требованиями не согласился, представил письменные возражения, из которых следует, что согласно части 3 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ) гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения; в соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. В соответствии с п. «в» ст. 71, п. «н» ч.1 ст. 72, ч.1,2 ст. 76 Конституции Российской Федерации, ч.3 ст.23 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.2 ст.4 Закона Республики Алтай «О муниципальных выборах в Республике Алтай» от 05.05.2011 № 14-РЗ в Устав МО «Кош-Агачский район» внесены изменения и выбрано мажоритарная система относительного большинства. По смыслу приведенных положений, реализация определенных ими регулятивных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области муниципальных выборов, по общему правилу, связана с необходимостью установления нескольких (альтернативных) видов избирательных систем, из которых местные сообщества самостоятельно выбирают наиболее приемлемую и соответствующую местным условиям избирательную систему, и закрепляют ее в своих уставах.

Выслушав заместителя прокурора, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что 23.09.2011 районным Советом депутатов МО «Кош-Агачский район» принято решение №20-7 «О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Кош-Агачский район» Республики Алтай. Пункт 1 данного решения предусматривает внесение дополнения в пункт 1 статьи 16 Уставамуниципального образования «Кош-Агачский район» и изложение в следующей редакции: «Выборы депутатов проводятся по одномандатным избирательным округам с применением мажоритарной системы относительного большинства».

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

05.10.2011 решение №20-7 «О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Кош-Агачский район» Республики Алтай опубликовано в газете «Чуйские зори».

Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает.

В силу п.6 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек.

Как следует из п.п. 1 и 2 решения районного Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» (первая сессия второго созыва) от 17.03.2008 №1-2 принята информация территориальной избирательной комиссии района к сведению и посчитали, что выборы депутатов районного Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» проведены в соответствии с Законом Республики Алтай «О муниципальных выборах в Республике Алтай» и избрано 23 депутата районного Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» второго созыва. Районный Совет депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» и депутаты районного Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» второго созыва в соответствии с п.1 ст.33 Устава муниципального образования «Кош-Агачский район» приступили к осуществлению своих обязанностей.     

Согласно п.3.1 ст.23 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.

Аналогичное требование закреплено в п.18 ст.35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.5 ст.4 Закона Республики Алтай от 05.05.2011 N 14-РЗ «О муниципальных выборах в Республике Алтай».

Таким образом, в судебном заседании установлено, что решение районного Совета депутатов МО «Кош-Агачский район» №20-7 от 23.09.2011 «О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Кош-Агачский район» Республики Алтай в части пункта 1 противоречит нормативно-правовым актам, обладающим большей юридической силой, а именно: п.3.1 ст.23 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.18 ст.35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.5 ст.4 Закона Республики Алтай от 05.05.2011 N 14-РЗ «О муниципальных выборах в Республике Алтай».

Письменные возражения представителя районного Совета депутатов МО «Кош-Агачский район» суд оставляет без внимания, поскольку они не основаны на требованиях действующего законодательства.

Отсутствие государственной регистрации оспариваемого акта не может служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, поскольку он был официально опубликован в газете «Чуйские зори».

В силу ч.2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку решение районного Совета депутатов МО «Кош-Агачский район» №20-7 от 23.09.2011 «О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Кош-Агачский район» до вынесения решения суда в оспариваемой части не применялось, и на основании этого акта не были реализованы права граждан и организаций, суд признает указанное решение недействующим в оспариваемой части со дня его издания.

В соответствии с ч.3 ст.253 ГПК РФ, а также ст. 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» сообщение о принятом решении опубликовать в газете «Чуйские зори».

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд        

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора Кош-Агачского района удовлетворить.

Признать решение районного Совета депутатов МО «Кош-Агачский район» №20-7 от 23.09.2011 «О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Кош-Агачский район» Республики Алтай в части пункта 1 недействующим со дня его издания.

Сообщение о принятом решении опубликовать в газете «Чуйские зори».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.

Судья                                                                                               В.А. Алеховиков

Мотивированное решение изготовлено 30.12.2011