Решение от 01.02.2012, по делу о восстановлении на работе, взыскании морального вреда. Судебный акт не обжалован



Дело №2-29/2012Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

01 февраля 2012 года с. Кош-Агач

Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Алеховикова В.А.,

при секретаре Керексибесовой А.С.,

с участием помощника прокурора Дедина А.С.,

истца Ерленбаевой М.Т.,

представителя ответчика Майхиева С.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ерленбаевой М.Т. к Бюджетному учреждению Республики Алтай «Природный парк «Зона покоя Укок» о восстановлении на работе,

        

У С Т А Н О В И Л:

Ерленбаева М.Т. обратилась в суд с иском к Бюджетному учреждению Республики Алтай «Природный парк «Зона покоя Укок» о восстановлении на работе, указывая на то, что она с 11.01.2009 работала в БУ РА «Природный парк «Зона покоя Укок» исполняющей обязанности научного сотрудника. 29.09.2011 ей предоставили отпуск по беременности и родам. Приказом №1 от 15.11.2011 ее уволили с работы, в связи с выходом на работу основного работника ФИО Ерленбаева М.Т. просит отменить приказ №1 от 15.11.2011 БУ РА «Природный парк «Зона покоя Укок» как незаконный, поскольку она находилась в отпуске по беременности и родам, и восстановить ее на работе в должности научного сотрудника БУ РА ПП «Зона покоя «Укок».

В судебном заседании Ерленбаева М.Т. настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Майхиев С.Т. возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что на должности научного сотрудника учреждения работала ФИО до ухода в отпуск по уходу за ребенком. На период отпуска ФИО по срочному трудовому договору №1 от 11.01.2009 принята Ерленбаева М.Т. 20.10.2011 на имя директора БУ РА «Природный парк «Зона покоя Укок» поступило заявление от ФИО о выходе на работу с 15.11.2011. В связи с выходом на работу работника, за которым сохранялось рабочее место, приказом от 15.11.2011 прекращено действие трудового договора №1, заключенного 11.01.2009 с Ерленбаевой М.Т. Статьей 261 Трудового кодекса Российской Федерации установлены определенные гарантии беременным женщинам, женщинам, имеющим детей, и лицам, воспитывающим детей без матери, при расторжении трудового договора. Частью 2 данной статьи установлено, что в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении, медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности. Данное правило обязательно для работодателей, кроме случая заключения срочного трудового договора на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможности перевести беременную женщину до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу, которую она может выполнять с учетом состояния здоровья. Согласно штатному расписанию БУ РА «Природный парк «Зона покоя Укок» вакантных должностей на момент выхода из отпуска ФИО в учреждении не было, следовательно, увольнение Ерленбаевой М.Т. является правомерным. Фактически на работу с 15.11.2011 ФИО и до настоящего времени не выходила. Сначала предупредила, что с 15.11.2011 выйдет на работу, в связи с чем им вынесен приказ об увольнении временного работника Ерленбаевой М.Т. Но затем ФИО позвонила и сказала, что не сможет выйти на работу с 15.11.2011 и попросила отпуск без содержания. Пояснила, что заявление представит позже. 23.12.2011 от ФИО поступило заявление о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы, справка подтверждающая, что она находится на 18-19 неделе беременности и листок нетрудоспособности с 23.12.2011 по 10.05.2012. По этой причине 24.12.2011 им издан приказ №12/2 о предоставлении отпуска по беременности и родам, в соответствии с которым научному сотруднику ФИО предоставлен отпуск по беременности и родам с 23.12.2011 по 10.05.2012.

Выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст.16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом, а также на основании фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.

Когда заключается срочный трудовой договор, то в нем указывается срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом (ст.57 Трудового кодекса Российской Федерации).

Срочный трудовой договор заключается на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы.

11.01.2009 между ГУ РА Природный парк «Зона покоя Укок» и Ерленбаевой М.Т. заключен трудовой договор №1, согласно которому Ерленбаева М.Т. принята на должность научного сотрудника до выхода на работу научного сотрудника. То есть между сторонами заключен срочный трудовой договор.

Штатным расписанием БУ РА «Природный парк «Зона покоя Укок» предусмотрена 1 штатная единица научного сотрудника.

Как следует из пояснений сторон Ерленбаева М.Т. принята на должность научного сотрудника временно, до выхода на работу основного научного сотрудника ФИО

Приказом №09-6 от 30.09.2011 научному сотруднику Ерленбаеву М.Т. предоставлен отпуск по беременности и родам с 28.09.2011 по 14.02.2012.

20.10.2011 ФИО направила на имя директора БУ РА «Природный парк «Зона покоя Укок» заявление, где просила в связи с окончанием отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет считать ее приступившей к работе с 15.11.2011. Данное заявление поступило к работодателю 14.11.2011.

В этот же день 14.11.2011 ответчиком в адрес истца Ерленбаевой М.Т. направлено уведомление, из которого следует, что в связи с выходом на работу основного работника ФИО с 15.11.2011 трудовое соглашение с ней (Ерленбаевой М.Т.) будет расторгнуто.

15.11.2011 БУ РА «Природный парк «Зона покоя Укок» издан приказ 11/4, согласно которому в связи с окончанием отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет научному сотруднику ФИО приказано приступить к работе с 15.11.2011.

А также БУ РА «Природный парк «Зона покоя Укок» 15.11.2011 издан приказ о расторжении срочного трудового договора с Ерленбаевой М.Т. в связи с истечением срока на который он был заключен.

Как следует из врачебной справки №91, выданной МУЗ «Кош-Агачская ЦРБ», на момент увольнения Ерленбаева М.Т. была беременна, что также подтверждается свидетельством о рождении сына истицы ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из системного толкования положений ст.ст. 59, п.2 ч.1 ст.77, ч.1 ст.79 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что трудовые отношения с работником, с которым заключен срочный трудовой договор на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, сохраняются до выхода на работу отсутствовавшего работника.

Согласно п.1, 3 ст. 261 Трудового кодекса Российской Федерации расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

Допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Такого рода повышенная защита предоставляется законодателем беременным женщинам как нуждающимся в особой социальной защищенности в сфере труда, с тем чтобы, с одной стороны, предотвратить возможные дискриминационные действия недобросовестных работодателей, стремящихся избежать в дальнейшем необходимости предоставления им отпусков по беременности и родам, отпусков по уходу за ребенком, иных предусмотренных законодательством гарантий и льгот в связи с материнством (глава 41 Трудового кодекса Российской Федерации), а с другой - в силу того, что даже при наличии запрета отказывать в заключении трудового договора по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (часть третья статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации), поиск работы для беременной женщины чрезвычайно затруднителен.

Как следует из пояснений представителя ответчика Майхиева С.Т., данных в судебном заседании, с 15.11.2011 и до настоящего времени основной работник ФИО фактически на работу не выходила.

При таких обстоятельствах, основания для расторжения срочного трудового договора с Ерленбаевой М.Т., предусмотренные п.3 ст.79 Трудового кодекса Российской Федерации, не наступили, и ответчик не имел права ее увольнять.

Согласно п.1 ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случае признания увольнения незаконным, работник должен быть восстановлен на прежней работе.

Согласно п.60 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе.

В соответствии с ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно п.п.1 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации и ст.393 Трудового кодекса Российской Федерации работники при обращении в суд с исками о восстановлении на работе, взыскании заработной платы и иными требованиями, вытекающими из трудовых отношений, в том числе трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, освобождаются от уплаты судебных расходов.

В силу п.п.3 п.1 ст.333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц - 200 рублей.

С ответчика Бюджетного учреждения Республики Алтай «Природный парк «Зона покоя Укок» в доход бюджета МО «Кош-Агачский район» подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 200 рублей.

        Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ерленбаевой М.Т. удовлетворить.

Отменить Приказ Бюджетного учреждения Республики Алтай «Природный парк «Зона покоя Укок» от 15 ноября 2011 как незаконный.

Восстановить Ерленбаеву М.Т. в должности научного сотрудника Бюджетного учреждения Республики Алтай «Природный парк «Зона покоя Укок» с 15 ноября 2011 года.

Взыскать с Бюджетного учреждения Республики Алтай «Природный парк «Зона покоя Укок» в доход бюджета МО «Кош-Агачский район» расходы по уплате госпошлины в размере 200 рублей.

Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.

Судья                                                                                                   В.А. Алеховиков

Мотивированное решение изготовлено 06.02.2012.