Дело № 2 – 696 24 ноября 2010г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Коряжемский городской суд Архангельской области в составе председательствующего Самыловских С.Б.,
с участием помощника Архангельского межрайонного природоохранного прокурора Сухова В.Е.,
при секретаре Богатыренко М.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Коряжма 24 ноября 2010г. дело по иску Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Х» о возложении обязанности получить документ, устанавливающий санитарно-защитную зону промплощадки филиала ОАО «Х» в г.Коряжме,
УСТАНОВИЛ:
Архангельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Коряжемский городской суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Х» (далее ОАО «Х») о возложении обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны для филиала ОАО «Х» в г.Коряжме и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным нормам и правилам в срок до 30.11.2011г. В обоснование исковых требований прокурор указал, что природоохранной прокуратурой проводилась проверка соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха, водных объектов, обращении с отходами производства и потребления в филиале ОАО «Х» в г.Коряжме. В ходе проверки установлено, что филиал осуществляет свою деятельность в отсутствии проекта санитарно-защитной зоны и санитарно-эпидемиологического заключения на данный проект. В силу ст.52 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. Производственная деятельность ответчика по заготовке и переработке древесины, производству и реализации продукции на основе переработанного древесного сырья относится к 1 классу опасности с размером санитарно – защитной зоны – 1000м. Производственная деятельность ответчика является источником воздействия на среду обитания. Поэтому в соответствии с п. 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН) ответчиком должен быть разработан проект санитарно - защитной зоны производственного объекта ОАО «Х». В соответствии с п. 2.2. СанПиН ответчиком должен быть получен утвержденный окончательный размер санитарно – защитной зоны. Проект санитарно-защитной зоны выполнен. В настоящее время филиалом проводятся натурные исследования и измерения загрязнения атмосферного воздуха. Предполагаемый срок получения документа об утверждении санитарно-защитной зоны предприятия – 4 квартал 2011 года. Таким образом, в результате осуществления филиалом ОАО «Х» заготовки и переработки древесины, производства и реализации продукции на основе переработки древесного сырья в отсутствие документа об утверждении санитарно-защитной зоны нарушаются права неопределенного круга лиц, жителей г. Коряжмы на благоприятную окружающую среду.
Помощник Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры Сухов В.Е. в судебном заседании уточнил заявленные исковые требования. Просил обязать ответчика получить документ, устанавливающий санитарно – защитную зону в окончательном размере для промплощадки филиала ОАО «Х» в г. Коряжме, расположенного по ... в соответствии с законодательством РФ в срок до 31 декабря 2012г. Дополнительно пояснил, что в настоящее время на предприятии имеется разработанный проект санитарно – защитной зоны с определением ее границ и размеров, имеется заключение Роспотребнадзора по АО о соответствии проекта санитарно эпидемиологическим правилам и нормам. Для установления санитарно – защитной зоны в окончательном размере предприятию необходимо провести натурные наблюдения и измерения загрязнения атмосферного воздуха для подтверждения расчетных параметров проекта, а затем получить установленные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ окончательные размеры санитарно – защитной зоны. В настоящее время санитарно защитная зона на предприятии в окончательном размере не установлена и соответствующий документ предприятием не получен. Однако в соответствии с законом «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха» «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» ответчик обязан иметь документ, устанавливающий санитарно – защитную зону в окончательном размере вне зависимости от того, что в настоящее время внесены изменения в СанПиН в части того, что с 11.11.2010г. требования СанПиНа на действующие предприятия не распространяются (п. 1.2).
Представитель ответчика ОАО «Х» по доверенности Полянцева Н.А. в судебном заседании показала, что не согласна с исковыми требованиями Архангельского межрайонного природоохранного прокурора. Дополнительно пояснила, что филиал ОАО «Х» в г.Коряжме относится к 1 классу опасности. У предприятия имеется проект санитарно-защитной зоны, на который получено санитарно-эпидемиологическое заключение, разработкой проекта занималось ООО «Э». По СанПиНу, действовавшему до ... для установления санитарно – защитной зоны предприятию оставалось только провести натурные наблюдения и измерения загрязнения атмосферного воздуха для подтверждения расчетных параметров проекта. Эти работы на сегодняшний день выполнены наполовину. Окончательный срок исполнения 2 квартал 2011г. Установление санитарно – защитной зоны осуществлялось Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ. После рассмотрения материалов в отношении санитарно – защитной зоны указанным должностным лицом, и утверждения им саниатрно - защитной зоны они могли получить документ, устанавливающий санитарно – защитную зону. Однако с 11 ноября 2010г. внесены изменения в СанПиН 2.2.1/2.1.11200-ОЗ. На момент рассмотрения спора требования СанПиНа на действующие предприятия не распространяются (п. 1.2), поэтому в настоящее время для предприятия не установлен порядок установления санитарно – защитной зоны, соответственно предприятие не знает какой орган будет утверждать санитарно – защитную зону и в какой орган следует обратиться за получением утвержденной санитарно – защитной зоны. Поэтому просит в иске отказать.
Представитель ответчика ОАО «Х» по доверенности Колпаков С.В. дополнительно пояснил, что несмотря на внесенные изменения с 11.11.2010г. в СанПиН предприятием продолжается работа по подтверждению размеров границ санитарно – защитной зоны, указанных в проекте в виде натурных исследований на границе санитарно – защитной зоны и жилой застройки. Даже если исковые требования будут удовлетворены, предприятие не сможет в срок до 30.11.2011г. получить соответствующий документ. Натурные исследования будут закончены во 2 квартале 2011г. согласно утвержденной программе. После этого необходимо будет время для проведения экспертизы полученных результатов в аккредитованном институте гигиенического профиля, необходимо будет время для обращения в соответствующий орган для установления санитарно – защитной зоны, необходимо будет время на рассмотрение документов и принятия решения надлежащим должностным лицом, необходимо будет время для регистрации принятого решения в Минюсте РФ и вступления его в законную силу. Для совершения этих действий понадобится длительный период времени, как минимум 3 – 5 лет.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Архангельской области по доверенности Анциферов Б.М. в судебном заседании показал, что согласен с заявленными исковыми требованиями. Дополнительно пояснил, что в настоящее время у филиала ОАО «Х» в г.Коряжме имеется проект расчетной санитарно-защитной зоны, разработанный в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. По проекту расчетной санитарно-защитной зоны промплощадки филиала ОАО «Х» в г.Коряжме выдано санитарно-эпидемиологическое заключение ... от 29.04.2010г. Проект расчетной санитарно-защитной зоны филиала ОАО «Х» в г.Коряжме не является окончательным проектом санитарно-защитной зоны предприятия. В соответствии с п.2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. В данном случае филиалом ОАО «Х» в г.Коряжме выполнены только расчеты рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух, проведена оценка риска для населения, проведена экспертиза проекта, получено санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту расчетной санитарно-защитной зоны. Следующим этапом является проведение систематических (не менее годовых) лабораторных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней шума на границе расчетной санитарно-защитной зоны и в жилой зоне для подтверждения расчетных размеров санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1. /2.1.1.1200-03. Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области согласована программа натурных исследований, которые будут закончены во втором квартале 2011г. В настоящее время работа по установлению санитарно-защитной зоны не завершена. Предприятием не получен документ, устанавливающий санитарно – защитную зону в окончательном размере. Учитывая, что натурные исследования будут закончены во 2 квартале 2011г. согласно утвержденной программе, а затем ответчику необходимо будет время для совершения действий, направленных на утверждение санитарно - защитной зоны должностным лицом Главным Государственным санитарным врачом РФ, поэтому для получения окончательного документа по утверждению санитарно – защитной зоны понадобится время. Указанный прокурором срок до 31.12.2012г. является достаточным.
Заслушав прокурора, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ОАО «Х» является юридическим лицом (л.д.19-21). В г. Коряжма имеется филиал ОАО «Х» (л.д.17,18).
Согласно ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.16 п.3 Федерального закона от 04.05.1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В силу ч.2 ст.52 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.
Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-эпидемиологические мероприятия.
Пункт 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (далее СанПиН) 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. № 74, устанавливает, что вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха.
Из смысла пункта 2.2 указанного СанПиН следует, что ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Согласно пункту 3.1 СанПиН разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов 1-3 класса опасности является обязательной.
В соответствии с п.2.2 Устава ОАО «Группа «Илим» и п. 3.2. Положения о филиале ОАО «Х» в г. Коряжма, основными видами деятельности предприятия является: заготовка и переработка древесины, производство и реализация продукции на основе переработки древесного сырья, производство и реализация целлюлозно-бумажной продукции (л.д.13-15, 16-18).
В соответствии с п.7.1.1 СанПиН предприятие ОАО «Х» в г.Коряжме относится к 1 классу опасности.
Исходя из видов деятельности филиала, учитывая положения ст.16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», ст.52 Федерального закона «Об охране окружающей среды» суд приходит к выводу, что производственная деятельность ответчика является источником воздействия на атмосферный воздух в местах проживания населения, на среду обитания, предприятие относится к 1 классу опасности, поэтому по месту нахождения промплощадки филиала ОАО «Х» в городе Коряжма должна быть установлена санитарно – защитная зона, а получение документа, устанавливающего санитарно – защитную зону в окончательном размере входит в обязанности ответчика. Указанные обстоятельства стороной ответчика в судебном заседании не оспаривались.
Согласно п.4.1. указанного выше СанПиН, установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Согласно п.4.2. СанПиН установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения.
В судебном заседании установлено, что филиал ОАО «Х» в г.Коряжме относится к 1 классу опасности, для которого разработка проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны является обязательной. У предприятия имеется проект расчетной санитарно-защитной зоны, на который получено санитарно-эпидемиологическое заключение, разработкой проекта занималось ООО «Э» (л.д.33, 34). Как следует из показаний представителя ответчика Колпакова С.В. для получения документа, устанавливающего санитарно – защитную зону в окончательном размере предприятию необходимо провести натурные наблюдения и измерения загрязнения атмосферного воздуха для подтверждения расчетных параметров проекта, затем провести экспертизу полученных результатов в аккредитованном институте гигиенического профиля. Как указывал представитель Роспортребнадзора по АО установление окончательных размеров санитарно – защитной зоны осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами в настоящее время окончательные размеры санитарно защитной зоны на предприятии не установлены и документ, устанавливающий санитарно – защитную зону в окончательном размере не получен, в связи с чем исковые требования прокурора в части обязания ответчика получить документ, устанавливающий окончательный размер санитарно-защитной зоны промплощадки филиала ОАО «Х» в г.Коряжме, заявленные в интересах неопределенного круга лиц с целью обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду, подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что для устранения указанных нарушений необходимо дополнительное время. Судом установлено показаниями сторон, что натурные исследования и измерения ответчиком будут закончены во 2 квартале 2011г., после этого необходимо будет время для проведения экспертизы полученных результатов и время для совершения действий, направленных на непосредственное получение документа об утверждении санитарно - защитной зоны в окончательных размерах соответствующим должностным лицом. Поэтому указанный прокурором срок до 31.12.2012г. является достаточным и суд считает возможным предоставить ответчику указанный срок для получения документа, устанавливающего санитарно – защитную зону.
В судебном заседании представитель ответчика Полянцева Н.А. указывала, что на момент рассмотрения спора в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200 – 03 внесены изменения, по которым с 11.11.2010г. требования СанПиНа на действующие предприятия не распространяются (п. 1.2), поэтому в настоящее время для предприятия не установлен порядок утверждения санитарно – защитной зоны, соответственно предприятие не знает какой орган будет утверждать санитарно – защитную зону и в какой орган следует обратиться за получением утвержденной санитарно – защитной зоны. По этим основаниям просила в иске отказать. Указанные доводы представителя ответчика судом не принимаются по следующим основаниям. Действительно с учетом изменений № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200 – 03 требования настоящих санитарных правил не распространяются на действующие предприятия (п.1.2 СанПиН в редакции от 09.09.2010г.), указанные изменения вступили в законную силу с 11.11.2010г. Как указывалось выше, учитывая положения ст.16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», ст.52 Федерального закона «Об охране окружающей среды» производственная деятельность ответчика является источником воздействия на атмосферный воздух в местах проживания населения, на среду обитания, предприятие относится к 1 классу опасности, в связи с чем по месту нахождения промплощадки филиала ОАО «Х» в городе Коряжма должна быть установлена санитарно – защитная зона, а получение документа, устанавливающего санитарно – защитную зону в окончательном размере входит в обязанности ответчика. Поэтому несмотря на указанные изменения в СанПиН, ответчик не освобождается от обязанности создать санитарно – защитную зону и соответственно получить документ, устанавливающий такую зону. Кроме того, на период возникновения спорных правоотношений действовали санитарно – эпидемиологические правила и нормативы от 25.09.2007г. в редакции от 06.10.2009г., где был установлен порядок утверждения санитарно – защитной зоны в том числе и для действующих промышленных объектов, и по которому ответчик уже произвел часть действий, направленных на установление санитарно – защитной зоны, поэтому в данном случае внесенные изменения в СанПиН с 11.11.2010г. также не освобождают ответчика от обязанности получить документ, устанавливающий санитарно защитную зону в окончательном размере.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Х» о возложении обязанности получить документ, устанавливающий санитарно-защитную зону промплощадки филиала ОАО «Х» в г.Коряжме – удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «Х» в срок до 31.12.2012г. получить документ, устанавливающий санитарно-защитную зону в окончательном размере промплощадки филиала ОАО «Х» в г.Коряжме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Коряжемский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий С.Б. Самыловских