Дело № 2 - 466 09 сентября 2011 года ОПРЕДЕЛЕНИЕ о прекращении производства по делу Коряжемский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Самыловских С.Б., с участием помощника прокурора г. Коряжма Кучина В.А. при секретаре Богатыренко М.С., рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Коряжме в помещении Коряжемского городского суда 09 сентября 2011 года гражданское дело по иску прокурора г. Коряжма к муниципальному образованию «Город Коряжма» о возложении обязанности разработать и утвердить проект организации дорожного движения, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Коряжма обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Город Коряжма» о возложении обязанности разработать и утвердить проект организации дорожного движения. Исковые требования обосновал тем, что в силу норм Федерального Закона от 10.12.2005 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения. В целях обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и пропускной способности дорог должен быть разработан и принят проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах. При проведении прокуратурой города проверки установлено, что администрацией МО «Город Коряжма» проект организации дорожного движения не разработан и не утвержден, что негативно влияет на безопасность дорожного движения на территории города, способствует совершению дорожно – транспортных происшествий, поэтому просит обязать администрацию МО «Город Коряжма» в срок до 01.09.2012 разработать и утвердить в установленном порядке проект организации дорожного движения. В судебном заседании помощник прокурора г. Коряжма поддержал исковые требования по указанным основаниям. Дополнительно пояснил, что в проекте организации дорожного движения будут содержаться: схемы расстановки технических средств организации дорожного движения с указанием линий дорожной разметки, дорожных знаков, ограждений, пешеходных ограждений, дорожных светофоров, автобусных остановок, пешеходных дорожек и т.д. С помощью данных, содержащихся в проекте, производится организация дорожного движения на автомобильных дорогах муниципального образования, что будет обеспечивать безопасность дорожного движения, предотвращать совершение ДТП. Поэтому данный акт направлен на соблюдение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, как пешеходов, так и автовладельцев. Проект будет устанавливать определенные правила поведения и правовые нормы для сотрудников ГИБДД для предотвращения аварийных ситуаций, а также для автомобилистов и пешеходов. Указанный проект принимается и утверждается в установленном законом порядке органом местного самоуправления, а именно: заказчиком проекта будет выступать администрация муниципального образования, разрабатывать его будет специализированная организация, а утверждается проект администрацией. Представитель ответчика МО «Город Коряжма» Моисеев И.А. в судебном заседании показал, что не согласен с заявленными исковыми требованиями, поскольку на территории муниципального образования отсутствуют автомобильные дороги местного значения, находящиеся в муниципальной собственности, имеются только улицы и на них проезжие части дорог. В виду отсутствия автомобильных дорог у ответчика отсутствует и обязанность по разработке и утверждению проекта. Просит прекратить производство по делу по основаниям, предусмотренным ст.220, ст.134 ч.1. п.1 ГПК РФ, поскольку в силу Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам местного значения. Органы местного самоуправления самостоятельно принимают муниципальные правовые акты, и суды в данном случае не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность таких органов. Проект организации дорожного движения будет обладать признаками муниципального нормативного правового акта, поэтому суд не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность МО «Город Коряжма». Заслушав прокурора, представителя МО «Город Коряжма», исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.2005 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами указанного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В силу ст. 6 п. 4 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии со ст. 21 указанного Федерального закона мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог органами местного самоуправления. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. В судебном заседании прокурор просит возложить на МО «Город Коряжма» обязанность разработать и утвердить проект организации дорожного движения на территории поселения. Согласно письму МВД РФ от 02.08.2006г. № 13/6 – 3853 Федерального дорожного агентства от 07.08.2006г. № 01-29/5313 целью разработки проекта организации дорожного движения является оптимизация методов организации дорожного движения на автомобильной дороге для повышения пропускной способности и безопасности дорожного движения транспортных средств и пешеходов(п.2.1 письма). Проект направлен на решение следующих задач: обеспечение безопасности участников движения, введение необходимых режимов движения, своевременное информирование участников движения о дорожных условиях, расположении населенных пунктов, маршрутах проезда транзитных автомобилей, обеспечение правильного использования водителями транспортных средств ширины проезжей части дороги и т.д. (п.2.3 письма). Проект организации дорожного движения содержит: схемы расстановки технических средств организации дорожного движения с указанием линий дорожной разметки, дорожных знаков, ограждений, пешеходных ограждений, дорожных светофоров, автобусных остановок, пешеходных дорожек и т.д. (п.4.2 письма). Таким образом, с помощью данных, содержащихся в проекте, производится организация дорожного движения на автомобильных дорогах муниципального образования в целях повышения безопасности дорожного движения, пропускной способности дорог, безопасности движения транспортных средств и пешеходов. Поэтому данный акт направлен на соблюдение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, как пешеходов, так и автовладельцев. Проект устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц (участников движения) путем обеспечения безопасности участников движения, введения для них необходимых режимов движения, информирования о дорожных условиях, обеспечения правильного использования водителями ширины проезжей части дороги и т.д. С учетом изложенного суд приходит к выводу, что проект организации дорожного движения обладает признаками, характеризующими его, как нормативный правовой акт, поскольку издается в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. В соответствии со ст.ст. 12, 130, 132 Конституции Российской Федерации и п.1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам местного значения. Анализируя вышеуказанные нормы, суд приходит к выводу, что осуществление мероприятий по организации дорожного движения в границах населенных пунктов в том числе и по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. Таким образом, в силу требований Конституции РФ о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10) органы местного самоуправления самостоятельно принимают муниципальные правовые акты, суды в данном случае не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность таких органов. Иное означало бы вмешательство судов в полномочия органов местного самоуправления и нарушение конституционного принципа разделения властей. Поэтому рассмотрение требований прокурора об обязании администрации муниципального образования разработать и утвердить нормативный правовой акт в установленном порядке в виде проекта организации дорожного движения в рамках избранного им способа защиты предполагает вмешательство суда в деятельность органа местного самоуправления по вопросам местного значения. Согласно ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса. Из ст.134 ч.1 п.1 ГПК РФ следует, что судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке. Принимая во внимание, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также то, что органы местного самоуправления самостоятельно принимают муниципальные правовые акты, суд в данном случае не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность конкретного органа местного самоуправления, поэтому исковое заявление прокурора не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, производство по данному делу подлежит прекращению. Руководствуясь ст.ст.134 ч.1 п.1, ст.220, ст.224, ст.225 ГПК РФ суд ОПРЕДЕЛИЛ: Производство по делу по исковому заявлениюПроизводство по делу по исковому заявлению прокурора г. Коряжма к муниципальному образованию «Город Коряжма» о возложении обязанности разработать и утвердить проект организации дорожного движения – прекратить. прокурора г. Коряжма к муниципальному образованию «Город Коряжма» о возложении обязанности разработать и утвердить проект организации дорожного движения – прекратить. Определение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи частной жалобы в Коряжемский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Председательствующий С.Б. Самыловских