Решение по иску об обязании предоставить место в дошкольном учреждении



Дело № 2 - 396 28 июля 2011 г.

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

Коряжемский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Незговоровой Т.А.,

при секретаре Богатыренко М.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Коряжме гражданское дело по иску Бураковой Е.П. к Муниципальному образованию «Город Коряжма» о предоставлении места в детском дошкольном учреждении города Коряжма,

УСТАНОВИЛ:

Буракова Е.П. обратилась в Коряжемский городской суд с иском к МО «Город Коряжма» в лице администрации города о предоставлении места в детском дошкольном учреждении города Коряжма, ссылаясь на то, что в список предоставленных мест в 2011 году ребенок истца не внесен, то есть место в детском саду дочери истца не будет предоставлено в учебном 2011-2012 г.г. Ответчиком нарушены конституционные права ребенка Бураковой Е.П. Статьей 43 Конституции Российской Федерации провозглашено право каждого на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение каждого на образование, в том числе дошкольное. Закрепляя право на образование и право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их. В соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в силу положений пп. 2 п. 1 ст. 31 Федерального Закона от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа. Согласно ст. 18 указанного Федерального закона «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Следовательно, на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений. Ответчик не исполняет обязанности, возложенные на него вышеперечисленными нормативно-правовыми актами, не организовал надлежащим образом деятельность по решению вопросов местного значения, а именно: не обеспечил ребенка истца в дошкольном образовательном учреждении города Коряжмы, в связи с чем просит обязать администрацию МО «Город Коряжма» предоставить ребенку истца место в дошкольном учреждении г. Коряжма в срок до 01.09.2011 г.

В судебном заседании истец Буракова Е.П. исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что в августе месяце ребенку исполнится полтора года, она собиралась выходить на работу, муж также работает, средств на оплату частного детского садика не имеют.

Представитель ответчика администрации МО «Город Коряжма» по доверенности Рябова Н.В. с иском не согласна и пояснила, что статья 43 (ч.2) Конституции Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В соответствии с п. 2.1. ст. 28 и п.6.1. ч.1 ст. 29 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 (ред. от 01.07.2011 г.) "Об образовании" обеспечение государственных гарантий права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования отнесено к полномочиям государственных органов, но никак не к полномочиям органов местного самоуправления, к полномочиям которых в соответствии с п.2 ч.1 ст. 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» отнесены вопросы организации предоставления дошкольного образования, что не одно и то же. В целях реализации указанного полномочия в муниципальном образовании «Город Коряжма» создано 17 дошкольных образовательных учреждений различных видов, открыты дошкольные группы на базе МОУ «СОШ № 6 г.Коряжмы». В соответствии с приказом отдела образования администрации города от 01.06.2011 г. № 224 (в редакции приказа от 06.06.2011 г. №233) на 2011-2012 учебный год укомплектована 121 группа (2141 место), из них для детей с полутора до 2 лет - 7 групп (105 мест). Также в городе проводится работа по расширению сети дошкольных учреждений - строится новый детский сад на 220 мест. Постановлением администрации города от 25.06.2010 г. № 945 (ред. от 01.10.2010 № 1656) «О комплектовании образовательных учреждений муниципального образования «Город Коряжма», реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» определен порядок постановки детей на учет, принцип очередности комплектации дошкольного образовательного учреждения, обеспечена общедоступность такого образования, поскольку любой гражданин имеет возможность обратиться в установленном порядке с соответствующим заявлением и быть включенным в списки очередников, при наличии мест устроить ребенка в дошкольное учреждение. То есть реализация установленных законом полномочий органов местного самоуправления в МО «Город Коряжма» осуществляется надлежащим образом. Кроме того, статья 18 Закона Российской Федерации «Об образовании» раскрывает понятие «дошкольное образование». В соответствии с указанной статьей именно родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Согласно п.5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 666, основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение познавательно-речевого, социально -личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. То есть ДОУ предоставляют не только услуги образовательного характера (обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития), но и услуги по уходу и присмотру за детьми, оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. При этом в ранневозрастных группах (дети до 3-х лет) дошкольные учреждения оказывают в основном услуги по уходу и присмотру за детьми. Таким образом, законодательство устанавливает, что бесплатное дошкольное образование может быть осуществлено, в том числе, и в форме методической, диагностической и консультативной помощи семьям. На сегодняшний день все дошкольные учреждения города (группы для детей с полутора до двух лет) полностью укомплектованы. Увеличивать число детей в группах указанного возраста не могут, так как норма наполняемости групп установлена санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" СанПиН 2.4.1.2660-10, обязательными для исполнения. Поэтому предоставление дошкольного образования детям указанного возраста, не обеспеченным местом в ДОУ, предполагается в форме консультаций по вопросам воспитания, обучения и развития детей, а также проведения показательных и обучающих занятий, предусмотрена возможность посещения детьми, не обеспеченными местами в ДОУ обучающих занятий в группах. В городе Коряжме для тех семей, которые воспитывают детей на дому, в планах работы всех дошкольных образовательных учреждений города предусмотрена работа с указанными семьями. ДОУ проводят обучающие занятия с родителями и детьми. Таким образом, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования осуществляется администрацией города надлежащим образом. В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Истец, требуя предоставления места в дошкольном учреждении города Коряжмы до 1 сентября 2011 года, по сути, требует внеочередного или первоочередного предоставления места в ДОУ, без законных на то оснований. Таким образом, в избранном способе защиты права усматриваются признаки злоупотребления своим правом, поскольку в случае удовлетворения настоящего иска будут затронуты права впереди стоящих детей. В соответствии со ст. 43 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» государством установлено право каждого на образование и гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов. Законодательство Российской Федерации в области образования основано на Конституции Российской Федерации и включает федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, направленные на регулирование образовательных правоотношений. Нормативные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, являются составной частью законодательства Российской Федерации в области образования в той части, в какой они наделены государственными полномочиями действующим федеральным законом. Таким образом, правовой статус потребителей образовательных услуг обеспечивают и составляют: гарантированные Конституцией Российской Федерации личные права на образование; нормы и принципы законодательства Российской Федерации об образовании; общепризнанные принципы и нормы международного права в области образования; обычаи делового оборота в области образования; частные интересы гражданина в области образования (в той мере, в какой они не вступают в конфликт с законом и не нарушают права и свободы других лиц). Если существуют разные источники прав потребителей образовательных услуг, то в зависимости от природы и источника прав должны быть и разные механизмы обеспечения гарантий их реализации и защиты. В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации об образовании для разных уровней образования могут быть установлены разные условия государственной поддержки, а также разные степени государственных гарантий для участников образовательной деятельности. Так, если для уровня общего образования, включающего в себя три ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, согласно ч.4 ст. 43 Конституции Российской Федерации, ч.ч 1-3 ст. 19 Закона Российской Федерации «Об образовании», установлена государственная гарантия полной "всеохватности", бесплатности и доступности для каждого гражданина в силу его обязательности, то государственная поддержка, обеспечивающая общедоступность и бесплатность дошкольного образования, такой обязательности лишена. Как установлено в ч.ч. 1 и 3 ст. 18 Закона Российской Федерации «Об образовании» именно родители являются первыми педагогами и обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Сеть дошкольных образовательных учреждений для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в Российской Федерации действует в помощь семье. Деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов регулируется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 666. В соответствии с п. 4 указанного Типового положения дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Согласно п.5 Типового положения одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Пунктами 27 и 31 Положения предусмотрено, что порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения, количество групп определяются учредителем, исходя из их предельной наполняемости, в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе. Учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения является муниципальное образование, функции и полномочия которого осуществляются органами местного самоуправления. Как установлено в п.2 ч.1 ст. 31 Закона Российской Федерации «Об образовании», п. 13 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 18.07.2011 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования. В рамках предоставленных федеральными законами полномочий постановлением администрации города от 25.06.2010 г. № 945 утвержден Порядок комплектования ДОУ. Как установлено в п. 6 Порядка комплектования ДОУ количество групп и воспитанников в учреждении ежегодно определяется приказом отдела образования в соответствии с лицензией и созданными условиями в учреждении. Пунктом 3 Порядка комплектования ДОУ предусмотрено, что комплектование учреждений осуществляется отделом образования администрации города на основании учета заявлений родителей (законных представителей). В соответствии с п.9 Порядка комплектования ДОУ выделение места в учреждении для детей производится по возрастной группе в порядке очередности, определяемой по дате подачи заявления или по дате поступления документов, подтверждающих право на льготное выделение места. По возможности учитывается место жительства ребенка, либо место работы родителей. В п. 10,11 Порядка комплектования ДОУ предусмотрены случаи внеочередного и первоочередного выделения мест в дошкольных учреждениях на основании федеральных законов (законов Российской Федерации), актов Президента Российской Федерации либо актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих льготы по предоставлению мест в ДОУ отдельным категориям граждан. Согласно п. 15 Порядка комплектования ДОУ в учреждения, как правило, принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет. Возраст приема детей в конкретное учреждение определяется уставом учреждения в зависимости от наличия необходимых условий пребывания детей. Исходя из толкования приведенных выше норм Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об образовании», Типового положения, Порядка комплектования ДОУ в их системном единстве и правовой взаимосвязи, следует вывод, что, в отличие от общего образования, являющегося обязательным, где обучение детей начинается с достижения ими возраста 6,5 лет, дошкольное образование реализуется в первую очередь в семье. Поступление ребенка, достигшего возраста 2 месяцев (в условиях города Коряжма - с 1 года) до достижения им 7 лет, в дошкольные группы муниципальных образовательных учреждений возможно только в порядке, установленном органами местного самоуправления. Согласно существующему в МО «Город Коряжма» порядку получение места в муниципальном дошкольном учреждении возможно только в порядке очередности, в первую очередь либо вне очереди - только лишь при наличии установленных нормативными правовыми актами льгот. Данный порядок не противоречит ни Конституции Российской Федерации, ни нормам международного права, в том числе ст. 18 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. и вступившей в силу для СССР 15.09.1990 г., представляющими собой так называемое объективное право - заложенные в нормах возможности, модель возможного поведения определенного круга субъектов. Преобразование этих возможностей в субъективное право, то есть в реальные конкретные возможности и притязания конкретного субъекта происходит посредством юридических фактов и, прежде всего, волевых действий самих субъектов. Администрация города считает, что на момент обращения с данным иском у истца не возникло субъективного права на предоставление ее ребенку места в дошкольном учреждении города Коряжмы. Данное субъективное право может возникнуть и быть реализованным, учитывая достижение ребенком нужного возраста, только при условии наступления очереди истца и наличии на этот момент свободных мест в ДОУ. Истец не предоставила в отдел образования документов, подтверждающих право на льготное выделение места, то есть она правом первоочередного или внеочередного приема в ДОУ не обладает, очередь на момент комплектации групп в дошкольных образовательных учреждениях города на 2011-2012 учебный год еще не наступила, на данный момент порядковый номер очереди - 61. Считают, что при таких обстоятельствах обязанности предоставить ребенку истца место в одном из дошкольных учреждений города у ответчика не возникло. О том, что очередность предполагает предоставление места лицу, которое первым встало на учет, то есть в порядке очереди, свидетельствуют не только приведенные выше положения Порядка комплектования ДОУ, но и положения отдельных федеральных законов: ст. 44 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 19 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 г. № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации",ст. 35, Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" и другие, предусматривающие внеочередной порядок предоставления мест в детских дошкольных учреждениях детям прокуроров, судей, сотрудников Следственного комитета, детям граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк»; детям военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел и другое. Таким образом, у истца не возникло права на предоставление ее ребенку места в дошкольном учреждении города Коряжмы, соответственно, обязанности предоставить ребенку истца место в одном из дошкольных учреждений города у администрации города не возникло. Также пояснила, что в настоящее время все дети в возрасте 2-х лет обеспечены местом в ДОУ. Места предоставляются в порядке очереди. На 01.06.2011 г. Буракова Е.П. была в очереди под номером 177, в настоящее время номер очереди 61. К 01.09.2011 г. нет возможности предоставить место в ДОУ. Администрация города принимает меры по увеличению мест в ДОУ – летом этого года введены три новые группы, это переделанные спортзалы и другие помещения. Рассматривается вопрос об открытии группы на базе санатория-профилактория. Нормы Роспотребнадзора не позволяют размещать в группе более 15 детей, хотя имеется возможность для размещения большего количества детей.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Имеется свидетельство о рождении Б. _.__.___ года рождения, родителями которой являются мать – Буракова Е.П. и отец – О. о чем составлена актовая запись от _.__.___ г. (л.д. 7).

04.03.2010 г. О. обратился с заявлением в администрацию МО «Город Коряжма» о предоставлении места в дошкольном учреждении отдела образования, то есть практически через месяц после рождения дочери.

Имеется выписка из списка очередности заявлений по выделению мест в дошкольных учреждениях от _.__.___. , согласно которой заявление О. о выделении места в дошкольном учреждении поступило в отдел образования администрации города _.__.___ регистрационный . По возрастной группе с 1 года до 2 лет в списке очередности ребенок Бураковой Е.П. находится под № 177.

В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела место в детском дошкольном учреждении не предоставлено.

В силу ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение каждого на образование, в том числе, дошкольное.

Закрепляя право на образование и право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.

Невыполнение обязанности государства влечёт возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданина, в том числе в судебном порядке. При этом выбор способа защиты гражданских прав в соответствии с требованиями ст.ст.9, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежит непосредственно гражданам.

Положения ст. 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, обуславливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты. Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает нормативное закрепление обеспечения этого права, которое должны учитывать субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, осуществляя собственное нормативное регулирование.

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266 - 1 предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (п.3 ст. 18).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 666 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с которым регулируется деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

Согласно п.3 Типового положения дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и именно оно создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования (пункт 4 Типового положения).

Комплектование ДОУ осуществляется в соответствии с разделом III Типового положения о ДОУ. Пункт 8 Типового положения о ДОУ устанавливает, что в группы для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях любых типов и видов, в том числе в ДОУ, могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы).

Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Учредителем государственного дошкольного образовательного учреждения являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления.

В г. Коряжма зачисление детей в детские сады осуществляется в соответствии с «Порядком комплектования образовательных учреждений муниципального образования «Город Коряжма», реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», утвержденного Постановлением № 945 от 25.06.2010 г.

Согласно п. 3, 6, 7, 8, 15 и 16 указанного Порядка комплектование муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на территории муниципального образования "Город Коряжма" осуществляется отделом образования администрации города на основании учета заявлений родителей.

Количество групп и воспитанников в учреждении ежегодно определяется приказом отдела образования в соответствии с лицензией и созданными условиями в учреждении. Координационный совет по делам семьи, охране материнства и детства при администрации города ежегодно определяет количество свободных мест по возрастным группам на льготную и общую очередность. Списки вновь принимаемых воспитанников учреждения формируются отделом образования ежегодно с июня по август и утверждаются приказом. При освобождении мест в группах учреждения допускается комплектование в течение всего учебного года. В учреждение, как правило принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет. Возраст приема детей в конкретное учреждение определяется уставом учреждения в зависимости от наличия необходимых условий пребывания детей. Отдел образования выдает направление с указанием сроков поступления ребенка в учреждение родителю (законному представителю) в течение учебного года или руководителю учреждения в период летнего комплектования детьми.

Как установлено судом, Буракова Е.П. не обладает правом первоочередного или внеочередного приема в Учреждение.

Вместе с тем, согласно п. 2.1 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года N 5-П " - положения ст. 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее ст. 38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, то есть естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей - многоплановую роль публичной власти в этой сфере. Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что названная конституционная обязанность государства обусловливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты (статья 7 (часть 2) Конституции РФ)".

Таким образом, после выплаты пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребёнком логическим продолжением государственной поддержки обеспечения возможности семьи содержать и воспитывать ребёнка является обеспечение государством семей возможностью пользоваться услугами дошкольных образовательных учреждений, тем более при наступлении возраста ребёнка, когда родитель, непосредственно находящийся в отпуске по уходу за ребёнком, должен приступить к трудовой деятельности.

Следовательно, содержание, воспитание и обучение ребёнка в детском саду предоставляет возможность матери распорядиться своей способностью к труду, получать вознаграждение за труд, тем самым увеличить финансовое обеспечение семьи, в том числе ребёнка.

Конституционный Суд Российской федерации в Постановлении от 15 мая 2006 года № 5-П указал, что государство и муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Согласно п. 2 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 22 марта 2007 года № 4-П в соответствии с Конституцией Российской Федерации политика Российской Федерации как правового и социального государства - исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание России - направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2007 года № 03-1883 направлены методические рекомендации по развитию дошкольного образования в 2007 - 2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждении, согласно которым система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребёнка в дошкольное образовательное учреждение, с тем чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребёнком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребёнку в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребёнка в детский сад.

Как установлено судом, истец обратился с заявлением о предоставлении места в детском саду _.__.___ то есть практически через месяц после рождения ребенка, таким образом, с момента подачи заявления и постановки ребенка на очередь прошло уже больше года, однако ребёнок местом в детском саду не обеспечен.

Доводы администрации МО «Город Коряжма» о том, что в настоящее время у истца очередь на место в ДОУ на очереди в дошкольные учреждения зарегистрировано 345 детей, свободных мест в дошкольных учреждениях не имеется, а при освобождении мест ежемесячно проводится доукомплектование групп из числа детей, обладающих правом внеочередного и первоочередного приема в детские сады, не могут послужить основанием для отказа в иске, поскольку это ставит возможность реализации конституционного права ребёнка на общедоступность и бесплатность дошкольного, образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях под угрозу.

Ссылки ответчика на ущемление прав других граждан, в случае удовлетворения иска, суд признает несостоятельными, поскольку, права других лиц, нуждающихся в обеспечении местом в дошкольном учреждении, не являются предметом настоящего судебного разбирательства.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

В августе месяце дочери истца исполнится полтора года, заявление о предоставлении места в ДОУ подано ей было в феврале 2010 г., поэтому суд считает, что имеются основания для удовлетворения иска. Однако суд принимает во внимание то обстоятельство, что к 01.09.2011 г. ответчик не сможет предоставить место в ДОУ. В МО «Город Коряжма» решается вопрос об увеличении мест в ДОУ – строится новый детский сад, идет переоборудование помещений под группы в ДОУ, решается вопрос о размещении групп в санатории-профилактории, поэтому суд полагает возможным установить срок предоставления места в ДОУ истцу в течение 6-ти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Данный срок суд считает разумным с учетом обстоятельств дела и необходимостью предоставления времени ответчику для увеличения количества мест в ДОУ путем проведения переоборудования помещений. О. своевременно подал заявление на предоставление места его дочери в дошкольном учреждении, однако ответчик отказал в предоставлении места, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению, ссылки представителя ответчика, что не подошла очеред, не имеют значения для разрешения спора по существу.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Бураковой Е.П. к Муниципальному образованию «Город Коряжма» о предоставлении места в детском дошкольном учреждении города Коряжма – удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Город Коряжма» обеспечить Бураковой Е.П. место в детском дошкольном учреждении для дочери - Б., _.__.___ года рождения в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи жалобы в Коряжемский городской суд в течение 10 дней (в окончательной форме 03 августа 2011 г.).

Председательствующий - Т.А. Незговорова