Дело № 2 – 164 05 мая 2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Коряжемский городской суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Незговоровой Т.А. при секретаре Смирновой В.П.
с участием межрайонного Сухова В.Е.
природоохранного прокурора
рассмотрел в открытом судебном заседании г. Коряжме гражданское дело по иску Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Открытому акционерному обществу «...» о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Архангельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Открытому акционерному обществу «...» о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства. В обоснование иска указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды в сфере промышленной безопасности филиалом ОАО «...» в г. Коряжма выявлены нарушения требований природоохранного законодательства. ОАО «...» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного общим собранием акционеров от .... В соответствии с Уставом ОАО «...», Положением о филиале ОАО «...» в г. Коряжма, предметом деятельности филиала являются: заготовка и переработка древесины, производство и реализация продукции на основе переработки древесного сырья, производство и реализация целлюлозно-бумажной продукции, а также осуществление иных видов хозяйственной деятельности, не запрещенные действующим законодательством. На филиале ОАО «...» в г. Коряжма имеется 2 производственных объекта по приему, хранению и отпуску подразделениям предприятия нефтепродуктов - склад горюче-смазочных материалов складского комплекса дирекции по сбыту и логистике, а также центральная мазутно-насосная станция № 2 энерготехнологической теплоэлектростанции продуктовой линии «Энергетика». В ходе проверки было установлено, что у ОАО «...» на филиале в г. Коряжма отсутствует утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на склад горюче-смазочных материалов складского комплекса дирекции по сбыту и логистике. Статьи 42, 58 Конституции Российской Федерации устанавливают, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее ФЗ «О промышленной безопасности») промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ «О промышленной безопасности», опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении № 1 к названному Федеральному закону.
В соответствии с Приложением № 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, в частности, горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Во исполнение вышеперечисленных федеральных законов Правительством Российской Федерации принято Постановление от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», которым утверждены основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
Согласно п. 3 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 № 240, в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации. Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти нефтепродуктов на территории Российской Федерации утверждены приказом Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.12.2004 № 621.
Согласно письму Главного управления МЧС России по Архангельской области от 05.03.2011 № 2475 -3-1-5 план ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов склада ГСМ филиала разработан в 2003 году, информация об утверждении либо согласовании данного плана с Главным Управлением МЧС России по Архангельской области отсутствует, план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов склада ГСМ филиала на согласование не поступал. Представленный филиалом ОАО «...» в г. Коряжме на склад ГСМ филиала план ликвидации аварийных розливов нефтепродуктов на складе ГСМ Котласского филиала ООО «...» не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации и, следовательно, является недействительным.
В соответствии с п. 3 раздела III Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, срок действия планов организаций: для объектового и местного уровня - три года, территориального уровня - четыре года, регионального и федерального уровней - пять лет; территориальных и функциональных подсистем РСЧС - пять лет; звеньев функциональных подсистем РСЧС территориальных - четыре года, региональных - пять лет.
По истечении указанных сроков Планы подлежат корректировке (переработке). Кроме того, Планы подлежат корректировке (переработке) досрочно по решению одного из органов, его утвердившего, или при принятии соответствующих нормативных правовых актов.
Склад ГСМ филиала является опасным производственным объектом. План по предупреждению и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов на складе ГСМ филиала разработан в 2003 г., срок его действия истек. Таким образом, ОАО «...» (филиалом в г. Коряжма) нарушены требования ч. 1 ст. 9 ФЗ «О промышленной безопасности», в соответствии с которыми организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности, а именно:
- не проведена экспертиза плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности, на предмет его соответствия требованиям нормативно-правовых документов, использованных при его разработке, специализированным требованиям и ограничениям, предусмотренным соответствующими нормативно-правовыми актами и нормативно-техническими документами, в том числе установленными в субъектах Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - пункт 1 раздела II Порядка выполнения требований к разработке плана ЛРН (приложение ... к Правилам разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, приложение к приказу МЧС России от 28.12.2004 № 621)
- не утвержден и не введен в действие приказом по организации план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления, по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти - пункт 15 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (приложение к приказу МЧС России от 28.12.2004 № 621) и пункта 1 раздела III Порядка выполнения требований к разработке плана ЛРН (приложение № 1 к указанным Правилам).
ОАО «...» (филиал в г. Коряжма) не имеет надлежащим образом разработанного и утвержденного плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов склада ГСМ филиала.
Предприятие осуществляет хозяйственную деятельность на промплощадке, расположенной на реке Вычегда, в непосредственной близости от жилой застройки г. Коряжма, чем создает реальную опасность нарушения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Несоблюдение указанных экологических требований может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Сухов В.Е., поддержал заявленные требования и пояснил суду, что имеющийся на предприятии ПЛАРН составлен в 2008 г. ООО «...» является не действующим, так как в названии отсутствует слово «по предупреждению», данный план не утвержден Управлением МЧС по Архангельской области, не проведена экспертиза. Данные требования закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 г. за № 613 и в Постановлении главы администрации Архангельской области от 29.03.2001 г. за № 126.
Представитель ответчика ОАО «...» П.Н.П., действующая по доверенности, с заявленными требованиями прокурора не согласна, и пояснила в суде, что в соответствии с изложенной в заявлении прокурора информацией, План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на складе ГСМ филиала разработан в 2003 году, срок действия данного документа истек. Фактически с 2004 года по .... включительно данный склад находился в аренде у Котласского филиала ООО «...». Данное предприятие было создано для материально-технического обеспечения филиала ОАО «...» в г.Коряжме и находится на территории филиала. Данный склад использовался под хранение поступающих нефтепродуктов для ОАО «...» (филиал в г. Коряжма). В 2008 году специалистами данного предприятия разработан, согласован Управлением Росприроднадзора по Архангельской области и рассмотрен отделом по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе администрации города Коряжмы «План ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов на складе ГСМ Котласского филиала ООО «...» (ПЛАРН). Максимальный прогнозируемый объем разлива нефтепродуктов по результатам произведенных в ПЛАРН по складу ГСМ расчетов может составить 90,0 тонн (при разрушении одного из наземных резервуаров хранения) и 9,0 тонн (при разрушении автоцистерны). В соответствии с п. 3 «Основных требованиями к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» (утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 г. N 613), уровень планирования возможной чрезвычайной ситуации относится к категории локального значения. В соответствии с требованиями п. 3 раздела III Приложения 1 к «Правилам разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» (утверждены приказом ГУ МЧС РФ № 621 от 28.12.2004 г.), срок действия планов данного уровня составляет 3 года с момента утверждения. Таким образом, имеющийся ПЛАРН на складе ГСМ разработан и утвержден в соответствии с установленными требованиями, и продолжает действовать до истечения установленного срока - ...., т.е. с даты письма утверждения Администрацией города Коряжмы (письмо ... от ....). Письмо руководителя отдела по ГО и ЧС администрации г.Коряжмы Л.Н.Т. является последней инстанцией утверждения и экспертизы ПЛАРНа в соответствии с пунктом 1 раздел 2 приложения 1 к «Правилам разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» (утверждены приказом ГУ МЧС РФ № 621 от 28.12.2004 г.) и п. 15 Правил, поскольку органы исполнительной власти, утверждающие Планы, организуют проведение экспертизы в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, регламентирующих эти работы. Следовательно, если его подписал Л.Н.Т., ПЛАРН, действующий и соответствует законодательству. Письмо ... от .... от начальника Главного управления МЧС России по Архангельской области Д.В.Г. не корректно, т.к. противоречит вышеуказанным нормативным документам. ПЛАРН Котласского филиала ООО «...» для склада ГСМ локального уровня и утвержден соответствующими структурами: руководителем П.А.Н., Руководителем Росприроднадзора и руководителем ГО и ЧС г.Коряжмы. Никаких других согласований не требуется (п. 15 Правил). ПЛАРН составлен и утвержден в отношении конкретного объекта- склада ГСМ. Этот склад принадлежит на праве собственности ОАО «...» и передан был в аренду ООО «...». В связи с созданием собственной снабженческой структуры с .... в филиале ОАО «...» в г. Коряжма и, следовательно, отсутствием необходимости специально созданного для этой цели отдельного общества, решением единственного участника было принято решение о ликвидации Котласского филиала ООО «...». В связи с прекращением деятельности Котласского филиала ООО «...», договор аренды был расторгнут и склад ГСМ вернулся в структуру филиала ОАО «...» в г. Коряжме с .... года. Поскольку собственник склада не изменился, назначение склада осталось прежним, наименование и объемы продукции не изменились и максимальный прогнозируемый объем разлива нефтепродуктов по результатам произведенных в ПЛАРН по складу ГСМ расчетов, также не изменился. То есть все параметры ПЛАРН для склада ГСМ Котласского филиала ООО «...» остались неизменными. Поэтому был издан приказ по филиалу ГИ от .... № ФК-1239, и все внутренние нормативные и иные документы Котласского филиала ООО «...» считаются действительными и обязательными для исполнения до их пересмотра или истечения срока действия. Кроме того, у ООО «...» и ОАО «...» один учредитель. Следовательно, общие цели, задачи и интересы в бизнесе. Заранее, в 2010 году в связи с приближением окончания срока действия ПЛАРН на складе ГСМ, разработана новая редакция «Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (бензина, керосина, дизельного топлива, минеральных масел) на складе горюче-смазочных материалов филиала ОАО «...» в г. Коряжме». В настоящий момент документ получил положительное согласование Северного Управления Ростехнадзора. Следующим этапом разработки документа является проведение экспертизы на соответствии ПЛАРНа требованиям нормативных документов, организация которой возложена на органы исполнительной власти местного самоуправления, утверждающие план (для уровня ЧС локального значения). Поскольку План в процессе работы, то и обязывать нас нет оснований.
Срок устранения нарушения, предложенный Архангельским межрайонным природоохранным прокурором (....), не отражает реальной ситуации, документально не обоснован и не учитывает возможные риски при прохождении экспертизы документа (неопределенность с порядком организации и проведения процедуры) и согласовании с федеральными органами исполнительной власти. В соответствии с п. 15 «Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» (утверждены приказом МЧС РФ № 621 от 28.12.2004 г.), Планы и Календарные планы организаций для локального уровня утверждаются ее руководителем и органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления, по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. В нормативных актах не указано, какие конкретные структуры должны согласовывать, нет конкретных сроков для согласований в разных инстанциях, поэтому определить в какой срок план может быть утвержден невозможно даже предварительно. Исходя из скорости прохождения инстанций, реальный срок окончания работ по разработке, согласованию и утверждению ПЛАРН - декабрь 2011 года. Требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора об утверждении Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (бензина, керосина, дизельного топлива, минеральных масел) на складе горюче-смазочных материалов в Управлении МЧС России по Архангельской области противоречат действующему законодательству в части отношений, регулируемых приказом ГУ МЧС России № 621 от 28.12.2004 г., для утверждения планов локального уровня.
В судебном заседании представитель ответчика также пояснила, что .... приказом ... в Котласском филиале ООО «...» был введен в действие ПЛАРН на складе ГСМ. В настоящее время по данному плану работает филиал ООО «...», остались все те же подразделения, ответственные лица, техника, номера телефонов для связи. По данному плану проводятся тактико – специальные учения.
Представитель администрации МО «Город Коряжма» руководитель отдела ГО и ЧС Л.Н.Т. в судебном заседании показал, что поскольку ПЛАРН склада ГСМ по объему нефтепродуктов относится к локальному уровню, то подлежит утверждению в органе местного самоуправления МО «Город Коряжма». Он как руководитель отдела ГО и ЧС в 2008 г. представленный ПЛАРН проверил, провел экспертизу на проверку соответствия его нормативных актов и согласовал его, так как не было замечаний со стороны Росприроднадзора по Архангельской области, каких-либо обязательных письменных заключений по экспертизе нет, ПЛАРН в обязательном порядке подлежит согласованию только с Росприроднадзором, каких-либо других требований нет.
Третье лицо, представитель Главного управления МЧС России по Архангельской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Главного управления МЧС России по Архангельской области.
Заслушав участвующего в деле прокурора, представителя ответчика, представителя администрации МО «Город Коряжма» Л.Н.Т., исследовав материалы дела, проверив и оценив представленные доказательства, каждое в отдельности и в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Открытому акционерному обществу «Группа «Илим» о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства удовлетворению не подлежат.
Согласно ответа Главного управления МЧС России по Архангельской области на запрос Архангельского межрайонного природоохранного прокурора Г.Е.А. от .... состояние разработки планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в ОАО «...» в г. Коряжма разработан проходит стадию переработки. Согласно письма ... от .... Ростехнадзора требования к согласованию ПЛАРН локального, муниципального и территориального уровня с органами Ростехнадзора не установлены (...).
Согласно письма Росприроднадзора по Архангельской области от .... ... адресованное директору Котласского филиала ООО «...» П.А.Н. замечаний по плану ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов на складе ГСМ Котласского филиала ООО «...» нет и Управление Росприроднадзора по Архангельской области согласовывает его (...).
В соответствии с ответом отдела по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе администрации МО «Город Коряжма» от .... ... ПЛАРН склада ГСМ рассмотрен и рекомендован для направления в Управление Росприроднадзора по Архангельской области в силу отсутствия каких-либо замечаний (...).
Согласно договора аренды ... от .... филиал ОАО «...» передало ООО «...» во временное владение и пользование объекты недвижимого имущества общей балансовой стоимостью ... руб., а так же иное имущество общей балансовой стоимость ... руб. на срок до .... за ежемесячную арендную плату в сумме ... руб. (...). Согласно акту - передачи имущества в аренду к договору ... от .... арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование имущество общей балансовой стоимостью ... руб. (...). В перечень зданий, передаваемых в аренду КФ ООО «...» по договору аренды входит здание производственное и служебные бытовые помещения склада ГСМ с инвентаризационным номером ... (...).
В соответствии с дополнительным соглашением ... к договору аренды ... от .... от .... ООО «...» и ООО «...» пришли к намерению расторгнуть с .... договор аренды ... от .... (...).
В материалах дела имеется план ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов на складе ГСМ Котласского филиала ООО «...» (ПЛАРН), согласованный руководителем Управления Росприроднадзора по Архангельской области М.А.П. ...., .... руководителем отдела ГО и ЧС администрации г. Коряжма Л.Н.Т. и утвержденный директором Котласского филиала ООО «...» П.А.Н. (...).
Согласно приказа от .... ... «О вводе в действие ПЛАРН на складе ГСМ» в целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов и защиты населения и окружающей среды от их вредного воздействия .... утвержден ПЛАРН на складе ГСМ Котласского филиала ООО «...» для обеспечения порядка организации и выполнения работ по предотвращению, обнаружению, локализации и ликвидации аварий на складе ГСК, в связи, с чем ПЛАРН введен в действие на срок с .... по ....
Согласно плана боевой подготовки личного состава на 2011 г., утвержденного начальником СПБ и ЧС Р.В.Н. тактико-специальные учения по ПЛАРН склада ГСМ (№ 908 СК Дирекции по сбыту и логистике) запланированы на август 2011 г.
Согласно служебной записки от .... № ФК/00720-345 начальника СПАСС О.Э.Н. за максимально прогнозируемый объем разлива нефтепродуктов по результатам произведенных в ПЛАН по складу ГСМ уровень планирования возможной чрезвычайной ситуации разлив нефти и нефтепродуктов на территории объекта объемом 90,0 тонн (значение меньше 100 тонн) относится к категории локального значения (...).
Согласно выписки из ЕГРЮЛ от .... учредителем ООО «...» является ... (...).
Согласно выписки из ЕГРЮЛ от .... ... учредителем ООО «...» является «...» (...).
Директором филиала ОАО «...» в г. Коряжма А.В.В. в 2010 г. утвержден новый ПЛАРН на складе ГСМ филиал ОАО «...» в г. Коряжма (...).
Имеется сообщение генерального директора ООО «...» П.Д.С. от ...., согласно которого ООО «...» готовы выполнить работы по теме «Сопровождение Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (бензина, керосина, дизельного топлива минеральных масел) на складе горюче-смазочных материалов филиала ОАО «...» в г. Коряжма при прохождении экспертизы, согласовании и утверждения в государственных органах исполнительной власти» в полном объеме, срок завершения работ в 4 квартале 2011 г.
Согласно справке от .... № ФК/05200-259 о ходе работ по разработке ПЛАРН на складе ГСМ ПЛАРН в 2010 г. был переработан ООО «...». В ноябре 2010 г. документ был направлен на рассмотрение и согласование в Северное управление Ростехнадзора и .... согласован. .... филиал направил коммерческое предложение ООО «...» на проведение работ по теме «Сопровождение ПЛАРН на складе ГСМ филиала при прохождении экспертизы, согласовании и утверждении в государственных органах исполнительной власти». .... ООО «...» сообщил о готовности выполнить предлагаемую работу в полном объеме со сроком завершения работ в 4 квартале 2011 г. В настоящее время проводится работа по подготовке и согласованию проекта договора на выполнение данных работ.
В соответствии с п. 14 и п. 15 Приказа от 28.12.2004 г. № 621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» в соответствии с классификацией ЧС (Н) организации разрабатывают Планы, соответствующие уровню возможной ЧС (Н): локального, местного, территориального, регионального и федерального уровней. Планы и Календарные планы организаций для локального уровня утверждаются ее руководителем и органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления, по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
Планы организаций подлежат экспертизе на предмет их соответствия требованиям нормативно-правовых документов, использованных при их разработке, специализированным требованиям и ограничениям, предусмотренным соответствующими нормативно-правовыми актами и нормативно-техническими документами, в том числе установленными в субъектах Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС (Н). Органы исполнительной власти, утверждающие Планы, организуют проведение экспертизы в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, регламентирующих эти работы. Введение Планов в действие оформляется приказом по организации, с уведомлением органов исполнительной власти, утвердивших Планы.
В судебном заседании установлено, что .... План ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на складе ГСМ Котласским филиалом ООО «...» (ПЛАРН) был согласован Руководителем Управления Росприроднадзора по Архангельской области М.А.П., руководителем отдела по гражданской обороне чрезвычайных ситуаций и мобилизационной работе администрации города Коряжма Л.Н.Т., утвержден директором Котласского филиала ООО «...» П.А.Н.. .... по приказу ... в Котласском филиале ООО «...» данный план введен в действие на срок с .... по .... В связи с прекращением деятельности Котласского филиала ООО «...» и образования нового структурного подразделения – складского комплекса в структуре дирекции по сбыту и логистике по приказу от .... за ... с .... все организационно-распорядительные документы (приказы, распоряжения), внутренние нормативные и иные документы (инструкции, положения, заключении, Пласы и другое) Котласского филиала ООО «...» считать действительными и обязательными к исполнению для работников Складского комплекса филиала ОАО «...» в г. Коряжма до их пересмотра или истечения срока действия. Филиал ОАО «...» является собственником склада ГСМ. По состоянию на сегодняшний день ответчик проводит работу по утвержденному ПЛАРНу, поскольку вся техника, люди, связи остались на прежних местах. Согласно плана боевой подготовки личного состава СПБ и ЧС на 2011 г. на август месяц запланированы тактико – специальные учения по ПЛАРН склада ГСМ (№ 908 СК Дирекции по сбыту и логистике). Данные обстоятельства прокурором в судебном заседании не оспаривались. В настоящее время филиал ОАО «...» проводит работу по утверждению нового ПЛАРН, заключено коммерческое предложение с ООО «...» на проведение работ по утверждению ПЛАРН в срок 4 квартал 2011 г.
В судебном заседании не нашли подтверждения доводы прокурора, что имеющийся «План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов» является недействительным, так как он не утвержден в установленном порядке, не согласован с Главным управлением МЧС России по Архангельской области, не проведена экспертиза плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности, на предмет его соответствия требованиям нормативно-правовых документов, использованных при его разработке, специализированным требованиям и ограничениям, предусмотренным соответствующими нормативно-правовыми актами и нормативно-техническими документами, в том числе установленными в субъектах Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не утвержден и не введен в действие приказом по организации план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления, по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в наименовании Плана отсутствует слово «по предупреждению».
Ссылки прокурора в судебном заседании на Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» и Постановление главы администрации Архангельской области от 29.03.2001 г. № 126 «О мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Архангельской области» в обосновании доводов искового заявления основаны на неправильном толковании правовых норм.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» требования к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, определяемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласовываются с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование деятельности в соответствующей сфере.
Согласно п. 3 Постановления главы администрации Архангельской области от 29.03.2001 г. № 126 «О мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Архангельской области» организациям, осуществляющим разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов при разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов руководствоваться основными требованиями к разработке планов на территории Архангельской области, согласовывать разработанные планы с департаментом природных ресурсов администрации области, ГУПР по Архангельской области, Архангельским отделом Управления Северного округа Госгортехнадзора России и представлять на утверждение в главное управление ГО и ЧС по Архангельской области.
Однако Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.12.2004 г. № 621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов» были утверждены согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти «Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», которые введены в действие с 01.05.2005 г. Данные Правила устанавливают общие требования к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, а также определяют порядок согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и соответствующих им календарных планов оперативных мероприятий при угрозе или возникновении ЧС (Н) для функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и организаций, независимо от форм собственности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, включая администрацию портов.
В настоящее время Главное управление МЧС России в Архангельской области руководствуется данными Правилами, во всех письменных ответах на них ссылается. При разрешении спора, суд руководствуется данными Правилами, поскольку в Постановлении Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» было предложено разработать требования к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации именно Главным управлением МЧС России.
Согласно п. 14 и 15 «Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.12.2004 г. № 621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов» в соответствии с классификацией чрезвычайных ситуаций организации разрабатывают План, соответствующий уровню возможной ЧС (Н): локального, местного, территориального, регионального и федерального уровня. Планы и Календарные планы организаций для локального уровня утверждаются ее руководителем и органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления, по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
Согласно справки «Склад ГСМ» ответчика по классификации относится к локальному уровню, следовательно, ПЛАРН утверждается руководителем организации и органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления, по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. В представленных документах судом установлено, что ПЛАРН Котласского филиала ООО «...» утвержден руководителем предприятия П.А.Н., .... имеется письменное согласование руководителя управления Росприроднадзора по Архангельской области М.А.П., а .... согласовано руководителем отдела по гражданской обороне чрезвычайных ситуаций и мобилизационной работе администрации города Л.Н.Т. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что данный ПЛАРН утвержден в установленном порядке. Надпись Л.Н.Т. «Согласовано» вместо «Утверждено» не свидетельствует о том, что ПЛАРН не прошел процедуру утверждения. В Приказе № 621 и в утвержденном к нему Правилам нет обязательных указаний о необходимости согласования с Главным управлением МЧС России по Архангельской области. В письме прокурора от .... (...) Главное управление МЧС России сообщает, что ПЛАРН в Главное управление на согласование (утверждение) не поступал и одновременно со ссылкой на Приказ Главного управления МЧС России № 621 сообщает, что срок действия плана исчисляется с момента утверждения ПЛАРНа органом Государственного управления МЧС России, либо органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления, в зависимости от прогнозируемого уровня нефтеразлива.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ПЛАРН в декабре 2008 г. был утвержден в установленном порядке, поскольку имеется письменное согласование органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления, то есть руководителя ГО и ЧС администрации г. Коряжма. Отсутствие подписи руководителя отдела ГО и ЧС администрации г. Коряжма Л.Н.Т. на титульном листе плана и отсутствие слова «по предупреждению» в названии Плана не свидетельствует о том, что данный ПЛАРН является не действительным.
В соответствии с вышеуказанными Правилами (приказ № 621) предусмотрена экспертиза планов на предмет их соответствия требованиям нормативно-правовых документов, используемых при их разработке, специализированным требованиям и ограничениям, предусмотренным соответствующими нормативно-правовыми актами и нормативно-техническими документами, в том числе установленными в субъектах Российской Федерации в области защиты населения и территории от ЧС (Н). Орган исполнительной власти, утверждающий План организует проведение экспертизы в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, регламентирующих эти работы. В судебном заседании Л.Н.Т. показал, что по представленному плану была проведена экспертиза совместно с представителем Главного управления МЧС России в г. Коряжма на соответствие его нормативным документам, замечаний не было, поэтому ПЛАРН был согласован, о чем он письменно сообщил в адрес руководителя предприятия. Какой-либо письменный формы по заключению экспертизы не предусмотрено, обязанность по организации проведения экспертизы ПЛАРН локального уровня возложена на органы исполнительной власти местного самоуправления. В материалах дела имеются Приказы ..., ..., согласно которых ПЛАРН вначале введен в действие Котласским филиалом ООО «...», а затем филиалом ОАО «...». Данный «План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» действует на предприятии до .... Ответчик филиал ОАО «...» в настоящее время проводит работы по согласованию и утверждению нового ПЛАРНа, заключен договор с ООО «...», срок исполнения 4 квартал 2011 г. Прокурор в исковом заявлении указывает, что имеется нарушение требований ч. I ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности», а именно:
- не проведена экспертиза плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности, на предмет его соответствия требованиям нормативно-правовых документов, использованных при его разработке, специализированным требованиям и ограничениям, предусмотренным соответствующими нормативно-правовыми актами и нормативно-техническими документами, в том числе установленными в субъектах Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - пункт 1 раздела II Порядка выполнения требований к разработке плана ЛРН (приложение № 1 к Правилам разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, приложение к приказу МЧС России от 28.12.2004 № 621)
- не утвержден и не введен в действие приказом по организации план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления, по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти - пункт 15 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (приложение к приказу МЧС России от 28.12.2004 № 621) и пункта 1 раздела III Порядка выполнения требований к разработке плана ЛРН (приложение № 1 к указанным Правилам).
Указанные нарушения не соответствуют обстоятельствам дела и нормативно-правовым актам. В Правилах разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных приказом Главного управления МЧС России от 28.12.2004 г. № 621 нет указаний на то, что экспертиза обязательно должна быть произведена в органе, имеющим лицензию на данный вид деятельности. По масштабам возможного разлива нефтепродуктов ЧС (Н) отнесен к локальному уровню, что в соответствии с вышеуказанными Правилами ПЛАРН утверждается руководителем организации и органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления, по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Планы организаций подлежат экспертизе на предмет их соответствия требованиям нормативно-правовых документов, использованных при их разработке, специализированным требованиям и ограничениям, предусмотренным соответствующими нормативно-правовыми актами и нормативно-техническими документами, в том числе установленными в субъектах Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС (Н). В декабре 2008 г. ПЛАРН для Котласского филиала ООО «...» был утвержден Л.Н.Т. руководителем отдела ГО и ЧС администрации г. Коряжма, который, соответственно, и отвечает за организацию проведения экспертизы. Органы исполнительной власти, утверждающие ПЛАРН, организуют проведение экспертизы в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, регламентирующих эти работы. Второе указанное нарушение - не утверждение и не введение в действие приказом по организации плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления, по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, вообще является абсурдным выводом, поскольку Правилами, утвержденными приказом № 621 Главного управления МЧС России, вообще не предусмотрено утверждение и введение в действие приказа по организации ПЛАРНа в органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления, по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Согласно представленных документов от .... Приказом ... Котласского филиала ООО «...» введен в действие ПЛАРН, а затем, после реорганизации ООО «...» Приказом ... от .... с .... все организационно-распорядительные документы (приказы, распоряжения), внутренние нормативные и иные документы (инструкции, положения, заключении, Пласы и другое) Котласского филиала ООО «...» считаются действительными и обязательными к исполнению для работников Складского комплекса филиала ОАО «...» в ... до их пересмотра или истечения срока действия.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Открытому акционерному обществу «...» о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства, а именно: получения заключения экспертизы плана на соответствие требованиям нормативных документов, согласования и утверждения плана по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в Главном управлении МЧС России по Архангельской области и введение его в действие, в срок до 01.09.2011 г. не обоснованны и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Открытому акционерному обществу « ...» о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства, а именно: получения заключения экспертизы плана на соответствие требованиям нормативных документов, согласования и утверждения плана по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в Главном управлении МЧС России по Архангельской области и введение его в действие, в срок до 01.09.2011 г. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи жалобы в Коряжемский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме (в окончательной форме 10 мая 2011 г.).
Председательствующий - Т.А. Незговорова