Дело №2-156/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 августа 2012 года с. Кош-Агач председательствующего судьи Алеховикова В.А., при секретаре Керексибесовой А.С., с участием помощника прокурора Енсибаева Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Кош-Агачского района Республики Алтай в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Бюджетному учреждению здравоохранения «Кош-Агачская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Республики Алтай, Министерству имущественных отношений Республики Алтай об обязании к приобретению и установке резервного источника электроснабжения - стационарного дизельного генератора в Беляшинской участковой больнице, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Кош-Агачского района Республики Алтай в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Бюджетному учреждению здравоохранения «Кош-Агачская центральная районная больница» об обязании к приобретению и установке резервных источников электроснабжения в обособленных структурных подразделениях, указывая, что в ходе проведения прокуратурой района исполнения законодательства в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций установлено, что в обособленных структурных подразделениях Бюджетного учреждения здравоохранения «Кош-Агачская центральная районная больница» отсутствуют резервные источники электроснабжения. В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Согласно ст.14 данного Федерального закона организации обязаны обеспечитьсоздание и поддержание в готовности к применению средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На основании п.2 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №1340 от 10.11.1996, резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В соответствии с п.8 Устава Бюджетного учреждения здравоохранения «Кош-Агачская центральная районная больница» Учреждение является юридическим липом со дня его государственнойрегистрации, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства,бланки, штампы, печать установленного образца со своим наименованием, а также другие средства индивидуализации. Согласно п.12 Устава Учреждение имеет следующие обособленные структурные подразделения без образования юридического лица, действующие па территории Кош-Агачскогорайона на основании положения утвержденного руководителем Учреждения: 1.Участковая больница, с.Беляши; 2. Сельская врачебная амбулатория, с.Бельтир; 3. Сельская врачебная амбулатория, с.Кокоря; 4. Сельская врачебная амбулатория, с.Жана-Аул; 5. Сельская врачебная амбулатория,с.Тобелер; 6. Фельдшерско-акушерскийпункт, с.Ташанта; 7. Фельдшерско-акушерскийпункт, с.Теленгит-Сортогой; 8.Фельдшерско-акушерский пункт с.Мухор-Тархата; 9. Фельдшерско-акушерский пункт, с.Ортолык; 10. Фельдшерско-акушерский пункт, с.Чаган-Узун; 11. Фельдшерско-акушерский пункт, с.Курай; 12. Фельдшерско-акушерский пункт, с.Кызыл-Таш. В соответствии с Приказом Министерстваздравоохранения и социального развития РФ» №540 от 25.08.2005 подведомственные учреждения должны приобрести автономные средства энергоснабжения. В нарушение вышеизложенных требованийв обособленных структурных подразделениях Бюджетного учреждения здравоохранения «Кош-Агачская центральная районная больница» отсутствуют аварийные источники электропитания. Таким образом, отсутствие резервных источников электроснабженияв обособленных структурных подразделениях ставит под угрозу здоровье и личное имущество граждан в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Прокурор района просил обязать Бюджетное учреждение здравоохранения Республики Алтай «Кош-АгачскаяЦРБ» установить резервные источники электроснабжения в обособленных структурных подразделениях, а именно: 1.Участковой больнице, с.Беляши; 2. Сельской врачебной амбулатории, с.Бельтир; 3. Сельской врачебной амбулатории, с.Кокоря; 4. Сельской врачебной амбулатории, с.Жана-Аул; 5. Сельской врачебной амбулатории,с.Тобелер; 6. Фельдшерско-акушерскомпункте, с.Ташанта; 7. Фельдшерско-акушерскомпункте с.Теленгит-Сортогой; 8. Фельдшерско-акушерский пункт с.Мухор-Тархата; 9. Фельдшерско-акушерском пункте, с.Ортолык; 10. Фельдшерско-акушерском пункте, с.Чаган-Узун; 11. Фельдшерско-акушерском пункте, с.Курай; 12. Фельдшерско-акушерском пункте, с.Кызыл-Таш. Впоследствии исковые требования уточнены. Прокурор просил обязать Бюджетное учреждение здравоохранения «Кош-Агачская центральная районная больница», Министерство имущественных отношений Республики Алтай, Министерство здравоохранения Республики Алтай установить резервный источник электроснабжения - стационарный дизельный генератор в Беляшинской участковой больнице. В судебном заседании помощник прокурора Енсибаев Д.М. настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований. Представитель Бюджетного учреждения здравоохранения «Кош-Агачская центральная районная больница» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил. Ранее в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что Приказ Министерстваздравоохранения и социального развития РФ №540 от 25.08.2005 распространяется только на государственные учреждения. Представитель ответчика - Министерства здравоохранения Республики Алтай в судебное заседание не явился, представил заявление о признании исковых требований прокурора и просил рассмотреть дело без его участия. Представитель ответчика - Министерства имущественных отношений также в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что Министерство имущественных отношений Республики Алтай не может быть ответчиком, так как государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Постановлением Правительства Республики Алтай от 19.02.2009 утвержден Реестр подведомственной принадлежности государственных учреждений Республики Алтай за исполнительными органами государственной власти Республики Алтай. Под номером 32 в Реестре подведомственной принадлежности Министерства здравоохранения Республики Алтай числится Бюджетное учреждение здравоохранения Республики Алтай «Кош-Агачская центральная районная больница». На основании вышеизложенного, просил суд исключить из числа ответчиков по данному делу Министерство имущественных отношений Республики Алтай. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса. Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, считает требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняется здоровье людей. Данная норма закрепляет, в том числе, и создание системы лечебных учреждений и оказание в них квалифицированной медицинской помощи. В ст.41 Конституции Российской Федерации сказано, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В силу п.2 ст.19 Закона об охране здоровья граждан каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. Постановлением Правительства РФ от 21 октября 2011 года №856 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год. В рамках Программы бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь; скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь. Согласно п.2 и п.8 Устава Бюджетного учреждения здравоохранения «Кош-Агачская центральная районная больница» (далее - Устава) Бюджетное учреждение здравоохранения Республики Алтай «Кош-Агачскаяцентральная районная больница» (далее - Учреждение)является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также является юридическим лицом. Из п.12 Устава следует, что Беляшинская участковая больница является обособленным структурным подразделением Учреждения без образования юридического лица, действующим на территории Кош-Агачского района. Основной целью деятельности Учреждения является сохранение и укрепление здоровья, снижение заболеваемости, смертности и инвалидности путем оказания высококвалифицированной медицинской помощи населению муниципального образования «Кош-Агачский район» (п.15 Устава). В соответствии ч.1 ст.7 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Статья 24 указанного закона предусматривает финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования. Согласно п.п. 1.2.7. и 1.2.8. Приказа Минэнерго Российской Федерации от 08.07.2002 №204 «Об утверждении глав Правил устройства электроустановок» (ПЭУ) - приемник электрической энергии (электроприемник) - аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии. Потребитель электрической энергии - электроприемник или группа электроприемников, объединенных технологическим процессом и размещающихся на определенной территории. В соответствии с п.1.2.10. ПЭУ независимый источник питания - источник питания, на котором сохраняется напряжение в послеаварийном режиме в регламентированных пределах при исчезновении его на другом или других источниках питания. К числу независимых источников питания относятся две секции или системы шин одной или двух электростанций и подстанций при одновременном соблюдении следующих двух условий: 1) каждая из секций или систем шин в свою очередь имеет питание от независимого источника питания; 2) секции (системы) шин не связаны между собой или имеют связь, автоматически отключающуюся при нарушении нормальной работы одной из секций (систем) шин. Из заключения эксперта №0095/12 от 02.07.2012 следует, что энергоснабжение Беляшинской участковой больницы в нормальных режимах должно обеспечиваться от двух независимых источников питания, то есть в указанном медицинском учреждении необходимо выполнить установку резервного источника питания. В качестве такого резервного источника электроснабжения, оптимально использовать стационарный дизельный генератор. В ходе проведения экспертного осмотра земельного участка, на котором расположено здание Беляшинской участковой больницы, установлено, что размеры указанного земельного участка позволяют разместить в его пределах резервный источник электроснабжения - стационарный дизельный генератор. В соответствии с Приказом Министерстваздравоохранения и социального развития РФ №540 от 25.08.2005 подведомственные учреждения должны приобрести автономные средства энергоснабжения. Статьей 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ установлено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения,культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Частью 3 данной статьи установлено, что государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Функции и полномочия учредителя Бюджетного учреждения здравоохранения «Кош-Агачская центральная районная больница» от имени Республики Алтай осуществляет Министерство здравоохранения Республики Алтай (п.6 Устава Учреждения). В соответствии с п.п. «в, г, е» п.10 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Алтай, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай 16.07.2009 №160, Минздрав Республики Алтай в области финансово-экономической политики осуществляет следующие полномочия: осуществляет финансирование, учет и отраслевой контроль финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений здравоохранения, унитарных предприятий, подведомственных Министерству, муниципальных учреждений здравоохранения (в пределах своей компетенции), в том числе в рамках реализации приоритетного национального проекта; осуществляет функции главного распорядителя средств республиканского бюджета Республики Алтай и получателя субвенций, либо субсидий из федерального бюджета, главного администратора доходов республиканского бюджета Республики Алтай в сфере здравоохранения; организует мероприятия по укреплению материально-технической базы здравоохранения Республики Алтай за счет средств республиканского и федерального бюджетов, выделенных в установленном порядке. Пояснения представителя Бюджетного учреждения здравоохранения «Кош-Агачская центральная районная больница», данные в предыдущем судебном заседании, о том, что Приказ Министерстваздравоохранения и социального развития РФ №540 от 25.08.2005 распространяется только на государственные учреждения не могут быть приняты во внимание, поскольку в п.2 ст.9.1 типами государственных учреждений признаются, в том числе, бюджетные учреждения. Ходатайство представителя Министерства имущественных отношений Республики Алтай об исключении из числа ответчиков судом оставлено без удовлетворения, поскольку функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени Республики Алтай осуществляет Министерство имущественных отношений Республики Алтай (п.7 Устава). В п.25 Устава закреплена обязанность Учреждения согласовывать с учредителем и собственником имущества совершение крупных сделок. Имущество Учреждения находится в государственной собственности Республики Алтай, отражается на самостоятельном балансе Учреждения и закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (п.27 Устава). Учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом (п.28 Устава). Согласно Положению о Министерстве имущественных отношений Республики Алтай, утвержденному Постановлением Правительства Республики Алтай от 11.10.2005 №185, министерство осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными, республиканскими нормативными правовыми актами, полномочия собственника в отношении имущества государственных унитарных предприятий Республики Алтай, государственных учреждений Республики Алтай; принимает в республиканскую собственность имущество, созданное за счет средств республиканского бюджета; закрепляет находящееся в республиканской собственности имущество в хозяйственном ведении и оперативном управлении государственных унитарных предприятий Республики Алтай и производит в установленном порядке правомерное изъятие этого имущества; закрепляет находящееся в республиканской собственности имущество в оперативном управлении государственных учреждений Республики Алтай, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений (пункты 5.4, 5, 12, 5.18, 5.20, 5.21 Положения). Таким образом, в судебном заседании установлено, что исковые требования прокурора, предъявленные к Бюджетному учреждению здравоохранения Республики Алтай «Кош-Агачская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Республики Алтай, Министерству имущественных отношений Республики Алтай, о возложении обязанности установить резервный источник энергоснабжения - стационарный дизельный генератор в Беляшинской участковой больнице Кош-Агачского района законны и обоснованны. Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Кош-Агачского района Республики Алтай удовлетворить. Обязать Бюджетное учреждение здравоохранения Республики Алтай «Кош-Агачская центральная районная больница», Министерство здравоохранения Республики Алтай, Министерство имущественных отношений Республики Алтай установить резервный источник энергоснабжения - стационарный дизельный генератор в Беляшинской участковой больнице Кош-Агачского района. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай. Судья В.А. Алеховиков Мотивированное решение изготовлено 20.08.2012