Решение по иску о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии и о перерасчете базовой части пенсии



Дело № 2 - 324 05 июля 2011 г.

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

Коряжемский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Жданова Е.В.,

при секретаре Коряковской В.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Коряжме гражданское дело по иску Шушкова В.Ф. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Коряжме о признании незаконным решения об отказе в перерасчёте пенсии и о перерасчёте базовой части пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Шушков В.Ф. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Коряжме (далее – ГУ–УПФ РФ в г. Коряжме), просит суд признать незаконным решение ответчика от 25 ноября 2010 г., обязать ГУ – УПФ РФ в г. Коряжме включить период его командировки на курсы по обучению по радиационным объектам в <адрес> с _.__ г. по _.__ г. в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера и произвести перерасчёт базовой части трудовой пенсии.

Исковые требования мотивировал тем, что обратился в ГУ–УПФ РФ в г. Коряжме с заявлением на включение в стаж периода командировки в <адрес> и о перерасчёте пенсии, для чего предоставил необходимые документы. В удовлетворении его заявления ответчик отказал, ссылаясь на то, что он (Шушков) не работал полный рабочий день в особых условиях, хотя прохождение для него курсов повышения квалификации на основании приказа работодателя являлось обязательным, его учёба проходила полный рабочий день, на время прохождения курсов за ним сохранялось место работы, и средняя заработная плата, производились отчисления в пенсионный фонд.

В судебном заседании Шушков В.Ф. поддержал заявленные требования в полном объёме, пояснил суду, что в <адрес> он находился на курсах повышения квалификации 10 дней. При направлении в командировку ему было дано задание пройти обучение и получить разрешение на работу с радиоактивными веществами и приборами. За время командировки он проходил теоретические и практические занятия по обращению с радиоактивными веществами и приборами в филиале СЕВМАШВТУЗа. Ответчик отказал ему в перерасчёте базовой части назначенной трудовой пенсии.

Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в г. Коряжме Москвичева Л.С., действующая на основании доверенности (л.д. ), исковые требования не признала в полном объёме, пояснила суду, что в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитываются периоды работы, которые выполнялись постоянно в течение полного рабочего дня, тогда как истец проходил обучение в районе Крайнего Севера.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Истец Шушков В.Ф. является получателем трудовой пенсии по старости с _.__ г. в размере <данные изъяты> коп., базовая часть которой с 01 февраля 2011 г. составляет 2851 руб. 99 коп., что подтверждается письменными материалами дела (письменными пояснениями ответчика, справкой о размере базовой части трудовой пенсии, решением о назначении пенсии – л.д. 27, об., 28, 30).

С _.__ г. по _.__ г. истец работал в должности <данные изъяты>», которое с _.__ г. было реорганизовано в ООО «<данные изъяты>», куда с этого же числа истец был принят на должность <данные изъяты>, и где работает по настоящее время, что подтверждается трудовой книжкой истца (л.д. 13).

_.__ г. Шушков В.Ф. обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Коряжме с письменным заявлением, в котором просил включить в его стаж для установления повышенной базовой части пенсии по старости работу в районах Крайнего Севера в период командировки с _.__ г. по _.__ г. (л.д. 29).

Из ответа ГУ-УПФ РФ в г. Коряжме следует, что ответчик отказал истцу во включении вышеуказанного периода в стаж его работы в районах Крайнего Севера и в перерасчёте базовой части пенсии (л.д. 7).

Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

Пояснениями истца в судебном заседании и представленными в материалы дела приказом от _.__ г. о направлении работников в командировку, командировочным удостоверением, удостоверением о краткосрочном повышении квалификации, разрешением на право ведения работ подтверждается, что с _.__ г. по _.__ г. включительно Шушков В.Ф., будучи направленным в командировку распоряжением работодателя, проходил краткосрочное обучение в <адрес> на факультете повышения квалификации руководящих работников и специалистов Севмашвтуза по программе «Радиационная безопасность и радиационный контроль». Обучение истец прошёл в объёме 72 часа, в ходе которого участвовал в проведении теоретических и практических занятий (л.д. 20, 21, 22, 23, ).

На период его командировки за ним работодателем сохранялось прежнее место работы и уплачивались страховые взносы (л.д. 24, 25).

Согласно п. 6 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В соответствии с п. 7 ст. 14 Федерального закона № 17-ФЗ лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц.

Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Пунктом 11 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 330 рублей 60 копеек в месяц.

При этом, лицам, имеющим смешанный стаж (периоды работы как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях) в случае наличия при перерасчёте достаточного стажа может быть установлен размер базовой части трудовой пенсии как лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, 4. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно п. 5 разъяснений "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (утв. Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 29), право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Как следует из приказа от _.__ г., Шушков В.Ф. направлялся в <адрес>, в СПб ГМТУ филиал СЕВМАШВТУЗА с целью обучения по радиационным объектам (л.д. 20).

Исходя из отметок на командировочном удостоверении, прибыл он в <адрес> _.__ г., убыл – _.__ г. Отметки о прибытии и убытии заверены печатью филиала СЕВМАШВТУЗ Санкт-Петербургского государственного морского технического университета; в графе цель командировки также указано – обучение по радиационным объектам (л.д. 21).

Удостоверением о краткосрочном повышении квалификации подтверждается, что Шушков В.Ф. с _.__ г. по _.__ г. прошёл краткосрочное обучение на факультете повышения квалификации руководящих работников и специалистов Севмашвтуза по программе «радиационная безопасность и радиационный контроль» в объёме 72 часа (л.д. 23).

Согласно табеля учёта рабочего времени, с 01 по _.__ г. рабочее время отмечено Шушкову В.Ф. как «8\у», при том, что согласно комментария к табелю буква «у» обозначает «учёба» (л.д. 25, 36).

В судебном заседании Шушков В.Ф. пояснил, что в период пребывания в <адрес> проходил обучение (л.д. ).

Вместе с тем, прохождение обучения в период нахождения в районах Крайнего Севера не является основанием для перерасчёта базовой части трудовой пенсии, поскольку в данном случае правовое значение имеет именно выполнение работы в течение полного рабочего дня в указанных природно-климатических территориях с соответствующими психологическими, физическими нагрузками, интенсивностью, сопровождающими такую деятельность, с которыми Закон связывает приобретение права на досрочное пенсионное обеспечение.

В соответствии со ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) служебной командировкой признаётся поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Направление работодателем истца на курсы повышения квалификации не является служебной командировкой, поскольку в данном случае отсутствует конкретное служебное поручение, связанное с трудовой деятельностью работника.

Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Исходя из положений ст. 187 ТК РФ следует, что местом работы истца Шушкова В.Ф., сохраняемым за ним на весь период обучения на курсах повышения квалификации, являлся г. Коряжма Архангельской области.

Доказательств того, что в вышеуказанный период времени в <адрес> истец выполнял свои трудовые обязанности суду, не представлено.

В силу п. 2 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Шушков В.Ф. зарегистрирован в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования _.__ г. (л.д. 31), следовательно, периоды его работы после указанной даты подлежат определению по данным индивидуального (персонифицированного) учета.

Вместе с тем, по данным персонифицированного учёта Шушкова В.Ф. период его деятельности с _.__ г. по _.__ г. вообще указан без обозначения территориальных условий, в том числе относящихся к районам Крайнего Севера (л.д. 32, об.).

При таких обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шушкова В.Ф. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Коряжме о признании незаконным решения об отказе в перерасчёте пенсии и о перерасчёте базовой части пенсии – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Коряжемский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме (в окончательной форме решение будет изготовлено 11 июля 2011 г.).

Резолютивная часть решения суда объявлена в судебном заседании 05 июля 2011 г.

Председательствующий - Е.В. Жданов Решение вступило в законную силу 22 июля 2011 года