Дело № 2 - 735 09 декабря 2010 г.
РЕШЕНИЕИменем Российской ФедерацииКоряжемский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Незговоровой Т.А.,
при секретаре Смирновой В.П.
с участием старшего помощника прокурора г. Коряжма – Филимонова А.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Коряжме гражданское дело по иску прокурора г. Коряжма в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» о возложении обязанности по устранению нарушения требований природоохранного законодательства
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Коряжма обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Производственное управление Жилищно-коммунального хозяйства» (далее ЖКХ) о возложении обязанности по устранению нарушения требований природоохранного законодательства, просит обязать ЖКХ, устранить нарушения, природоохранного законодательства, а именно:
- получить разрешительные документы на водопользование (решение о предоставлении водного объекта в пользование по р. Вычегда), разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты по всем выпускам ливневой канализации);
- провести инвентаризацию выбросов вредных веществ (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников;
- разработать и согласовать в установленном порядке Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.
В обоснование заявленных требований прокурор г. Коряжма указал, что прокуратурой г. Коряжмы по информации прокуратуры Архангельской области проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства муниципальным унитарным предприятием «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства», расположенным по адресу: Архангельская область, г. Коряжма, ул. Сафьяна, д. 18, по результатам которой установлены следующие обстоятельства. В июле 2010 года инспектором Управления Росприроднадзора по Архангельской области Мирошниченко Е.А. проведена проверка соблюдения МУП «ПУ ЖКХ» требований природоохранного законодательства, по результатам которой был составлен соответствующий акт проверки, выдано предписание от 30.07.2010 № 120-141/1-2010 об устранении нарушения закона, которые не обжаловались. Проверкой установлено, что на момент обращения в суд с исковым заявлением по предписанию от 30.07.2010 № 120-141/1-2010 МУП «ПУ ЖКХ» в установленный срок не устранены следующие нарушения:
- п. 5 Э – в срок до 01.11.2010 не получены разрешительные документы на водопользование (решение о предоставлении водного объекта в пользование по р. Вычегда), разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты по всем выпускам ливневой канализации);
- п. 6 Э – в срок до 01.11.2010 не проведена инвентаризация выбросов вредных веществ (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников;
- п. 9 О – в срок до 01.11.2010 не разработан и не согласован в установленном порядке Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.
Несвоевременное и ненадлежащее исполнение МУП «ПУ ЖКХ» предписания органа государственного экологического контроля, при осуществлении деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду является недопустимым, поскольку в свою очередь негативно влияет на состояние окружающей природной среды, создает угрозу здоровью населения, а также угрозу экологической безопасности в будущем.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Коряжма Филимонов А.В. уточнил ранее заявленные требования и пояснил суду, что в связи с тем, что на дату судебного разбирательства не устранено, из перечисленных в предписании только одно нарушение, то с учетом всех обстоятельств по делу, просит обязать ответчика ЖКХ в срок до 01.06.2014 года получить разрешительные документы на водопользование (решение о предоставлении водного объекта в пользование по р. Вычегда), разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты по всем выпускам ливневой канализации).
Представитель ответчика Скачкова О.А. с иском не согласна, в суде пояснила, что в настоящее время устранены два нарушения, указанные в предписании, а именно: проведена инвентаризация выбросов вредных веществ (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников и разработан Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, а исковое требование об обязании в срок до 01.06.2014 года получить разрешительные документы на водопользование (решение о предоставлении водного объекта в пользование по р.Вычегда), разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты по всем выпускам ливневой канализации несостоятельно, в связи с тем, что указанные объекты, в частности, выпуски ливневых вод в водные объекты в р.Вычегда, р.Коряжемка, р.Витязевка, р.Копытовка не являются объектами учета в реестре муниципального имущества, соответственно, не могут числиться на балансе у МУП «ПУ ЖКХ», либо состоять на балансе муниципального имущества. Со стороны МУП «ПУ ЖКХ» ранее не обжаловалось предписание № 120-141/1-2010 г., но в настоящее время в Арбитражный суд Архангельской области направлено Заявление о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления об отмене предписания № 120-141/1-2010 в части обязания МУП «ПУ ЖКХ» получить разрешительные документы на водопользование (решение о предоставлении водного объекта в пользование по р.Вычегда), разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты по всем выпускам ливневой канализации, а также направлено и само заявление.
Также пояснила, что выпуски ливневых вод в водные объекты в р.Вычегда, р.Коряжемка, р.Витязевка, р.Копытовка не являются объектами учета в реестре муниципального имущества. Дренажно-ливневая канализация и выпуски ливневых вод - разное имущество. Факт передачи части дренажно-ливневой канализации подтверждается заключенным между ЖКХ и МО «Город Коряжма» договором о закреплении муниципального движимого имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «ПУ ЖКХ» от 05.08.2004 г., справкой о стоимости и протяженности ДЛК находящейся в хозяйственном ведении МУП «ПУ ЖКХ» по состоянию на 20.07.2010 года, схемой (картой) ДЛК с расчетом км., схемой № 970 о выпусках ДЛК.
МУП «ПУ ЖКХ» не отрицает, что ранее оно владело лицензией на водопользование АРХ № 00529 БРИВХ, выданной Двино-Печерским БВУ 25.12.2006 года, но срок лицензии давно истек. Для получения лицензии на водопользования в тот период времени не требовалось предоставление документа о предоставлении в пользование земельного участка. В настоящее время для получения лицензии на водопользование необходим документ на пользование земельного участка. Учитывая то, что МУП «ПУ ЖКХ» принимает имущество на право хозяйственного ведения, получение документа на земельный участок и передача его в хозяйственное ведение прерогатива Муниципального образования города Коряжма, что в настоящее время не предоставляется возможным, так как земельные участки, где имеются выпуски по настоящее время не переданы Муниципальному образованию со стороны филиала ОАО «Группа Илим» в городе Коряжме.
Также пояснила, что для получения разрешения на водопользование (решение о предоставлении водного объекта в пользование по р. Вычегда), разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты по всем выпускам ливневой канализации) необходим длительный срок, не менее 5 лет, так как необходимо первоначально провести кадастровые работы по 13 (тринадцати) земельным участкам, на которых находятся выпуски стоков ливневых вод. Данные земельные участки и непосредственно расположенные на них строительные объекты – выпуски ливневых стоков, необходимо передать от филиала ОАО «Группа Илим» в г. Коряжме в собственность МО «Город Коряжма», затем передать в хозяйственное ведение МУП «ПУ ЖКХ», поскольку для получения разрешения на использование водного объекта в обязательном порядке необходимо наличие документа о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования. Кроме того необходимо подготовить проект и получить положительное заключение государственной экспертизы. Общий срок для получения разрешения (лицензии) с учетом необходимости проведения государственной экспертизы составляет 1,5-2 года, и кроме того, требует значительных финансовых затрат.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
МУП «ПУ ЖКХ» является муниципальным унитарным предприятием. В соответствии с п. 2.1 устава МУП «ПУ ЖКХ» предметом и основной целью деятельности предприятия, является эксплуатация и обслуживание объектов инженерной инфраструктуры, удовлетворение населения, предприятий и учреждений города в коммунальных услугах. Кроме того, для достижения указанных целей, наряду с иными целями, перечисленными в п. 2.2. устава предприятие осуществляет распределение воды и удаление, и обработку сточных вод (л.д. 17-20).
В июле 2010 года инспектором Управления Росприроднадзора по Архангельской области Мирошниченко Е.А. проведена проверка соблюдения МУП «ПУ ЖКХ» требований природоохранного законодательства, по результатам которой был составлен соответствующий акт проверки и выдано предписание от 30.07.2010 № 120-141/1-2010 об устранении нарушения закона (л.д. 11-15). Указанное предписание МУП «ПУ ЖКХ» частично выполнено, что подтверждается письмом управления Росприроднадзора по Архангельской области № 08-16/4227 от 29.10.2010 г. Согласно данного письма МУП «ПУ ЖКХ» проведена инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников, разработана программа производственного контроля за качественным составом сбрасываемых сточных вод. Остальные нарушения, а именно, получение разрешительных документов на водопользование (решение о предоставлении водного объекта в пользование по р. Вычегда), разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты по всем выпускам ливневой канализации) не устранены, предписание в данной части МУП «ПУ ЖКХ» не выполнено.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, охраны и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
На основании ч. 4 ст. 23 Закона выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Частью 2 ст. 11 Водного кодекса РФ установлено, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
Частью 1 ст. 66 Закона установлено, что государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля.
Несвоевременное и ненадлежащее исполнение МУП «ПУ ЖКХ» предписания органа государственного экологического контроля, при осуществлении деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду является недопустимым, поскольку в свою очередь негативно влияет на состояние окружающей природной среды, создают угрозу здоровью населения, а также угрозу экологической безопасности в будущем.
С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу, что требования прокурора города Коряжмы о необходимости получения разрешительных документов на водопользование являются обоснованными. Ссылки представителя ответчика, что поскольку 13 выпусков ливневых стоков, не находятся на балансе ЖКХ и по указанной причине последний не обязан получать разрешительную документацию, не соответствует обстоятельствам дела, так как вся городская система дренажно-ливневой канализации находится на балансе ЖКХ, все сбросы из этой дренажно-ливневой канализации происходят через 13 выпусков ливневых стоков в реки Вычегда, Копытовка и Витязевка, следовательно ЖКХ должно принять меры для принятия указанных выпусков ливневых стоков на баланс и соответственно получить необходимые разрешительные документы.
Принимая во внимание, чго для получения необходимой документации на водопользование (решение о предоставлении водного объекта в пользование по р. Вычегда), разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты по всем выпускам ливневой канализации требуются значительные временные и финансовые затраты суд считает срок до 01.06.2014 года разумным и достаточным для совершения необходимых действий.
В соответствии с п. 9 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Так как прокурором города Коряжмы к МУП «ПУ ЖКХ» предъявлен иск неимущественного характера, при подаче которого в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ должна была быть уплачена государственная пошлина в размере 4 000 рублей, но в силу п. 9 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в указанном размере подлежит уплате МУП «ПУ ЖКХ».
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Коряжма в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» о возложении обязанности по устранению нарушения требований природоохранного законодательства - удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» расположенное по адресу: Архангельская область, г. Коряжма, ул. Сафьяна, д. 18, устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: получить разрешительные документы на водопользование (решение о предоставлении водного объекта в пользование по р. Вычегда), разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты по всем выпускам ливневой канализации) в срок до 01.06.2014 года.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» государственную пошлину в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей в доход соответствующего бюджета.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи жалобы в Коряжемский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено в окончательной форме 14 декабря 2010 года.
Судья Коряжемского
Городского суда Т.А. Незговорова