Решение от 26.12.2011, дело о взыскании задолженности за коммунальные услуги (истец: Кумашева Т.Д., ответчики: МУ `Управление социального развития`, Министерство труда и социального развития РА) Решение не обжаловано.



Дело №2-2761/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 декабря 2011 года         с. Кош-Агач

Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Алеховикова В.А.,

при секретаре Ногоймоновой В.С.,

с участием истца Кумашевой Т.Д.,

представителя ответчика Шандановой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кумашевой Т.Д. к МУ «Управление социального развития» МО «Кош-Агачский район», Министерству труда и социального развития Республики Алтай о взыскании задолженности по коммунальным услугам,

У С Т А Н О В И Л:

Кумашева Т.Д. обратилась в суд с иском к МУ «Управление социального развития» МО «Кош-Агачский район», Министерству труда и социального развития Республики Алтай о взыскании задолженности за коммунальные услуги, мотивируя свои требования тем, что работает методистом в сельском доме культуры МО «Село Кош-Агач» пользуется коммунальными услугами как льготная категория граждан, работающих в бюджетной сфере, то есть в сфере культуры. Ежегодно ей выдавали 5 кубометров дров и 4 тонны угля. В 2010 году заменили твердое топливо дрова и уголь деньгами. 1 кубометр дров стоит 1200 рублей. За пять кубометров дров - 6000 рублей, и замена 4 тонн угля дровами по цене за 1 кубометр - 1200 рублей. Общая сумма составляет 17 200 рублей, которые МУ «Управление социального развития» до сих пор не выплатило. Акты купли-продажи сданы в МУ «Управление социального развития» в сентябре 2010 года.

Истица просила взыскать с ответчиков 17200 рублей, а также расходы по уплате госпошлины в размере 488 рублей.

Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Республики Алтай в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании истица Кумашева Т.Д. настаивала на удовлетворении исковых требований, обосновав доводами, изложенными в иске.

Представитель МУ «Управление социального развития» Шанданова А.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что Кумашевой Т.Д. как работником культуры действительно сданы документы на возмещение расходов по приобретению твердого топлива, однако выделенных денежных средств на оплату единовременной денежной выплаты за топливо в 2010 году не хватило, чтобы возместить всем работникам сельской местности расходы по оплате за топливо. В связи со сложившейся ситуацией в 2010 направлялись заявки с Министерство труда и социального развития Республики Алтай, увеличения объема финансирования не было, поступило письмо, о том, что оплату задолженности за предыдущие годы за счет средств 2011 года не производить. Требование об обеспечении топливом не может быть предъявлено к Управлению, так как Управление не является главным или просто распорядителем бюджетных средств, Управление является получателем бюджетных средств и расходует его по принципу адресности и целевого характера бюджетных средств. Рамки полномочий МУ «Управление социального развития» установлены в разделе 5 Устава Управления. Поскольку Управление является получателем бюджетных средств, то оно ограничено рамками полномочий, установленных статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми Управление исполняет бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассгнований. Управление не является надлежащим ответчиком по делу. Обязательства по выделению денежных средств, а также предоставление мер социальной поддержки лежат на Республике Алтай, в частности на Министерстве финансов Республики Алтай, и просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, считает требования истца о взыскании задолженности по коммунальным услугам не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Пунктом «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Согласно ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет соответствующих бюджетов.

Право специалистов в области культуры и искусства, работающих в государственных и муниципальных учреждениях культуры и искусства, образовательных учреждениях, на социальную поддержку закреплено в Законе Республики Алтай №43-РЗ от 07.06.2005 «О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай» и они значатся в Перечне должностей работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай, которым предоставляются меры социальной поддержки, утвержденный Постановлением Правительства Республики Алтай от 26.09.2005 № 175.

В соответствии с п.7 ст.1 Закона Республики Алтай «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки, социального обслуживания отдельных категорий граждан и управления охраной труда» от 12.01.2006 органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, состоящими, в том числе и по предоставлению мер социальной поддержки, установленных вышеуказанным Законом Республики Алтай.

В силу п.п.5 п.1 ст.1 Закона №43-РЗ от 07.06.2005 «О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай» к категориям работников, которым предоставляются меры социальной поддержки относятся специалисты в области культуры и искусства, работающие в государственных и муниципальных учреждениях культуры и искусства, образовательных учреждениях.

В соответствии со ст.3 Закона №43-РЗ от 07.06.2005 «О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай» финансовое обеспечение мер социальной поддержки, является расходным обязательством Республики Алтай и осуществляется за счет республиканского бюджета и является целевым.

Согласно п. 6 Порядка финансирования расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате топлива некоторым категориям работников, проживающих в сельской местности на территории Республики Алтай (Приложение №2 к Постановлению Правительства Республики Алтай от 01.09.2005 № 158), действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, денежная компенсация определяется органами социальной защиты населения и предоставляется на основании платежных документов либо договоров купли-продажи твердого топлива. Выплата денежной компенсации производится в срок не позднее 3 месяцев со дня предоставления документов, в пределах средств, поступивших в местный бюджет из республиканского бюджета Республики Алтай.

Согласно п.1 раздела 5 Устава МУ «Управление социального развития» Управление исполняет государственные полномочия в части социальной поддержки отдельных категорий граждан по Закону Республики Алтай от 12.01.2006 №-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки, социального обслуживания отдельных категорий граждан и управления охраной труда».

Из материалов дела усматривается, что Кумашева Т.Д. является работником сельского дома культуры (что подтверждается трудовой книжкой), и пользуется коммунальными услугами как льготная категория граждан, работающая в бюджетной сфере, то есть в сфере культуры.

Согласно справке МУ «Управление социального развития» МО «Кош-Агачский район» №1067 от 14.11.11 Кумашева Т.Д. действительно состоит на учете МУ «Управление социального развития» МО «Кош-Агачский район». За 2010 год не получила возмещение твердого топлива в связи с недофинансированием денежных средств из республиканского бюджета: твердое топливо (дрова) - 6000, твердое топливо (уголь) 11 200, всего - 17 200. с момента поступления денежных средств за компенсацию твердого топлива 2010г. Работникам культуры, ЕДК за твердое топливо будет перечислено своевременно.

В соответствии с ответом Министерства финансов Республики Алтай №03-05-11/2032 от 07.09.2011 следует, что бюджетные ассигнования на предоставление мер социальной поддержки некоторым категориям работников, проживающих и работающих в сельской местности Республики Алтай, рассчитаны в соответствии с Методикой, утвержденной Законом Республики Алтай от 12.01.2006 №1-РЗ, исходя из численности работников, согласно установленному Правительством Республики Алтай Перечню должностей работников, в который входят и специалисты в области культуры и искусства, работающие в государственных и муниципальных учреждениях культуры. Бюджету МО «Кош-Агачский район» на 2010 год на указанные цели было предусмотрено 15 290 тысяч рублей, в которых расходы на льготы работникам культуры предусмотрены в полном объеме. Органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Алтай самостоятельно осуществляют распределение полученных их республиканского бюджета Республики Алтай субвенций по категориям граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Алтай от 07.06.2005 №43-РЗ «О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай».

Доводы ответчика МУ «Управление социального развития» МО «Кош-Агачский район» финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется за счет республиканского бюджета, без этого возмещения меры социальной поддержки МУ «Управление социального развития» не могут быть осуществлены, суд находит несостоятельными, так как право истца на своевременное получение предоставленных ему социальных льгот, не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 26.12.2011 учредителем 31.10.2011 принято решение о ликвидации МУ «Управление социального развития» и о формировании ликвидационной комиссии, о чем налоговым органом на основании уведомления от 03.11.2011 о принятии решения о ликвидации юридического лица и формировании ликвидационной комиссии 11.11.2011 внесены в ЕГРЮЛ соответствующие сведения.

Из чего суд делает вывод о том, что МУ «Управление социального развития» находится в стадии ликвидации, и с этой целью сформирована ликвидационная комиссия.

Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Пунктом 2 статьи 62 того же Кодекса предусмотрено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным Кодексом, другими законами.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации (пункт 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 5 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются за счет имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Из буквального толкования указанных норм, а также пункта 4 статьи 64 указанного Кодекса следует, что соответствующие требования кредиторов о взыскании задолженности юридического лица, находящегося в стадии ликвидации, должны быть заявлены к ликвидационной комиссии, в которой в силу пункта 3 статьи 62 того же Кодекса переходят полномочия по управлению делами юридического лица, и если требования отклонены либо не рассмотрены, кредитор вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении спорного требования за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Таким образом, судом установлено, что перед Кумашевой Т.Д. как работником культуры имеется задолженность по выплате компенсационных расходов на приобретение твердого топлива в размере 17 200 рублей за 2010 года, обязанность возместить которые лежала на МУ «Управление социального развития» МО «Кош-Агачский район», находящегося в настоящий момент в стадии ликвидации.

Требования, предъявленные истцом к Министерству труда и социального развития Республики Алтай удовлетворению не подлежат, поскольку оно не является надлежащим ответчиком.

Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за их пределы лишь в случаях, предусмотренных законом. Право определения ответчика, предмета иска и обстоятельств, на которых основано исковое требование, принадлежит истцу и не может быть изменено судом.

Истцом требования к ликвидационной комиссии МУ «Управление социального развития» не заявлены, ходатайств о привлечении ее в качестве ответчика при рассмотрении настоящего иска не поступало. Доказательств обращения в ликвидационную комиссию с целью соблюдения досудебного порядка урегулирования спора истцом не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Кумашева Т.Д. избрала ненадлежащий способ защиты своего права, предъявило иск к ненадлежащим ответчикам.

Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Кумашевой Т.Д. к МУ «Управление социального развития» МО «Кош-Агачский район», Министерству труда и социального развития Республики Алтай о взыскании задолженности по коммунальным услугам отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.

Судья                                                                                   В.А. Алеховиков

Мотивированное решение изготовлено 30.12.2011