Решение по иску о защите прав потребителей и компенсации морального вреда



Дело № 2- 372 25 июля 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Коряжемский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего - Незговоровой Т.А.

при секретаре – Богатыренко М.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кондрашовой И.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью «ДОМ+» о защите прав потребителей и взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Кондрашова И.Н. обратилась в Коряжемский городской суд с исковым заявлением к ООО «ДОМ+» о защите прав потребителей и взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>. Между истцом и ответчиком _.__ г. был заключен договор управления вышеуказанным многоквартирным домом. Из ответа ответчика от _.__ г. истцу стало известно о заключенном договоре между управляющей компанией ООО «ДОМ+» и ОАО «КС». _.__ г. истец обратился с заявлением в управляющую компанию ООО «ДОМ+» о предоставлении информации в отношении указанного в ответе от _.__ г. договора между управляющей компанией ООО «ДОМ+» и ОАО «КС». Истец получил ответ от _.__ г. за подписью директора управляющей компании ООО «ДОМ+» О.В. о том, что требование истца о предоставлении информации является вмешательством в деятельность управляющей компании ООО «ДОМ+» и противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации и Договора управления. Данный отказ ответчика о предоставлении информации истец считает незаконным. Согласно пункту 3.1.2 заключенного договора между И.Н. Кондрашовой и ООО «ДОМ+» установлено, что для оказания коммунальных услуг Управляющая организация заключает договора с ресурсоснабжающими организациями от имени Управляющей организации за счет Собственника. Пунктом 3.1.9. договора предусмотрено аварийно-диспетчерское обслуживание. ООО «ДОМ+» приняло на себя обязательства по содержанию и ремонту общего имущества. Согласно перечню работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме ООО «ДОМ+» также производит работы по техническому осмотру внутридомовых инженерных сетей, по техническому осмотру внутридомового газового оборудования, бытового оборудования. Указанный вывод истца о наличии у ООО «ДОМ+» обязанности по заключению договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования не опровергается положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» в силу которых абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерского обеспечения. Следовательно, ООО «ДОМ+» обязан заключить договор со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт ВДГО. Так как управляющая компания ООО «ДОМ+» действует от имени и за счет собственников, то есть предоставляет обязательные услуги через ОАО «КС», то предоставление информации является непосредственной обязанностью ответчика, причем закрепленной законодательно. Собственниками жилых помещений выбран способ управления и утверждены условия договора управления. Согласно п. 3.1.16 договора управления многоквартирным домом, по требованию Собственника или лиц, пользующихся его Помещением в многоквартирном доме, управляющая компания обязана выдать в течение 3-х рабочих дней справки, установленного образца, выписки из финансового лицевого счета и из домовой книги и иные предусмотренные действующим законодательством документы. Кондрашова И.Н. испытывает нравственные переживания из-за невозможности реализовать свои права. В связи с не предоставлением своевременного ответа на заявление истца и как следствие отсутствие информации у нее возникало стрессовое состояние. Нравственные страдания появились как реакция ее психики на неправомерное бездействие ответчика, что сказывалось на состоянии ее здоровья. У Кондрашовой И.Н. нарушился сон и аппетит. Так же она испытывает нравственные переживания из-за неправомерных действий ответчика и физические муки от посягательств ответчиком на ее социальные права, гарантированные основным законом - Конституцией Российской Федерации. Просит признать незаконным не предоставление ответчиком запрашиваемой истцом информации, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей, в качестве доказательств запросить с ответчика документы, которые суд посчитает нужным для рассмотрения данного дела.

Истец Кондрашова И.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания была извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия и направила для участия в процессе своего представителя по доверенности Кондрашова А.Г. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело по существу без участия истца с участием его представителя.

В судебном заседании представитель истца Кондрашов А.Г. заявленные истцом требования поддержал в полном объеме и пояснил суду, что до настоящего времени ответчик не предоставил для ознакомления договор.

Кондрашова И.Н. является кормящей матерью, из-за несвоевременного получения ответа нервничала, переживала, что соответственно, отрицательно сказывалось на ребенке.

Представитель ответчика ООО «ДОМ+» о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайств о рассмотрении дела без его участия и письменных возражений по исковому заявлению также не предоставил. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав мнение представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Кондрашова И.Н. является собственником доли в праве общей долевой собственности квартиры в доме по ул. <адрес> (л.д. 7-11).

С _.__ г. жилой многоквартирный дом по ул. <адрес> на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от _.__ г. принят на содержание и обслуживание управляющей компанией ООО «ДОМ +».

На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от _.__ г., _.__ г. с собственником квартиры Кондрашовой И.Н. заключен письменный договор управления многоквартирным домом, расположенным по <адрес>, срок действия договора составляет 5 лет.

В соответствие со статьями 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно пункту 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются согласно пункту 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 5 части 11 которых в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Пунктом 9 данных Правил установлено, что внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.

Пунктом 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170 установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.

Исходя из содержания подпункта «а» пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, надлежащее содержание внутридомовых систем газоснабжения в многоквартирном доме должно обеспечиваться лицами, осуществляющими управление многоквартирным жилым домом, согласно статьям 161, 163 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном пунктом 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170.

В силу положений части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.

В силу положений статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме выбирают способ управления домом, о чем заключается в письменной форме договор управления многоквартирным домом. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

В соответствии ч. 2 ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления и управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах и тарифах на услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии в этими ценами и тарифами, об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ, а также о ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг.

В соответствии с пунктом 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе, в частности получать от ответственных лиц, не позднее 5 рабочих дней с даты обращения, информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен.

Согласно п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 г. № 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" предоставление информации по письменному запросу осуществляется в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.

Как установлено в судебном заседании, собственники помещений дома по ул. <адрес> в соответствии с вышеуказанными правовыми нормами решением общего собрания от 23.05.2009 г. выбрали способ управления многоквартирным домом, определив управляющую компанию (ООО «ДОМ +»), утвердили условия договора управления многоквартирным домом, заключаемые с собственниками помещений с перечнем услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставляемых управляющей компанией ООО «ДОМ +», и тарифы на содержание общего имущества многоквартирного дома, исходя из перечня предоставляемых услуг и работ по содержанию.

Согласно п. 3.1.16 договора управления многоквартирным домом, по требованию Собственника или лиц, пользующихся его Помещением в многоквартирном доме, управляющая компания обязана выдавать в течение 3-х рабочих дней справки, установленного образца, выписки из финансового лицевого счета и из домовой книги и иные предусмотренные действующим законодательством документы (л.д. 8).

23.05.2011 г. Кондрашова И.Н. обратилась в управляющую компанию ООО «ДОМ +» с заявлением, согласно которого: «Я, Кондрашова Ирина Николаевна являюсь собственником жилого помещения квартиры дома по ул. <адрес>, добросовестно оплачиваю коммунальные платежи, за содержание и ремонт указанного дома.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Жилищного кодекса правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Частью 1 статьи 161 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирного дома должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающих в таком доме. Пунктом 3.1.2 заключенного договора между Кондрашовой И.Н. и ООО «ДОМ +» установлено, что для оказания коммунальных услуг Управляющая организация заключает договора с ресурсоснабжающими организациями от имени Управляющей организации за счет Собственника, что дает ей право на получение информации. На основании вышеизложенного просит выдать в установленный п. _.__ г. договора срок заверенные надлежащим образом копии следующих документов: 1. Копию договора с ОАО «КС» с приложениями» (л.д. 19).

_.__ г. ООО «ДОМ+» дало ответ на заявление Кондрашовой И.Н. от 23.05.2011 г., согласно которого: «Управляющая организация ООО «ДОМ+» рассмотрела Ваше заявление от 23.05.2011 и сообщает следующее, что согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" собственники помещений в соответствии с условиями договора вправе:

а) получать информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ;

б) проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы);

в) требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.

На основании вышеизложенного вынуждены Ваше заявление оставить без удовлетворения, так как Ваше требование является вмешательством в деятельность нашей организации и противоречит требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации и Договора управления» (л.д.20). Отказ ответчик предоставить Кондрашовой И.Н. копию договора с ОАО «КС» с приложениями не соответствует требованиям закона. _.__ г. заключен договор 99/2010 –адс. возмездного оказания услуг по аварийно-диспетчерскому и техническому обслуживанию газопроводов и газоиспользующего оборудования жилых домов между ОАО «КС» и ООО «ДОМ+». В этом договоре предусматриваются обязанности сторон, в том числе техническое обслуживание и ремонт бытового газоиспользующего оборудования (то есть газовых плит и колонок), аварийное обслуживание по заявке граждан, заказчик (ООО «ДОМ+» обязан информировать потребителей об исполнении диспетчерского обслуживания, стороны утверждают тарифы, цену договора). В приложениях к договору указан график по техническому обслуживанию газовых плит жилого фонда ООО «ДОМ+», стоимость услуг по техническому обслуживанию газовых плит, отключающих устранение устройств, внутридомового и фасадного газопровода, аварийно-диспетчерского обслуживания жилого фонда ООО «ДОМ+». Вся оплата по договору производится за счет собственников жилых помещений.

В соответствии со «Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» п. 10 «б» в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения: услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); охрана подъезда; охрана коллективных автостоянок; учет собственников помещений в многоквартирном доме; иные услуги по управлению многоквартирным домом.

Согласно п. 14 Стандарта в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат следующие сведения: перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающей организации, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация закупает их у ресурсоснабжающих организаций; тарифы (цены) для потребителя, установленные для ресурсоснабжающеих организаций, у которых управляющая организация закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в п. 16 Стандарта; тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией для расчета размера платежей для потребителей.

Согласно п. 17 Стандарта раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде. В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименование и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.

Собственник жилого помещения имеет право знать объем услуг по обслуживанию газового оборудования, периодичность, цену и тарифы на оказываемые услуги. Своими действиями Кондрашова И.Н. не вмешивалась в деятельность Управляющей компании ООО «ДОМ+», ее действия не противоречили требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации и Договора управления.

Также подлежат удовлетворению и заявленные истцом требования о взыскании компенсации морального вреда.

В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В соответствии со ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. При определении размера компенсации вреда должно учитываться требование разумности и справедливости. В силу ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, жизнь и здоровье гражданина отнесены к личным неимущественным правам личности.

Как установлено судом, от незаконных действий ответчика в следствии не предоставления ответа на заявление Кондрашовой И.Н. от 23.05.2011 г., истец испытала нравственные страдания из-за нарушения со стороны ответчика прав истца, выразившиеся в переживаниях, нарушением сна и аппетита.

С учетом обстоятельств дела, требований разумности и справедливости, характера причиненных страданий, суд определяет денежную компенсацию морального вреда, причиненного истцу в размере 500 рублей, что полностью соответствует требованиям разумности и справедливости.

В соответствии со ст. 333.20 п.8 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход соответствующего бюджета государственная пошлина в размере 4000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кондрашовой И.Н. - удовлетворить.

Признать незаконными действия управляющей компании ООО «ДОМ +» по не предоставлению ответа на заявление Кондрашовой И.Н. от 23.05.2011 г. о предоставлении информации в отношении договора между управляющей компанией ООО «ДОМ +» и ОАО «Котласгазсервис».

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ДОМ +» в пользу Кондрашовой И.Н. компенсацию морального вреда в размере 500 (Пятьсот) рублей.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ДОМ +» в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 4000 (Четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи жалобы в Коряжемский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме (29 июля 2011 г.).

Председательствующий - Т.А. Незговорова