Дело № 2 - 14 31 января 2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Коряжемский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Незговоровой Т.А.,
при секретаре Смирновой В.П.,
с участием помощника прокурора г. Коряжма Чичерина Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Коряжме гражданское дело по иску прокурора г. Коряжма в интересах Ульянова П.Н. к администрации МО «Город Коряжма» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Коряжма в интересах Ульянова П.Н., являвшегося лицом из числа детей-сирот, обратился в Коряжемский городской суд с иском к МО «Город Коряжма» о возложении обязанности предоставить Ульянову П.Н. отдельное благоустроенное жилье в г. Коряжма применительно к условиям г.Коряжма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и нормам предоставления общей площади на одного человека. Ссылается на то, что Ульянов П.Н. состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 23.02.1998г., в настоящее время жилого помещения не имеет, является лицом из числа детей-сирот. Согласно п.2 ст.37 ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям. Вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. В соответствии со ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ, детям, оставшимся без попечения родителей, вне очереди предоставляется жилое помещение по договорам социального найма. Данные положения также закреплены в ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст.7 Областного Закона «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области». Данную социальную поддержку Ульянову обязано предоставить государство. Ульянов П.Н. обратился в прокуратуру за защитой своих нарушенных прав с просьбой обратиться в суд с исковым заявлением.
Помощник прокурора г. Коряжма Чичерин Д.М. в судебном заседании поддержал заявленные требования в интересах Ульянова П.Н. по указанным выше доводам, уточнил исковые требования в части предоставления жилого помещения, отвечающего санитарно-техническим требованиям применительно к условиям г.Коряжма, общей площадью не менее 13,1 кв. м. Также пояснил, что, несмотря на то, что Ульянов П.Н. был поставлен на учет после достижения им 23-летнего возраста, администрация МО «Город Коряжма» обязана предоставить Ульянову во внеочередном порядке жилое помещение как сироте.
Истец Ульянов П.Н. в судебном заседании поддержал доводы иска по указанным выше основаниям, дополнительно пояснил, что воспитывался в Коряжемском детском доме с 15.03.1979г. по 14.10.1980г., являлся сиротой и находился на полном государственном обеспечении. В 1979г. после лишения родительских прав мать У умерла. С 29.08.1980г. по 12.06.1984г. он обучался в Коряжемской школе-интернат, окончил 8 классов, с 1984г. обучался в ПТУ № и проживал в общежитии ПТУ <адрес>. При его помещении в интернатные и образовательные учреждения какое-либо жилье за ним не закреплялось, после смерти родителей недвижимого имущества он не унаследовал. После окончания ПТУ он был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в общежитии по <адрес>, где по настоящее время и проживает в комнате №. Состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ Документы о постановке на учет он предоставлял еще в 1996г., но не может пояснить, почему его поставили на учет лишь в 1998г. При обращении в администрацию города с просьбой о предоставлении жилья как сироте ему неоднократно отказывалось. Просит удовлетворить заявленные требования и обязать ответчика предоставить ему отдельное благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным, техническим, гигиеническим требованиям и нормам предоставления общей площади на одного человека.
Представитель ответчика - администрации МО «Город Коряжма» Плотникова А.П. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 вышеназванного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил, либо после возвращения из учреждений» исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Аналогичные положения содержатся в ст.7 Областного закона от 05.07.2001г. №49-7-03 «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области». Пункт 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ также предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращений из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст.1 ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением «их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились, в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с вышеназванным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В настоящее время Ульянов П.Н. не является сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей, также он не относится к лицам из их числа, поскольку является лицом в возрасте 42 лет. Ульянов П.Н. по постановлению Мэра города от 13 марта 1998 года № 162 «О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» был поставлен на учет в список внеочередного предоставления жилой площади как сирота, окончивший детское учреждение, с 23 февраля 1998года (за №87) по личному заявлению и справке Детского дома г.Коряжмы отдела образования. Основанием для принятия его на учет на внеочередное предоставление жилого помещения был пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (действовавшего в редакции на момент постановки на учет, т.е. на 23.02.1998г.). Согласно данному пункту выпускникам образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации. Пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент постановки истца на учет, т.е. 23.02.1998 года) также предусматривалось внеочередное предоставление жилых помещений гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям. Законных оснований для принятия Ульянова П.Н.как сироты на учет для внеочередного предоставления жилого помещения не было, так как ко дню постановки его на учет (23февраля 1998года) Ульянову П.Н. исполнилось 30 лет, и он перестал относиться к детям-сиротам, к детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, истцом не представлено доказательств, того, что он относился к указанным выше категориям лиц. Нет данных о том, что при помещении несовершеннолетнего Ульянова П.Н. в детское учреждение за ним не была закреплена жилая площадь по месту жительства родителей (или если закреплялась, то не могла быть возвращена после окончания образовательного учреждения). Просит в иске отказать.
Представитель органа опеки и попечительства МО «Город Коряжма» Бебякова Г.С. в судебном заседании пояснила, что Ульянов П.Н. поставлен на учет как сирота, поэтому он имеет право на получение жилого помещения общей площадью 13,1 кв. м.
Заслушав помощника прокурора г. Коряжма, истца Ульянова П.Н., представителя ответчика, представителя отдела опеки и попечительства, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
По решению Няндомского районного суда Архангельской области от 15 января 1979г., мать несовершеннолетнего Ульянова Петра ДД.ММ.ГГГГ г.р., У.С.Т. лишена родительских прав, ребенок передан на попечение органа опеки и попечительства (л.д.21-23).
В соответствии с направлением № 44 от 19.02.1979 г. областного отдела народного образования Архангельского областного Совета депутатов трудящихся несовершеннолетний Ульянов П.Н. определен в Коряжемский детский дом. За несовершеннолетним жилое помещение не закреплялось (л.д.24).
Согласно справок Детского дома г.Коряжма и Коряжемской школы-интернат Ульянов П.Н. воспитывался в указанных учреждениях с 15.03.1979г. по 14.10.1980г. и с 1980г. по 1984г., находился на полном государственном обеспечении (л.д.14-15).
На основании постановления мэра г.Коряжма № 162 от 13 марта 1998 года оставшийся без попечения родителей Ульянов П.Н., находившийся в Коряжемском детском доме, не имеющий закрепленного жилого помещения, поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в список внеочередного предоставления жилого помещения при администрации города под номером 87 (л.д.16).
Согласно акту проверки жилищных условий заявителя, Ульянов П.Н. зарегистрирован и проживает в общежитии ОАО «Котласский ЦБК» по адресу г.Коряжма <адрес>
В материалах дела имеется заявление Ульянова П.Н. в прокуратуру г.Коряжма с просьбой обратиться в суд с иском к администрации города о предоставлении жилого помещения (л.д. 8-9).
Согласно Списку очередников по льготе «сирота по окончанию детского учреждения» администрации МО «Город Коряжма» Ульянов П.Н. состоит в указанном списке под номером 27, проживает в общежитии (л.д.10-11).
В соответствии со ст.1 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как установлено в судебном заседании Ульянов П.Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р. является лицом из числа детей сирот, поскольку в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей.
В соответствии со ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст.8 ч.1 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст.7 ОЗ №49-7-ОЗ от 05.07.2001г. «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным Правительством Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.
Согласно ст.ст. 45, 46 ОЗ №84-5-ОЗ от 20.09.2005г. «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области», органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что Ульянов П.Н., являющийся лицом из числа детей-сирот и не имеющий закрепленного за ним жилого помещения, имеет право на предоставление от МО «Город Коряжма» жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, применительно к г.Коряжме на состав семьи из 1 человека в первоочередном порядке, однако жилое помещение ему до сих пор не предоставлено.
Нормы предоставления жилого помещения и требования, предъявляемые к жилым помещениям, устанавливаются жилищным законодательством.
В силу ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии со ст. 50 ч. 2 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно решению Городской Думы МО «Город Коряжма» от 22 февраля 2006 года за № 151 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 13, 1 кв. м. общей площадью жилого помещения на одного человека.
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что оснований для удовлетворения иска нет, поскольку Ульянов П.Н. был поставлен на учет после достижения им возраста 23-х лет не как сирота, а как выпускник профессионального училища, нет сведений о том, закреплялось ли за ним ранее жилое помещение. Согласно представленным администрацией МО «Город Коряжма» документам Ульянов П.Н. в 1998 г. был поставлен на учет на внеочередное предоставление жилья как сирота по окончании детского учреждения, данный факт подтверждается представленными в жилищную комиссию справками из детских учреждений. Статус сироты в судебном заседании также подтвержден, поскольку согласно копии актовой записи о рождении истца запись о его отце отсутствует, мать, лишенная родительских прав, в дальнейшем умерла. Данных о закреплении жилья за Ульяновым П.Н. в Няндомском районе не имеется. Ульянов П.Н. более 12 лет состоит на учете на внеочередное предоставление жилья как сирота.
На основании вышеизложенного исковые требования прокурора г.Коряжмы в интересах Ульянова П.Н. о предоставлении жилого помещения являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.8 ст.333.20, п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ с ответчика не подлежит возмещению в доход бюджета госпошлина, поскольку ответчик освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Коряжма в интересах Ульянова П.Н. к администрации МО «Город Коряжма» о возложении обязанности по предоставлению отдельного жилого помещения – удовлетворить.
Обязать Администрацию Муниципального образования «Город Коряжма» предоставить Ульянову П.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения по договору социального найма на состав семьи из одного человека жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к условиям г. Коряжма Архангельской области, и расположенное в черте г. Коряжма Архангельской области, размером не менее 13,1 квадратных метров общей жилой площади.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Коряжемский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий Т.А. Незговорова