Решение по иску о признании незаконным действий по начислению платы за отопление и взыскании компенсации морального вреда



Дело № 2-367 09 августа 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Коряжемский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи - Мишуковой О.Н.,

при секретаре Мордовской Т.А.,

с участием помощника прокурора г. Коряжма Тихонова Н.Г.,

рассмотрев в судебном заседании в г.Коряжме в помещении суда гражданское дело по иску Плеховой Н.А. к МУП "ПУ ЖКХ" г. Коряжма о признании действий по начислению корректировки платы за отопление незаконными и перерасчете платы,

УСТАНОВИЛ:

Плехова Н.А. обратилась в суд с иском к МУП "ПУ ЖКХ" г. Коряжма (далее по тексту МУП «ПУ ЖКХ») о признании незаконным действий ответчика в части начисления корректировки платы за отопление и взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником <....> доли квартиры <адрес>. Управление домом <адрес> осуществляется управляющей компанией ООО « Комплекс». В начале июня 2011 года МУП «ПУ ЖКХ» выставил истцу для оплаты счет, в котором за май 2011 года начислено отдельной графой <....> рублей <....> коп. Указанная сумма, как это следует из платежного документа, является корректировкой за отопление за 2010 год. На обратной стороне платежного документа МУП ПУ ЖКХ» поместило информацию о том, что доначисление в мае 2011 года производится на основании Постановления Правительства РФ № 307. Считая действия ответчика необоснованными, принятыми с нарушением положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 « О порядке предоставления коммунальных услуг», нарушающими права и законные интересы истца, как потребителя услуг, истец просила суд признать незаконным начисление МУП «ПУ ЖКХ» корректировки за отопление за 2010 год в сумме <....> ру. <....> коп., признать незаконными действия МУП «ПУ ЖКХ» в части не доведения информации до истца, касающейся формирования корректировки за отопление за 2010 год и взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме <....> рублей.

Истец Плехова Н.А., извещенная о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, о наличии уважительных причин, препятствующих явке в суд, не сообщила, направила для участия в процессе своего представителя по доверенности Плехова С.А., в связи с чем руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело по существу без участия истца с участием его представителя.

В судебном заседании представитель истца Плехов С.А. заявленные истцом требования изменил, просит суд признать незаконными действия МУП «ПУ ЖКХ» в части включения в оплату за май 2011 года корректировки платы за отопление за 2010 год в сумме <....> рублей <....> коп. и обязать МУП «ПУ ЖКХ» произвести перерасчет выставленных к оплате Плеховой Н.А. коммунальных услуг за май 2011 года, путем исключения из платы корректировки за отопление за 2010 год в течение 3 дней со дня вступления в законную силу решения суда . В обоснование заявленных истцом требований указал, что действия ответчика по выставлению истцу к оплате корректировки платы за отопление за 2010 год являются не обоснованными. Корректировка отопления произведена с нарушением положений Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 « О порядке предоставления коммунальных услуг», действующим законодательством показатель Р.k.р применяемый при расчете корректировки размера платы за отопление в соответствие с подпунктом 2 пункта 1 приложения № 2 к Правилам не определен, а следовательно примененный ответчиком способ расчета не соответствует законодательству. Конструкция дома, где проживает истец, не изменилась. Считает, что ответчик МУП «МУ ЖКХ» пытается необоснованно переложить свои обязательства перед ресурсоснабжающей организацией - филиалом ОАО «Группа Илим» в г. Коряжма на потребителя. Представитель истца подтвердил суду отсутствие в квартире истца приборов учета, а также отсутствие коллективного (общедомового), общего (квартирного) приборов учета, в связи с чем оплата истцом коммунальных услуг производится по нормативам потребления в соответствие с утвержденными в установленном законом порядке тарифами.

Представители ответчика МУП «МУ ЖКХ» Сватковская Е.В., Скачкова О.А. с заявленными требованиями не согласились, полностью поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях на иск . Считают действия ответчика по проведению корректировки платы за отопление за 2010 год обоснованными и законными. Корректировка отопления произведена в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг» расчетным путем, ответчик имеет право один раз в год произвести корректировку отопления. Проведение корректировки было обусловлено низкими температурами наружного воздуха во время отопительного сезона 2010 года, в связи с чем вырос объем потребления. Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливались до отопительного периода 2010 года и рассчитывались исходя из замеров потребления тепловой энергии в предыдущие отопительные периоды и статистики средних температур за предыдущие периоды, как того требуют Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг № 306. Следствием этого являлась разница между фактическим количеством тепловой энергии, отпущенной на нужды отопления жилых домов за прошедший период, и расчетным количеством тепловой энергии, исчисленным исходя из норматива потребления коммунальных услуг за тот же период. Проведение корректировки и ее расчет предусмотрены п. 4.1 и 4.2 договора № __ от 01.01.2009 года на отпуск тепловой энергии и горячей воды, заключенному между МУП «ПУ ЖКХ» и ООО «Комплекс», которое действовало в интересах собственников дома на основании протокола общего собрания и договора управления многоквартирным домом. Признают тот факт, что в многоквартирном жилом доме по <адрес> отсутствует коллективный (общедомовой), общий (квартирный) приборы учета.

Представитель третьего лица Филиала ОАО «Группа Илим» в г. Коряжма Варзугин А.Г. считает, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется, а поэтому просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица ООО «Комплекс» Кузьминов Р.В. поддержал позицию ответчика по иску, считает, что в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам № 307 ответчик имел право произвести корректировку отопления 1 раз в год. Проведение корректировки отопления зависит от объема предоставленной тепловой энергии. Зима 2010 года была с низкими температурными режимами. При этом представитель ООО «Комплекс» подтвердил суду факт оплаты истцом коммунальных услуг по нормативам потребления и факт отсутствия в многоквартирном доме по <адрес> коллективного (общедомового) прибора учета.

Заслушав мнение представителей сторон, третьих лиц, заключение прокурора г. Коряжма, исследовав письменные материалы дела, проверив и оценив представленные доказательства, каждое в отдельности и в совокупности, суд пришел к следующему.

Как следует из материалов дела, Плехова Н.А. является собственником <....> доли в праве общей долевой собственности квартиры <адрес> .

С 1 января 2009 года жилой многоквартирный дом <адрес> на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 04 декабря 2008 года принят на содержание и обслуживание управляющей компанией ООО «Комплекс», с истцом заключен договор управления многоквартирным домом . .

Данное обстоятельство в ходе судебного заседания лицами, участвующими в деле признавалось и не оспаривалось.

Как следует из выставленного МУП «ПУ ЖКХ» собственнику <....> доли в праве общей долевой собственности квартиры <адрес> счета за май 2011 года, истцу выставлена к оплате среди прочих платежей - корректировка платы за отопление за 2010 год в сумме <....> руб. <....> коп. .

Согласно договору теплоснабжения № __ от 30.12.2010 г., заключенному между ОАО «Группа Илим» и МУП «ПУ ЖКХ» энергоснабжающая организация обязуется отпускать Потребителю тепловую энергию и (или) теплоноситель, соответствующие количественным и качественным параметрам, установленным настоящим Договором, а Потребитель обязуется оплачивать полученную тепловую энергию и (или) теплоноситель, а также обеспечивать соблюдение установленного договором режимов потребления и надлежащую эксплуатацию принадлежащих ему теплопотребляющих установок .

Договором на отпуск тепловой энергии и горячей воды № __ от 01.01.2009 г., заключенному между МУП «ПУ ЖКХ» (ресурсоснабжающая организация) и ООО «Комплекс» (Агент), выступающее в интересах собственников многоквартирных домов, находящихся в его управлении, МУП «ПУ ЖКХ» обеспечивает подачу в многоквартирные дома, управляемые Агентом ООО «Комплекс» через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды для нужд потребителей в данных домах (список многоквартирных домов приводится в Приложении № 4 к договору). Подача тепловой энергии и горячей воды по договору осуществляется до границы балансовой и эксплуатационной ответственности между общим имуществом многоквартирного дома, управляемого Агентом и сетями ресурсоснабжающей организации, которая определяется в соответствии с Приложением № 1 к договору, в количестве и качестве обеспечивающих комфортное проживание пользователей в жилых помещениях и осуществление своей деятельности пользователями нежилых помещений .

Согласно подпункту «а» пункта 4.1. договора, размер платы за коммунальные услуги в жилых помещения определяется: для отопления – в соответствие с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к Правилам. При этом ресурсоснабжающая организация производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствие с подпунктом 2 пункта 1 приложения № 2 к Правилам .

Постановлением Мэра города Коряжма № 840 от 15.08.2005 года утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению, оказываемых населению МО «Город Коряжма»,введенные с 1 января 2006 года, согласно которым: по теплоснабжению норматив потребления по отдельной квартире составляет 0,0292 Гкал на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц норматив потребления .

Истец оспаривает законность выставленной ответчиком к оплате за май 2011 года корректировки платы за отопление за 2010 год, указывая, что расчет корректировки отопления совершен ответчиком с нарушением требований жилищного законодательства Российской Федерации и положений Постановления Правительства Российской Федерации № 307 от 23.06.2006 г.

Как установлено судом, ответчик МУП «ПУ ЖКХ» является ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей управляющим организациям, в том числе ООО «Комплекс», обслуживающему многоквартирный дом по <адрес> коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению.

Показаниями сторон, представителя управляющей организации ООО «Комплекс» судом установлено, что в многоквартирном жилом доме по <адрес> отсутствуют средства измерения объема отпущенной тепловой энергии - коллективные (общедомовые), общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Пункт 4 данных Правил предусматривает, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.

Постановлением Департамента по тарифам и ценам Архангельской области от 20 ноября 2009 года № 63-э/1 « О тарифах на тепловую энергию и на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые МУП «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» потребителям МО «Город Коряжма», с 1 января 2010 года был установлен тариф на тепловую энергию, отпускаемую МУП «ПУ ЖКХ» потребителям МО «Город Коряжма», в том числе для населения на нужды отопления и горячего водоснабжения, который составляет 530,09 руб. /Гкал .

Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19.11.2010г. № 46-э/10 « О тарифах на тепловую энергию и на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые МУП «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» потребителям МО «Город Коряжма», с 1 января 2011 года изменены тарифы на тепловую энергию .

Пунктом 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, установлено, что срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами

Согласно пункту 13 указанных Правил основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.

Как установлено судом показаниями сторон и третьих лиц, изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома <адрес> в 2010 году не произошло.

Установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Нормой, содержащейся в абзаце втором пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг № 307, предусмотрено, что приобретение исполнителем коммунальных услуг тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В обосновании своей позиции ответчик ссылается на положения пункта 19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, которые предоставляют возможность производства корректировки размера платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год, чем по мнению ответчика МУП «ПУ ЖКХ» на законных основаниях и воспользовалось, произведя расчетным путем корректировку платы за отопление.

Согласно пункту 19 Правил предоставления коммунальных услуг № 307 (в редакции, действовавшей на момент проведения ответчиком корректировки платы за отопление) при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам.

При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам по формуле: , (2)

где:

- размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.);

- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

- общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м);

- общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.).

Пояснениями представителей ответчика судом установлено, что расчет показателя Р.k.р - размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, ответчиком МУП « ПУ ЖКХ» определен расчетным путем на основе проведенного ответчиком анализа динамики объема теплопотребления с учетом показателей температуры наружного воздуха и температуры воздуха в отапливаемом жилом здании, при этом размер корректировки рассчитан единый для всего жилого фонда МО «Город Коряжма» . и в соответствие с п.4.1 и 4.2. договора № __ от 01.01.2009г. на отпуск тепловой энергии и горячей воды, заключенному между МУП «ПУ ЖКХ» и ООО «Комплекс».

Вместе с тем, согласованная сторонами договора, возможность корректировки платы за потребленную тепловую энергию противоречит положениям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и положениям Правил № 307, которыми установлено, что при отсутствии средств измерения в жилых домах объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, рассчитываемых в соответствии с Правилами № 306.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом, а именно ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу части 13 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.

В связи с тем, что тарифы являются составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.

Положения Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Федерального закона от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", предусматривают, что размер платы за коммунальные услуги устанавливается с учетом надбавок к тарифам, срок действия которых не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом.

Установление тарифов находится в компетенции Агентства по тарифам и ценам Архангельской области в силу положений постановления Правительства Архангельской области от 18.12.2009г. № 214-пп.

В установленном законом порядке изменение тарифов и нормативов потребления не производилось.

Порядок определения конкретного размера платы граждан за коммунальные услуги установлен статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", согласно которой размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым по муниципальным образованиям на очередной финансовый год.

Предельные индексы согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ) - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года. Тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления, и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 данного Федерального закона (пункт 1 статьи 13 (в ред. от 18.10.2007)). Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса (пункт 3 статьи 13).

Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" также установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (части 1, 4 статьи 2).

Кроме того, согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами (пункт 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.

Как установлено судом в установленном законом порядке изменение тарифов и нормативов потребителям МО «Город Коряжма» на 2010 год не производилось.

Нормативного правового акта, регламентирующего расчетный метод определения количества поставленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета, в установленном законом порядке не принято.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к выводу о том, что в отсутствие общедомовых приборов учета, ресурсоснабжающая организация не может руководствоваться какой либо методикой расчета, а обязана выставлять счета исходя из нормативов потребления и тарифов, установленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а поскольку в установленном законом порядке изменение тарифов и нормативов потребления не производилось, оснований для проведения корректировки размера платы за отопление расчетным путем у ответчика не имелось.

При таких обстоятельствах заявленные истцом требования о признании незаконными действий МУП «ПУ ЖКХ» в части включения в оплату за май 2011 года корректировки платы за отопление за 2010 год и возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет выставленных к оплате Плеховой Н.А. коммунальных услуг за май 2011 года, путем исключения из платы корректировки за отопление за 2010 год являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствие со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере <....> рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Плеховой Н.А. - удовлетворить.

Признать незаконными действия МУП "ПУ ЖКХ" г. Коряжма в части включения в оплату за май 2011 года корректировки платы за отопление за 2010 год.

Обязать МУП "ПУ ЖКХ" г. Коряжма произвести перерасчет выставленных к оплате Плеховой Н.А. коммунальных услуг за май 2011 года, путем исключения из платы корректировки за отопление за 2010 год в течение 5 дней со дня вступления в законную силу решения суда

Взыскать с МУП "ПУ ЖКХ" г. Коряжма в размере <....> рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи кассационной жалобы через Коряжемский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения (15 августа 2011 года).

Председательствующий - О.Н.Мишукова