Решение от 24.01.2012 года, о признании права на внеочередное предоставление жилья. Судебный акт не обжалован



                                                                                                                         Дело №2-18/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 января 2012 года                                                                                               с. Кош-Агач

                                              

Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи                                                     Алеховикова В.А.,

при секретаре                                                                                  Ногоймоновой В.С.,

с участием представителя ответчика                                            Абдолданова С.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Елдошевой И.А. к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании права на внеочередное предоставление жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Елдошева И.А. обратилась в суд с иском к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании права на внеочередное предоставление жилья в собственность на территории Кош-Агачского района Республики Алтай в течение одного месяца со дня вступления в законную силу, мотивируя свои требования тем, что ее родители: мать ФИО умерла 16.11.1979, отец ФИО1 умер 21.06.1980 в Кош-Агачском районе. На день смерти родителей она была малолетней и ее опекуном назначена бабушка ФИО3 После смерти бабушки, опекуном была назначена ФИО2 В настоящее время она (истица) проживает в г.Горно-Алтайске с двумя несовершеннолетними детьми, жилье снимает, прописана временно у своих родственников. 12.12.2007 главой администрации МО «Кош-Агачский район» ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с тем, что ей исполнилось 29 лет. По запросу отдела образования МО «Онгудайский район» был получен ответ начальника отдела образования МО «Кош-Агачский район» о том, что Елдошева И.А. не поставлена на учет в связи с тем, что Федеральный закон №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вступил в законную силу по достижении ей 18 лет.

До судебного заседания истец Елдошева И.А. и представитель истца Унукова О.Т. представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Кош-Агачский район» Абдолданов С.М. представил возражения на исковое заявление, пояснив, что Елдошева И.А., как сирота, после смерти опекуна ФИО3 проживала до совершеннолетия у назначенного опекуна ФИО2 Обратилась в администрацию с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилье, когда ей исполнилось 29 лет. До 23 лет ни Елдошева И.А., ни ее опекун ФИО2 с заявлением о предоставлении жилого помещения не обращались, в связи с чем, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к следующему выводу.

Согласно ст.38 ч. 1 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В соответствии с п.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья (ч. 2 ст. 8 Закона).

Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, учтенных в качестве нуждающихся в жилом помещении до исполнения ими 23 лет.

Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

В свидетельстве о рождении Табыловой И.А. выданного 06.08.1993 Отделом ЗАГС администрации Кош-Агачского района в графе отец указан ФИО1, в графе мать - ФИО Из свидетельств о смерти , следует, что ФИО умерла 16.11.1979, ФИО1 умер 21.06.1980. Решением исполнительного комитета Кош-Агачского районного Совета народных депутатов от 28.11.1980 ФИО3 назначена опекуном и утверждена получателем пенсии по случаю потери кормильца несовершеннолетней Табыловой И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Постановлением главы Кош-Агачской районной администрации от 14.09.1993 после смерти опекуна, ФИО2, сестра, назначена опекуном Табыловой И.А., которая утверждена получателем пенсий, пособий и компенсаций, что подтверждается и настольным реестром подопечных детей и местом жительства значится с.Курай Кош-Агачского района. Из похозяйственной книги №1 Курайского сельского Совета народных депутатов следует, что Табылова И.А. в 1992 проживала в семье ФИО2 в с.Курай.

По сообщению зам.главы Елинского сельского поселения Онгудайского района от 22.01.2012 №86 следует, что согласно выписке из похозяйственных книг, хранящихся в архиве сельской администрации Елинского сельского поселения, Елдошева И.А. действительно проживает в <адрес> Онгудайского района Республики Алтай с 1997 года.

На заявление ФИО2 от 03.12.2007 о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья племяннице, как сироте, администрацией МО «Кош-Агачский район» отказано по причине достижения Елдошевой И.А. на момент подачи заявления 29 лет, кроме того, Елдошева И.А. проживала в <адрес> Онгудайского района, а дети сироты обеспечиваются жилым помещением вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.

Из ответа начальника Управления образования МО «Кош-Агачский район» № 630 от 26.05.2010 на запрос отдела образования Онгудайского района усматривается, что Табылова И.А. на основании постановления №64 от 14.09.1993 администрации МО «Кош-Агачский район» признана нуждающейся в государственной поддержке в связи со смертью родителей, однако Федеральный закон №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вступил в законную силу с 21.12.1996, когда Табыловой И.А. исполнилось 18 лет, то есть до принятия и действия указанного закона, поэтому она не поставлена на учет.

Согласно данным паспорта 22.04.1997 истица зарегистрировала брак с ФИО4

Из материалов дела усматривается, что до достижения истицей возраста 23 лет в установленном порядке с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении к ответчику не обращалась. В судебном заседании Елдошева И.А. подтвердила, что не обращалась в органы исполнительной власти Кош-Агачского района с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО2 показала, что истица приходится ей племянницей, в 1993 году она (ФИО2) была назначена ее опекуном. Инга училась тогда в 8 классе и проживала с ее (ФИО2) семьей. В 1995 году окончила 10 классов, ей было 17 лет, и поехала учиться в Ининское техническое училище. До декабря 1996 года как круглая сирота получала бесплатное питание и вещи. Потом она уехала в <адрес> Онгудайского района. Социальный работник ФИО5, которая работала с 1993 по 1997 год, сказала, что племянница может пользоваться всеми льготами, положенными сироте, до 21 года, заявление писать не надо, она автоматически будет включена в список. С заявлением в органы исполнительной власти Кош-Агачского района о постановке Елдошевой (Табыловой) И.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении она (ФИО2) не обращалась.

Как следует из преамбулы Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 №159-ФЗ, а также из статьи 1 указанного закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статья 39 Конституции Российской Федерации предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

Постановления главы Кош-Агачской районной администрации Республики Алтай №64 от 14.09.1993 «Об установлении опекунства над несовершеннолетней Табыловой И.А.» ФИО2 назначена опекуном несовершеннолетней Табыловой И.А., утверждена получателем пенсий, пособий и компенсаций. Из данного постановления не следует, что истица признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 №159-ФЗ не предусмотрена обязанность органов исполнительной власти автоматически ставить на учет качестве нуждающейся в жилом помещении детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также детей, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Достижение лицом 23-летнего возраста, не вставшим на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, является основанием для отказа в удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, так как установленные законом условия выполнены не были.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Елдошевой И.А. к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании права на внеочередное предоставление жилья в собственность на территории Кош-Агачского района Республики Алтай в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Елдошевой И.А. к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании права на внеочередное предоставление жилья в собственность на территории Кош-Агачского района Республики Алтай в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.

Судья                                                                                     В.А. Алеховиков

Мотивированное решение изготовлено 30.01.2012