Решение по иску о включении в специальный педагогический стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии



Дело 2-675                                        21 декабря 2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Коряжемский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи    Незговоровой Т.А.

при секретаре -    Положий А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: г. Коряжма, ул.Кутузова, 4 гражданское дело по иску Варлыгиной Г. Е. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Коряжме о назначении льготной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Варлыгина Г.Е. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению ПФ РФ в. Коряжме о назначении льготной пенсии в связи с педагогической деятельностью, указывая в иске, что она 08.11.2011г. обратилась с заявлением в ГУ - Управление ПФ РФ в. Коряжме о досрочном назначении трудовой пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью. Однако 14.11.2011г. в назначении пенсии ей отказано по причине отсутствия требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии 25-летнего стажа. С данным выводом ГУ УПФ РФ в г.Коряжме она не согласна, поскольку неверно определен период её работы преподавателем МОУ ДОД ДШИ с 29.09.1995г., согласно трудовой книжке, она работает с 16.02.2004г., из педагогического стажа неправомерно исключен период с 01.01.2001г. по 07.11.2011г. (10 лет 10 месяцев 6 дней), считает, что в данный период она работала преподавателем в учреждении «Музыкальная школа», что соответствует п.1 Списка, по которому и должен исчисляться педагогический стаж, а не по п.2 Списка, как это сделал Пенсионный фонд. С 1985г. учреждение меняло свое название и организационно-правовую форму, но должностные обязанности и род деятельности остались прежними, поэтому просит суд обязать ГУ Управление ПФ РФ в г.Коряжме включить в специальный педагогический стаж период с 01.01.2001г. по 07.11.2011г. её работы преподавателем в школе искусств, назначить ей досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью с даты обращения с заявлением о назначении пенсии в ГУ - Управление ПФ РФ в г. Коряжме - 08.11.2011 года.

В судебном заседании истец Варлыгина Г.Е. и её представитель Варлыгин С.А. исковые требования поддержали. Представитель истца Варлыгин С.А. суду пояснил, что с момента начала трудовой деятельности и до 2011г. истец Варлыгина не работала в учреждении, которое является учреждением дополнительного образования, следовательно на неё не распространяется положение Списка №781 п.2 в названии должности и п.2 в названии организации, в связи с чем требования п.12 Правил в отношении её не применяются. Трудовой стаж в должности преподавателя фортепиано в Коряжемской школе искусств превышает 25 лет, поэтому не настаивает на включение в стаж периодов нахождения истца в командировке, на курсах и т.д.

Представитель ГУ - Управления ПФ РФ по г. Коряжма Чебыкина О.И. с исковыми требованиями истца не согласна, суду пояснила, что согласно представленных документов, Варлыгина Г.Е. работала в Коряжемской музыкальной школе № 9 с 27.08.1985 по 31.12.2000 в должности преподавателя по классу фортепиано. Данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы. Период работы с 01.01.2000 не подлежит включению в педагогический стаж в силу следующего: Пунктом 12 Правил определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 1 января 2001г., засчитываются в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01 ноября 1999г. по 31 декабря 2000г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка. Варлыгина Г.Е. работала в период с 01.01.2001 в должности преподавателя по классу фортепиано в учреждении дополнительного образования, что предусмотрено Списком. Однако по состоянию на 01.01.2001 стаж ее педагогической деятельности составляет только 15 лет 2 месяца 10 дней, т.е. не выполняется 1 условий п.12 Правил. Таким образом, период работы в учреждении дополнительного образовательного учреждения «Коряжемской детской школе искусств» не может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. Просит в иске отказать.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, проверив и оценив представленные доказательства, каждое в отдельности и в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.

Согласно приказу №54 от 26.08.1985г., Богатырёва (Варлыгина) Г.Е. принята на работу в качестве преподавателя по классу фортепиано с 27.08.1985г. по направлению Управления культуры.(л.д.77)

Согласно Уставу от 1995года, муниципальное учреждение «Коряжемская детская школа искусств» зарегистрирована постановлением Главы администрации г.Коряжмы от 11.10.1995г., № 756, учредителем является отдел культуры администрации г.Коряжмы. «Коряжемская детская школа искусств» является муниципальным образовательным учреждением школьного типа начального художественного образования в сфере различных видов искусств.(л.д.32)

Согласно Уставу от 2000г., муниципальное учреждение «Коряжемская детская школа искусств» зарегистрирована постановлением Мэра г.Коряжмы от 19.07.2000г., № 562, учредителем является отдел культуры администрации г.Коряжмы. «Коряжемская детская школа искусств» по своей организационно правовой форме является муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования в области музыкального художественного, хореографического образования и эстетического воспитания, созданным для целенаправленного обучения детей и подростков различным видам искусства.(л.д.45)

Согласно Уставу от 2004г., наименование - муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Коряжемская детская школа искусств», зарегистрирована постановлением Мэра г.Коряжмы от 10.02.2004г., № 131, учредителем является МО «Город Коряжма» в лице администрации города. (л.д.66)

Пенсионным фондом в г.Коряжме Варлыгиной Г.Е. отказано в назначении пенсии в соответствии с п.19 ч.1 ст.27 Федерального Закона от 17 12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия на момент обращения в Пенсионный фонд за назначением пенсии льготного стажа 25 лет. Период работы с 01.01.2000г по 07.11.2011г. не подлежит включению в педагогический стаж в связи с невыполнением условий, предусмотренных пунктом 12 Правил, так как по состоянию на 01.01.2001 стаж педагогической деятельности Варлыгиной составляет только 15 лет 2 месяца 10 дней.

Согласно пункту п.19 ч.1 ст.27 Федерального Закона от 17 12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее также - Список), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее также - Правила).

Согласно п. 3 Правил, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Пунктом 12 Правил определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 1 января 2001г., засчитываются в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01 ноября 1999г. по 31 декабря 2000г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Как установлено в судебном заседании, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Коряжме Варлыгиной Г.Е. было отказано в назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа, в который не был засчитан период работы в качестве преподавателя учреждения дополнительного образования детей - детской школы искусств города Коряжмы после 1 января 2001 года, поскольку на указанную дату ее педагогический стаж составил 15 лет 2 месяца 10 дней.

Согласно представленным материалам дела, «Коряжемская детская школа искусств» была зарегистрирована 19 июля 2000г. постановлением Мэра г.Коряжмы от 19.07.2000г., №562 как муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования.

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 года N 392-О).

Согласно Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" предусматривало включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работы в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей.

С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" работа в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.

Само по себе изменение оценки профессиональной деятельности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей применительно к льготному пенсионному обеспечению не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение, если оно сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П).

Для граждан, которые в период до 31 декабря 2000 года занимали должность преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей, Правительство Российской Федерации в названном Постановлении предусмотрело возможность зачета в выслугу лет периодов работы после 1 января 2001 года в этой должности при условии длительного периода работы в данной должности на 1.01.2001г.

Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев) и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

В связи с тем, что на 1 января 2001г. Варлыгина Г.Е. работала педагогом в Коряжемской детской школе искусств, которая являлась учреждением дополнительного образования и в настоящее время также является учреждением дополнительного образования, общий трудовой педагогический стаж Варлыгиной Г.Е. на указанную дату был меньше 16 лет 8 месяцев (15 лет 2 месяца 10 дней), поэтому период работы истца с 01.01.2001г. и по настоящее время не подлежит включению в специальный педагогический стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии. При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований о включении периода работы с 01.01.2001г. по 07.11.2011г. в сумме 10 лет 10 месяцев 6 дней в специальный стаж истца для назначения льготной пенсии нет.

Суд не может согласиться с доводами представителя истца, что поскольку Варлыгина была принята на работу в Коряжемскую детскую школу искусств, которая ранее не являлась учреждением дополнительного образования, поэтому на неё не распространяются требования пункта 12 Правил и п.2 раздела «Наименование должностей» Списка в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» на период с 1 января 2001г. и по настоящее время, так как они основаны на неправильном понимании и толковании указанного закона.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Варлыгиной Г. Е. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Коряжме о включении в специальный педагогический стаж периода работы с 01.01.2001г. по 07.11.2011г. в сумме 10 лет 10 месяцев 6 дней – отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи жалобы в Коряжемский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме 26 декабря 2011г.

Председательствующий –                             Т.А.Незговорова