Решение от 03.02.2012, по делу о признании незаконным бездействия администрации МО `Кош-Агачский район`. Судебный акт не обжалован



Дело №2-74/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 февраля 2012 года                        с. Кош-Агач

Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Алеховикова В.А.,

при секретаре Керексибесовой А.С.,     

с участием прокурора Морозова Е.В.,

представителя заинтересованного лица Абдолдановой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Кош-Агачского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании незаконным бездействие администрации МО «Кош-Агачский район»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кош-Агачского района обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, несовершеннолетних с иском к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании незаконным бездействия администрации МО «Кош-Агачский район», указывая, что в ходе проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение условий жизнедеятельности населения, защиту прав несовершеннолетних граждан, установлено, что на территории МО «Кош-Агачский район» во всех образовательных учреждения не имеется нормативного эксплуатационного запаса топлива. П.1 Инструкции об организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденной Приказом Минэнерго РФ №66 от 04.08.2008, установлены основные требования к нормированию запасов топлива при производстве организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, тепловой энергии. Согласно п.39 раздела 3 Инструкции для расчета размера нормативного эксплуатационного запаса топлива для отопительных (производственно-отопительных) котельных принимается плановый среднесуточный расход топлива наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, при этом нормативный эксплуатационный запас по твердому топливу берется из расчета 45 суток. В соответствии с Уставами муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений, учредителем данных учреждений является администрация МО «Кош-Агачский район» в лице Управления образования, спорта и молодежной политики» администрации МО «Кош-Агачский район». На балансе администрации МО «Кош-Агачский район» состоит 28 общеобразовательных учреждений, включая структурные подразделения и детские сады. Данные котельные отапливаются образовательными учреждениями: котельная МБОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» с. Кош-Агач, ежедневный расход угля в сутки 3 тонны, остаток угля 40 тонн, исходя из потребности твердого запаса топлива осталось на 13 дней; котельная начальной школы №2 детский сад «Улыбка» с. Кош-Агач, ежедневный расход угля в сутки 800 кг, остаток угля 8 тонн, исходя из потребности твердого запаса топлива осталось на 10 дней; котельная МБОУ «Кош-Агачская ООШ» с.Кош-Агач, ежедневный расход угля в сутки 2 тонны, остаток угля 36,4 тонны, исходя из потребности твердого запаса топлива осталось на 18 дней; котельная начальной школы детский сад №1 «Байтерек» с.Кош-Агач, ежедневный расход угля в сутки 1,6 тонны, остаток угля 27,1 тонны, исходя из потребности твердого запаса топлива осталось на 17 дней; котельная МБОУ «Тобелерская СОШ», ежедневный расход угля в сутки 2 тонны, остаток угля 40 тонн, исходя из потребности твердого запаса топлива осталось на 20 дней; котельная МБОУ «Ташантинская ООШ» с.Ташанта, ежедневный расход угля в сутки 340 кг, остаток угля 5 тонн, исходя из потребности твердого запаса топлива осталось на 14 дней; котельная МБОУ «Жана-Аульская СОШ» с.Жана-Аул, ежедневный расход угля в сутки 1140 кг, остаток угля 10 тонн, исходя из потребности твердого запаса топлива осталось на 8 дней; котельная МБОУ «Теленгит-Сортогойская СОШ» с.Теленгит-Сортогой», ежедневный расход угля в сутки 260 кг, остаток угля 8,7 тонны, исходя из потребности твердого запаса топлива осталось на 33 дня; котельная МБОУ «Кокоринская СОШ» с.Кокоря, ежедневный расход угля в сутки 1920 кг, остаток угля 79,5 тонн, исходя из потребности твердого запаса топлива осталось на 41 день; котельная МБОУ «Мухор-Тархатинская СОШ» с.Мухор-Тархата, ежедневный расход угля в сутки 1920 кг, остаток угля 37,7 тонн, исходя из потребности твердого запаса топлива осталось на 33 дня; котельная МБОУ «Ортолыкская СОШ» с. Ортолык, ежедневный расход угля в сутки 954 кг, остаток угля 37 тонн, исходя из потребности твердого запаса топлива осталось на 38 дней; котельная МБОУ «Курайская СОШ» с.Курай, ежедневный расход угля в сутки 954 кг, остаток угля 25 тонн, исходя из потребности твердого запаса топлива осталось на 26 дней; котельная МБОУ «Бельтирская СОШ» с.Бельтир, ежедневный расход угля в сутки 2099 кг, остаток угля 40 тонн, исходя из потребности твердого запаса топлива осталось на 19 дней. По состоянию на 24.01.2012 эксплуатационный запас угля в котельных общеобразовательных учреждений района составляет 3004 тонн, вместо положенных по норме 5003 тонны. Данного запаса угля хватит для обеспечения образовательного процесса теплом в течение 20 суток, что недопустимо, поскольку нормативный запас топлива в указанных общеобразовательных учреждениях отсутствует с 01.12.2011 и мер, направленных на его пополнение не принимается. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор Кош-Агачского района просил признать незаконным бездействие администрации МО «Кош-Агачский район» по созданию нормативного запаса топлива и обязать администрацию МО «Кош-Агачский район» создать 45-суточный запас топлива во всех общеобразовательных учреждениях района, включая структурные подразделения и детские сады, не менее 5003 тонны угля, и поддерживать его в течение всего отопительного сезона 2011-2012.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц: МБОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова», начальной школы №2 детский сад «Улыбка», МБОУ «Кош-Агачская ООШ», начальной школы детский сад №1 «Байтерек», МБОУ «Тобелерская СОШ», МБОУ «Ташантинская ООШ», МБОУ «Жана-Аульская СОШ», МБОУ «Теленгит-Сортогойская СОШ», МБОУ «Кокоринская СОШ», МБОУ «Мухор-Тархатинская СОШ», МБОУ «Ортолыкская СОШ», МБОУ «Чаган-Узунская СОШ», МБОУ «Курайская СОШ», МБОУ «Бельтирская СОШ» не явились, извещены надлежаще.

Представитель администрации МО «Кош-Агачский район» в судебное заседание также не явился, извещен надлежащим образом. О причинах неявки суд не известил. В предварительном судебном заседании 2 февраля 2012 года заявленные требования не признал.

В соответствии со ст.ст. 167, 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

В судебном заседании прокурор Морозов Е.В. поддержал требования в полном объеме, обосновав доводами, изложенными в заявлении. Уточнил требования и просил признать незаконным бездействие администрации МО «Кош-Агачский район» по созданию нормативного запаса топлива и обязать администрацию МО «Кош-Агачский район» создать 45-суточный запас топлива во всех общеобразовательных учреждениях района, включая структурные подразделения и детские сады, и поддерживать его в течение всего отопительного сезона 2011-2012. Также указал, что о бездействии администрации МО «Кош-Агачский район» свидетельствует отсутствие ее представителя в судебном заседании без уважительных причин, что подтверждает его безразличие к данному вопросу.

Представитель Управления образования, спорта и молодежной политики МО «Кош-Агачский район» Абдолданова М.А. в судебном заседании возражала против заявленных требований, пояснила, что не всегда добросовестно ведут себя поставщики угля.

Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст.46 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закона) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

В силу ч.1 ст.7 Закона мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь, в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Из п.1.2 Уставов муниципальных бюджетных учреждений общеобразовательных учреждений усматривается, что их учредителем является администрация МО «Кош-Агачский район» в лице управления образования, спорта и молодежной политики» администрации МО «Кош-Агачский район».

В соответствии с главой 2 ст.10 п.1 п.п.20 Устава МО «Кош-Агачский район» следует, что к вопросам местного значения МО «Кош-Агачский район» относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

По состоянию на 24 января 2012 года образовательными учреждениями Кош- Агачского района представлена следующая информация.

В котельной МБОУ «Ташантинская ООШ» с.Ташанта, ежедневный расход угля в сутки 340 кг, остаток угля 5 тонн, исходя из потребности твердого запаса топлива осталось на 14 дней; в котельной МБОУ «Курайская СОШ» ежедневный расход угля в сутки 954 кг, остаток угля 25 тонн, исходя из потребности твердого запаса топлива осталось на 26 дней; в котельной МБОУ «Бельтирская СОШ» с. Бельтир, ежедневный расход угля в сутки 2099 кг, остаток угля 40 тонн, исходя из потребности твердого запаса топлива осталось на 19 дней.

По состоянию на 3 февраля 2012 года образовательными учреждениями Кош- Агачского района представлена следующая информация.

В котельной МБОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» с.Кош-Агач, ежедневный расход угля в сутки 3,5 тонны, остаток угля 24,5 тонны, остаток угля 56,3 тонны; в котельной начальной школы №2 детский сад «Улыбка» ежедневный расход угля в сутки 1 100 кг, остаток угля 5 тонн; в котельной МБОУ «Кош-Агачская ООШ» ежедневный расход угля в сутки 2 тонны, остаток угля 27,4 тонны, исходя из потребности твердого запаса топлива осталось на 13 дней; в котельной начальной школы детский сад №1 «Байтерек» ежедневный расход угля в сутки 1,8 тонн, остаток угля 9,5 тонны, исходя из потребности твердого запаса топлива осталось на 6 дней; в котельной МБОУ «Тобелерская СОШ», ежедневный расход угля в сутки 2 тонны, остаток угля 61 тонна, исходя из потребности твердого запаса топлива осталось на 30,5 дней; в котельной МБОУ «Жана-Аульская СОШ» ежедневный расход угля в сутки около 2 тонн, остаток угля 47 тонн, исходя из потребности твердого запаса топлива осталось на 25 дней; в котельной МБОУ «Теленгит-Сортогойская СОШ» ежедневный расход угля в сутки 700 кг, остаток угля 25,8 тонн; в котельной МБОУ «Кокоринская СОШ» ежедневный расход угля в день 2,150 тонн, остаток угля 95 тонн; в котельной МБОУ «Мухор-Тархатинская СОШ» остаток угля 37 тонн; в котельной МБОУ «Ортолыкская СОШ» ежедневный расход угля в сутки 4 800 кг, остаток угля 62 тонны, исходя из потребности твердого запаса топлива осталось на 12 дней, в котельной детского сада «Солнышко» имеется 3 тонны угля, расход угля в день 3 000 тонны, запасов угля не имеется.

Представлением прокурора района от 31.01.2011, постановлениями о возбуждении дел об административном правонарушении и постановлениями по делам об административных правонарушениях в отношении общеобразовательных учреждений района по ст.6.4 КоАП РФ подтверждается нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено, что на день рассмотрения дела в суде в нарушение п.39 Инструкции об организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008 № 66, эксплуатационный запас по твердому топливу на 45 суток в образовательных учреждениях Кош-Агачского района не поддерживается.

Меры на его пополнение администрацией МО «Кош-Агачский район» не принимаются.

Администрацией МО «Кош-Агачский район» каких-либо доказательств, подтверждающих отсутствие бездействия с ее стороны по поддержанию эксплуатационного запаса угля на 45 суток в течение отопительного сезона 2011-2012 г.г. суду не представлено.

На основании вышеизложенного требования прокурора Кош-Агачского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании незаконным бездействия администрации МО «Кош-Агачский район» и возложении обязанности по созданию 45-суточного запаса топлива во всех общеобразовательных учреждениях района, включая структурные подразделения и детские сады, и поддержании его в течение всего отопительного сезона 2011-2012 г.г. подлежат удовлетворению.

Согласно п.п. 9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку главами 23 и 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ.

В случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением. С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ст.88 ГПК РФ).

При подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц госпошлина в соответствии с п.п.6 п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации для физических лиц составляет 200 рублей.

Поскольку прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, и заявленные требования удовлетворены с администрации МО «Кош-Агачский район» в доход бюджета МО «Кош-Агачский район» подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Кош-Агачского района Республики Алтай удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Муниципального образования «Кош-Агачский район» по созданию нормативного запаса топлива.

Обязать администрацию Муниципального образования «Кош-Агачский район» создать 45-суточный запас топлива во всех общеобразовательных учреждениях района, включая структурные подразделения и детские сады, и поддерживать его в течение всего отопительного сезона 2011-2012 г.г.

Взыскать с администрации МО «Кош-Агачский район» в доход бюджета МО «Кош-Агачский район» расходы по уплате госпошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.

Судья          В.А. Алеховиков

           Мотивированное решение изготовлено 08.02.2012.