о возложении обязанности по предоставлению отдельного жилого помещения



Дело № 2 - 13 02 февраля 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Коряжемский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Незговоровой Т.А.,

при секретаре Смирновой В.П.,

с участием помощника прокурора г. Коряжма Чичерина Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Коряжме гражданское дело по иску прокурора г. Коряжма в интересах Игумнова А.И. к администрации МО «Город Коряжма» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Коряжма в интересах Игумнова А.И., являвшегося лицом из числа детей-сирот, обратился в Коряжемский городской суд с иском к МО «Город Коряжма» о возложении обязанности предоставить Игумнову А.И. отдельное благоустроенное жилье в г. Коряжма применительно к условиям г.Коряжма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и нормам предоставления общей площади на состав семьи Игумнова А.И. из четырех человек с учетом имеющейся у него жилой площади. Ссылается на то, что Игумнов А.И. состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 27.07.1993г., в настоящее время с женой и двумя несовершеннолетними детьми зарегистрирован и проживает по договору социального найма в комнатах № ... коммунальной квартиры № ... в д. №... по ул. ... г.Коряжма. Согласно п.2 ст.37 ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям. Вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. В соответствии со ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ, детям, оставшимся без попечения родителей, вне очереди предоставляется жилое помещение по договорам социального найма. Данные положения также закреплены в ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст.7 Областного Закона «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области». Данную социальную поддержку истцу обязано предоставить государство. Игумнов А.И. обратился в прокуратуру за защитой своих нарушенных прав с просьбой обратиться в суд с исковым заявлением.

Помощник прокурора г. Коряжма Чичерин Д.М. в судебном заседании поддержал заявленные требования в интересах Игумнова А.И. по указанным выше доводам, уточнил исковые требования в части предоставления жилого помещения на состав семьи Игумнова А.И. из 4 человек, отвечающего санитарно-техническим требованиям применительно к условиям г.Коряжма, общей площадью не менее 20 кв. м., поскольку Игумновы имеют в собственности 2 комнаты общей площадью 32,4 кв. м. Также пояснил, что, несмотря на то, что Игумнов А.И. был поставлен на учет после достижения им 23-летнего возраста, администрация МО «Город Коряжма» обязана ему предоставить во внеочередном порядке жилое помещение как сироте.

Истец Игумнов А.И. в судебном заседании поддержал доводы иска по указанным выше основаниям, дополнительно пояснил, что воспитывался в Коряжемской школе-интернат с .... по ...., являлся сиротой и находился на полном государственном обеспечении, с .... по ... г. обучался в ПТУ № ... и проживал в общежитии ПТУ г. Коряжма. При его помещении в интернатные и образовательные учреждения какое-либо жилье за ним не закреплялось, после смерти родителей недвижимого имущества он не унаследовал. После окончания ПТУ он был зарегистрирован 22.07.1988г. в общежитии по ул.... г.Коряжма. В настоящее время с женой и двумя несовершеннолетними детьми Игумнов А.И. зарегистрирован и проживает по договору социального найма в комнатах № ... коммунальной квартиры № ... в д. №... по ул. ... г.Коряжма. Указанные комнаты находятся в собственности Игумновых. Истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 27.07.1993г. При обращении в администрацию города с просьбой о предоставлении жилья как сироте ему неоднократно отказывалось. Просит удовлетворить заявленные требования и обязать ответчика предоставить ему отдельное благоустроенное жилое помещение на состав семьи из четырех человек.

В судебном заседании в качестве истца была привлечена Игумнова С.Л., которая также поддержала требования прокурора, заявленные в интересах Игумнова А.И., и дополнительно пояснила, что с 2005 г. и по настоящее время Игумнов А.И. (ее муж) выплачивает на содержание детей алименты по исполнительному листу. Они с Игумновым А.И. проживают в отдельных комнатах: она с дочерьми в одной комнате, а он – в другой.

Представитель ответчика - администрации МО «Город Коряжма» Плотникова А.П. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 вышеназванного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил, либо после возвращения из учреждений» исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Аналогичные положения содержатся в ст.7 Областного закона от 05.07.2001г. №49-7-03 «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области». Пункт 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ также предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращений из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст.1 ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением «их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились, в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с вышеназванным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В настоящее время Игумнов А.И. не является сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей, также он не относится к лицам из их числа, поскольку является лицом в возрасте 42 лет. Игумнов А.И. по постановлению Мэра города от 06 августа 1993 года № 315 «О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» был поставлен на учет в список внеочередного предоставления жилой площади как сирота, окончивший детское учреждение, с 27 июля 1993 года (за №44) по личному заявлению и справке Коряжемской школы-интерната. Пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент постановки истца на учет, т.е. 27.07.1993 года) также предусматривалось внеочередное предоставление жилых помещений гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям. Законных оснований для принятия Игумнова А.И. как сироты на учет для внеочередного предоставления жилого помещения не было, так как ко дню постановки его на учет (27 июля 1993 года) Игумнову А.И. исполнилось 24 года, и он перестал относиться к детям-сиротам, к детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, истцом не представлено доказательств, того, что он относился к указанным выше категориям лиц. Нет данных о том, что при помещении несовершеннолетнего Игумнова А.И. в детское учреждение за ним не была закреплена жилая площадь по месту жительства родителей (или если закреплялась, то не могла быть возвращена после окончания образовательного учреждения). Просит в иске отказать.

Представитель органа опеки и попечительства МО «Город Коряжма» Бебякова Г.С. в судебном заседании пояснила, что Игумнов А.И. поставлен на учет как сирота, поэтому он имеет право на получение жилого помещения, но с учетом уже имеющейся жилой площади.

Заслушав помощника прокурора г. Коряжма, истцов Игумнова А.И. и Игумнову С.Л., представителя ответчика, представителя отдела опеки и попечительства, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно копии актовой записи №... от .... Игумнов А.И. приходится сыном И.И.И.. и И.М.И.. (л.д.57, 14). Из актовой записи №... от .... следует, что отец истца, И.И.И., умер .... (л.д.77).

По решению Соломбальского районного народного суда г.Архангельска от ...., мать несовершеннолетнего Игумнова Алексея ... года рождения, И.М.И., лишена родительских прав, ребенок передан на попечение органа опеки и попечительства (л.д.75).

Согласно справок Детского дома г.Коряжма и Коряжемской школы-интерната Игумнов А.И. воспитывался в указанных учреждениях с .... по .... и с .... по ...., находился на полном государственном обеспечении (л.д.26, 20, 25).

Из справок ПТУ № ... следует, что истец проходил обучение в учебном заведении с .... по ...., проживал в общежитии ПТУ (л.д.27-28).

На основании постановления главы администрации г.Коряжма № 315 от 06 августа 1993 года оставшийся без попечения родителей Игумнов А.И., находившийся в Коряжемской школе-интернат, не имеющий закрепленного жилого помещения, поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в список внеочередного предоставления жилого помещения при администрации города под номером 44 как сирота после окончания детского учреждения (л.д.81).

Согласно акту проверки жилищных условий заявителя от 27.07.1993 г., Игумнов А.И. был зарегистрирован и проживал в общежитии треста по адресу г.Коряжма ул.... д. ... квартира № ... (л.д.21-22).

В материалах дела имеется заявление Игумнова А.И. в прокуратуру г.Коряжма с просьбой обратиться в суд с иском к администрации города о предоставлении жилого помещения (л.д. 8-9).

В соответствии со Списком очередников по льготе «сирота по окончанию детского учреждения» администрации МО «Город Коряжма» Игумнов А.И. состоит в указанном списке под номером 7, проживает в общежитии (л.д.10-11, 35).

В соответствии со ст.1 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Как установлено в судебном заседании Игумнов А.И. ... г.р. является лицом из числа детей сирот, поскольку в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей.

В соответствии со ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст.8 ч.1 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст.7 ОЗ №49-7-ОЗ от 05.07.2001г. «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным Правительством Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.

Согласно ст.ст. 45, 46 ОЗ №84-5-ОЗ от 20.09.2005г. «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области», органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения.

В соответствии с п.7 ст.57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

В судебном заседании установлено, что Игумнову А.И. по договору социального найма были предоставлены комнаты №№ ... общей площадью 32,4 кв.м., находящиеся в доме секционного типа № ... по ул. ... г. Коряжма. Совместно с нанимателем Игумновым А.И. вселились в указанное жилое помещение его жена Игумнова С.Л. и их несовершеннолетние дети (л.д.29-33). Из представленных Коряжемским филиалом «БТИ» документов следует, что указанные комнаты №№ ... согласно договору приватизации № ... от .... были переданы Игумнову А.И., Игумновой С.Л. и их детям И.Л. и И.В.. в собственность (л.д.62, 66-74). Игумновы оформили свое право собственности на комнаты №№ ... в установленном законом порядке, .... на их имя выданы свидетельства о государственной регистрации права по ... доли в праве на каждого (л.д.85-89).

Таким образом, у Игумнова А.И. в собственности имеется 8,1 кв.м. общей жилой площади (32,4 кв.м. / 4 = 8,1 кв.м.).

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что законных оснований для предоставления жилого помещения на всех 4 членов семьи Игумновых не имеется по следующим основаниям.

В соответствии с абз.2 п.1 ст.8 Закона № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Преамбула Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.

Из необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам исходит и ЖК РФ (статья 57), и Областной Закон №49-7-ОЗ от 05.07.2001г. «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области».

В этой связи оснований для распространения общих норм ЖК РФ о предоставлении жилых помещений на случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам, урегулированные специальным законом, не имеется. Наличие на иждивении истца двоих несовершеннолетних детей не исключает возможности постановки вопроса об улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации и Архангельской области.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что только Игумнов А.И., являющийся лицом из числа детей-сирот и не имеющий закрепленного за ним жилого помещения, имеет право на предоставление от МО «Город Коряжма» жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, применительно к г.Коряжме на состав семьи из 1 человека в первоочередном порядке.

Нормы предоставления жилого помещения и требования, предъявляемые к жилым помещениям, устанавливаются жилищным законодательством.

В силу ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В соответствии со ст. 50 ч. 2 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно решению Городской Думы МО «Город Коряжма» от 22 февраля 2006 года за № 151 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 13, 1 кв. м. общей площадью жилого помещения на одного человека.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что оснований для удовлетворения иска нет, поскольку Игумнов А.И. был поставлен на учет после достижения им возраста 23-х лет не как сирота, а как выпускник профессионального училища, нет сведений о том, закреплялось ли за ним ранее жилое помещение. Согласно представленным администрацией МО «Город Коряжма» документам Игумнов А.И. в 1993 г. был поставлен на учет на внеочередное предоставление жилья как сирота по окончании детского учреждения, данный факт подтверждается представленными в жилищную комиссию справками из детских учреждений. Статус сироты в судебном заседании также подтвержден, поскольку согласно копии актовой записи о смерти отец истца умер, а мать лишена родительских прав. Данных о закреплении жилья за Игумновым А.И. в г.Архангельске не имеется. Игумнов А.И. более 17 лет состоит на учете на внеочередное предоставление жилья как сирота.

По ранее действовавшему законодательству статус сироты не был ограничен возрастом 23 лет, в связи с чем Игумнов был поставлен на учет на внеочередное предоставление жилья как сирота после окончания детского учреждения.

На основании вышеизложенного исковые требования прокурора г.Коряжмы в интересах Игумнова А.И. о предоставлении жилого помещения являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в части предоставления отдельного жилого помещения только Игумнову А.И. с учетом имеющейся у него в собственности жилой площади 8,1 кв.м.

В соответствии с п.8 ст.333.20, п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ с ответчика не подлежит возмещению в доход бюджета госпошлина, поскольку ответчик освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Коряжма в интересах Игумнова А.И. к администрации МО «Город Коряжма» о возложении обязанности по предоставлению отдельного жилого помещения – удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Муниципального образования «Город Коряжма» предоставить Игумнову А.И. ... года рождения по договору социального найма на состав семьи из одного человека жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к условиям г. Коряжма Архангельской области, и расположенное в черте г. Коряжма Архангельской области, размером не менее 13,1 квадратных метров общей жилой площади с учетом уже имеющейся у Игумнова А.И. на праве собственности общей жилой площади 8,1 кв.м. по адресу г. Коряжма ул. ... д. ... кв. ... комн. ....

В остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи жалобы в Коряжемский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме (в окончательной форме решение изготовлено 06 февраля 2011г.).

Резолютивная часть решения суда объявлена в судебном заседании 02 февраля 2011 г.

Председательствующий Т.А. Незговорова