Дело № 2-302/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 июня 2012 года с. Кош-Агач Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе: председательствующего судьи Долматовой Н.И. при секретаре Ахметовой О.А. с участием прокурора Морозова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Расул» об обязании оформить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ, подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности и получить паспорта на отходы, привести территорию АЗС в соответствие с требованиями законодательства об охране окружающей среды, произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и внести по ним плату, УСТАНОВИЛ: Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Расул» об обязании оформить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ, подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности и получить паспорта на отходы, привести территорию АЗС в соответствие с требованиями законодательства об охране окружающей среды, произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и внести по ним плату. В обосновании исковых требований указал, что автозаправочная станция (АЗС), расположенная по адресу: Кош-Агачский район, с. Кош-Агач, ул. Новочуйская, без нумерации между постом ГАИ и АЗС вместе с земельным участком принадлежащая на праве собственности Бегимбекову М.Ч. переданы в соответствии с договором аренды ООО «Расул». Данная АЗС эксплуатируется ответчиком вместе с земельными участками для осуществления предпринимательской деятельности по реализации ГСМ. 26 апреля 2012 года в ходе выездной проверки указанной АЗС были установлены следующие нарушения: АЗС эксплуатируется без проекта предельно допустимых выбросов и специального разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу; не разработаны, не согласованы паспорта на образующиеся в результате деятельности АЗС опасных отходов; при эксплуатации АЗС не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды, нарушены правила технической эксплуатации автозаправочных станций (отсутствуют канализационная система для сбора талых и ливневых вод, очистные сооружения, не оборудованы инженерными сооружениями по перехвату возможной аварийной утечки нефтепродуктов, не осуществляется раздельный сбор отходов). Кроме того, ответчиком не представлены за 1 квартал 2012 года расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и не внесена плата по ним. Просит обязать ответчика: разработать проектную документацию предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух и на ее основании получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности и получить паспорта на отходы; оборудовать на территории АЗС, расположенной по адресу: Кош-Агачский район, с. Кош-Агач, ул. Новочуйская, без нумерации, между постом ГАИ и АЗС, инженерные сооружения для обеспечения надлежащего отвода и сбора поверхностно-ливневых и талых вод, очистные сооружения для очистки производственных сточных вод, инженерные сооружения по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости автоцистерны. Обязать ответчика произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2012 год, согласовать их с Управлением Росприроднадзора по алтайскому краю и Республике Алтай и внести по ним плату за негативное воздействие на окружающую среду за указанный период времени. В судебном заседании прокурор Кош-Агачского района Морозов Е.В. исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представитель ответчика Матаев А.Ч., действующий на основании доверенности № 1 от 18 июня 2012 года заявил ходатайство о приобщении к материалам дела заявления о признании иска ответчиком в полном объеме, положение ст. 173 ГПК РФ ему разъяснены и понятны. Суд, выслушав мнение прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: Согласно ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов веществ. В силу ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», нормативы допустимых выбросов веществ устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В соответствии с ст. 14 Федерального закона № 96-ФЗ от 04 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Согласно ч. 7 ст. 15 Федерального закона № 96-ФЗ от 04 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха», запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена. В соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. В силу требований ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации Статья 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» указано, что при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека Согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Приказом Министерства энергетики от 01 августа 2001 года № 229 утверждены «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01)». В соответствии с п. 4.4. вышеуказанных Правил территория АЗС оборудуется канализационной системой, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод с поверхности проезжей части, локализацию разливов при сливе и отпуске нефтепродуктов. Согласно п. 18.4. данных Правил, сбор поверхностно-ливневых сточных вод обеспечивается со всей площади АЗС путем прокладки ливневой канализационной сети или создания соответствующих уклонов территории для направления стока на очистные сооружения. В п. 18.7. Правил предусмотрено, что территория АЗС в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов должна иметь твердое водонепроницаемое покрытие, огражденное по периметру бортиком высотой 200 мм. Территория должна иметь уклон в сторону лотков или колодцев. Покрытие территории должно быть выполнено из материалов, обеспечивающих максимально эффективный сбор проливов нефтепродуктов специальными средствами и защиту почв и подпочвенных грунтовых вод от загрязнения нефтепродуктами. Лотки должны иметь уклон к сборным колодцам (приямкам) через гидравлические или иного типа затворы. Площадка АЗС должна быть оборудована инженерными устройствами (сооружениями) по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости автоцистерны. В силу п. 18.9. вышеуказанных Правил для сбора разлитых нефтепродуктов допускается использовать песок, который размещается на территории АЗС в специальных контейнерах. Согласно п. 19.4. Правил загрязненные нефтепродуктами опилки, песок, другие материалы собираются в плотно закрывающийся контейнер, установленный в специально отведенном месте. Согласно ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. В соответствии с ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными. ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия па окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. В силу ст. 28 Федерального закона № 96-ФЗ от 04 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха», ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него, за размещение отходов с юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 № 632, согласно которому перечисление платежей за загрязнение окружающей природной среды осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации. Из содержания Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05 апреля 2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» следует, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» установлены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 № 557 «Об установлении сроков оплаты за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий уплате по итогам отчетного периода - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признает календарный квартал. Согласно п. 5.5.10 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 № 400, данная служба осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности по ведению государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух. В соответствии с приложением № 6 к Федеральному закону от 13 декабря 2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» главным администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду определена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, а администраторами - ее территориальные органы. В силу ч. 1 ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: в федеральный бюджет - 20%, в бюджет субъекта РФ - 40%, в местный бюджет - 40% от суммы уплаты. Частью 1 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ, установлено, что доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений. Согласно ст. 65 Бюджетного кодекса РФ, формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов. В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. В силу ч. 1 ст. 130 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Как установлено в судебном заседании в соответствии с уставом предметом деятельности ООО «Расул» является оптовая и розничная торговля моторным топливом, включая авиационное топливо. Согласно решению № 2 от 24 мая 2011 года директором ООО «Расул» назначен Бегимбеков М.Ч. на три года. Ответчик на основании договора аренды № 2 от 01 февраля 2012 года принял в аренду по 01 ноября 2012 года нежилое помещение, расположенное по адресу: Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Кош-Агач, ул. Новочуйская, между постом ГАИ и АЗС с земельным участком для использования под АЗС. 26 апреля 2012 года заместителем Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в присутствии директора ООО «Расул» Бегимбекова М.Ч. была проведена проверка АЗС расположенной в с. Кош-Агач, ул. Новочуйская, без нумерации, между постом ГАИ и АЗС. Согласно акта, составленного в ходе проверки от 26 апреля 2012 года было установлено, что на территории АЗС отсутствует канализационная система для сбора талых и ливневых вод, очистные сооружения для их очистки, а также емкость для их сбора. Территория АЗС в районе возможных утечек нефтепродуктов не ограждена бортиком высотой 200 мм со стороны р. Чаганка. Площадка АЗС не оборудована инженерными сооружениями по перехвату возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае аварийной разгерметизации автоцистерн. Раздельный сбор отходов (твердых бытовых и отходов, содержащих нефтепродукты) не осуществляется, имеется только один контейнер по их сбору. Данный акт подписан директором ООО «Расул», в ходе составления акта заявлений, замечаний и дополнений не поступало. Кроме того, согласно объяснению Бегимбекова М.Ч. от 26 апреля 2012 года расчеты платы за негативное воздействие за 1 квартал 2012 года не производил, нет разрешений на выброс вредных веществ ООО «Расул», паспорта на отходы тоже нет. Согласен с нарушениями, указанными в акте. 28 апреля 2012 года Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Республики Алтай было вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «Расул» Бегимбекова М.Ч. по ст. 8.1 КоАП РФ - несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства; ст. 8.2 КоАП РФ - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ - выброс вредных веществ в атмосферный воздух и вредное физическое воздействие на него без специального разрешения; ст. 8.41 КоАП РФ - невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду по тем нарушениям, которые были обнаружены в ходе проверки вышеуказанных АЗС 26 апреля 2012 года. Статьей 42 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Невыполнение ООО «Расул» требований законодательства об охране окружающей среды нарушает не только интересы Российской Федерации, Республики Алтай и МО «Кош-Агачский район», в области охраны окружающей среды, но и права граждан на благоприятную среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ. В соответствии со ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Суд не находит оснований отказать в принятии заявления ответчиков о признании ими исковых требований, так как данные признания иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Расул»: разработать проектную документацию предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух и на ее основании получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности и получить паспорта на отходы; оборудовать на территориях автозаправочных станций, расположенных по адресам: Кош-Агачский район, с. Кош-Агач, ул. Новочуйская, без нумерации между постом ГАИ и АЗС: инженерные сооружения для обеспечения надлежащего отвода и сбора поверхностно-ливневых и талых вод; очистные сооружения для очистки производственных сточных вод; инженерные сооружения по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости автоцистерны. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Расул» произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2012 года, согласовать их с Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай и внести по ним плату за негативное воздействие на окружающую среду за указанный период времени. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Расул» государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня вынесения через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай. Судья Н.И. Долматова